Специальная психология: детская олигофренопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание

Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.

Работа состоит из  1 файл

АЛПСИХ.docx

— 58.57 Кб (Скачать документ)

«Специальная  психология: детская олигофренопсихология»

 

 

1.      История становления детской  олигофренопсихологии.

 

Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).

Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.

Л. В. Занковым была написана первая в истории советской олигофренопсихологии книга, обобщившая все имеющиеся в ту пору сведения в данной области специальной психологии. Это «Очерки психологии умственно отсталого ребенка» (1935), в которую были включены материалы исследований как зарубежных авторов, так и сотрудников лаборатории специальной психологии Научно-практического института детских домов и специальных школ. В этой книге он изложил точку зрения отечественных дефектологов на основные проблемы умственной отсталости.

И. М. Соловьевым были разработаны оригинальные методики, направленные на изучение закономерностей  мнемической деятельности учеников-олигофренов.

Ж.И. Шиф выполнен ряд исследований, в которых получены результаты, свидетельствующие о существенных особенностях различных форм мышления детей-олигофренов.

В олигофренопсихологии постепенно накапливались сведения об особенностях личности умственно отсталых детей и о путях, способствующих ее формированию. Но они были фрагментарными, слабо связанными друг с другом, в ряде случаев противоречивыми.

Ж. И. Шиф организовала проведение целого ряда экспериментальных исследований личности умственно отсталых учащихся и обобщила результаты, представив логически стройную картину.

В середине 40-х гг. в лабораторию  специальной психологии НИИ дефектологии пришел Б.И. Пинский, первые научные поиски которого были посвящены проблемам памяти. Его интересовали особенности запоминания умственно отсталыми вербального и невербального материала.

В настоящее время исследования по проблемам психологии умственно  отсталых детей проводятся преимущественно  в учебных вузах — на факультетах  специальной (коррекционной) психологии и педагогики.

 

2.  Предмет  и задачи детской олигофренопсихологии.

 

Олигофренопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопсихология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология, нейропсихология и др. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.

Детская олигофренопсихология занимается изучением закономерностей психического развития и особенностей психической деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

В задачи детской  олигофренопсихологии входит:

- изучение закономерностей и особенностей  психического развития детей  с интеллектуальными нарушениями  в разных условиях, и, прежде  всего, в условиях специального  обучения;

- создание методов и средств психологической диагностики интеллектуальных нарушений;

- разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

- психологическое обоснование содержания  и методов обучения и воспитания  в системе специальных образовательных  учреждений для детей с умственной  отсталостью;

- психологическая оценка эффективности  содержания и методов обучения  детей с интеллектуальными нарушениями  в разных условиях;

- психологическое изучение социальной  адаптации лиц с интеллектуальной  недостаточностью;

- психологическая коррекция дезадаптации лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.

В настоящее время наиболее актуальными  задачами являются разработка диагностических  методик и психологического сопровождения  коррекционного образовательного процесса, поскольку эти области остаются слабо освещенными.

 

3. Принципы  и методы детской олигофренопсихологии.

 

Принципы  детской олигофренопсихологии

1. Общенаучные принципы

- Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

-  Принцип детерминизма. С его позиций  психические явления рассматриваются  как причинно-обусловленные, производные  от внешнего воздействия, которое  и отражается психикой.

- Принцип развития. Сущность его  сводится к положению о том,  что все психические явления  необходимо рассматривать исключительно  в динамическом плане, то есть  в процессе развития и становления.

- Принцип единства сознания и  деятельности. Психика развивается  и проявляется в процессе внешней  материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.

2. Специфические  принципы специальной психологии

- Принцип комплексности предполагает, что вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

- Принцип системного структурно-динамического  изучения опирается на представление  о системном строении психики  и предполагает анализ результатов  психической деятельности на  каждом из ее этапов. Системный  анализ в процессе психологической  диагностики предполагает не  только выявление отдельных нарушений,  но и установление взаимосвязи  между ними, их иерархии.

- Принцип качественного анализа  результатов психодиагностического  изучения ребенка.

Методы  детской олигофренопсихологии

Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет  судить о личностных качествах и  поведении ребенка, помогает вскрыть  причины некоторых отклонений в  развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений.

Метод наблюдения. Является одним из ведущих  при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка  в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

  Особое значение имеет наблюдение  за игровой деятельностью ребенка,  так как в ряде случаев оно  является основным методом исследования  в детской олигоференопсихологии.

Метод изучения рисунков.  Рисунок является важным дифференциально-диагностическим  показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно  провести специальное исследование, предложив ребенку рисование (свободное  и по заданию). Способность ребенка  выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут  дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза.

Изучение  документации и продуктов деятельности детей беседа, наблюдение чаще всего  выявляют те или иные особенности  в развитии ребенка. Объяснить эти  факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное  задание, моделирующее соответствующую  психическую функцию.

При обследовании детей в психодиагностических целях используется метод тестов.

 

4. Проблемы  развития психики детей с интеллектуальной  недостаточностью.

Психика ребенка с интеллектуальной недостаточностью совершенно непохожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нераспознанными.

Рассматривая  процесс развития как единый процесс, где каждый последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит  от достигнутого ранее, Л. С. Выготский (1990) говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. При оценке развития психики интеллектуально недостаточного ребенка Л.С. Выготский предлагает отличать ядерные признаки интеллектуальной недостаточности от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром.

Под этим разумеют обычно недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, слагающихся  и возникающих в процессе социального  развития ребенка. При этом замечательным  является тот факт, что само по себе недоразвитие высших психологических  функций не является обязательно  связанным с картиной дебильности» (Л.С. Выготский, 1990).

Различение  первичных и вторичных задержек в развитии имеет практический интерес  в том смысле, что вторичные  осложнения и задержки оказываются  наиболее поддающимися лечебно-педагогическому  воздействию. Высшие психические функции, т.е. высшие формы памяти, мышления, характера, - продукт культурного  развития, а не биологического созревания. Это культурное развитие возможно, но оно лишь ограничено ядерными признаками интеллектуальной недостаточности: плохой восприимчивостью ребенка ко всему  новому и его недостаточной активностью.

Влияние расхождения между биологическим  и культурным развитием интеллектуально  недостаточного ребенка проявляется, в частности, в дисгармоничном росте  потребностей. Ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях более всего ослаблена у младенцев  с неполноценной корой головного  мозга.

 

5.      Факторы влияющие на возникновения дизонтогенеза.

 

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction — MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).

К органическим факторам возникновения  дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят о минимальной мозговой дисфункции.

Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

 

6.      Классификации умственной отсталости (М.С. Певзнер, Д.Н.Исаева и др.)

 

В зависимости от причин, вызвавших  умственную отсталость, Г.Е. Сухарева выделяет:

Информация о работе Специальная психология: детская олигофренопсихология