Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа
Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.
«Специальная психология: детская олигофренопсихология»
1. История становления детской олигофренопсихологии.
Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.
Л. В. Занковым была написана первая в истории советской олигофренопсихологии книга, обобщившая все имеющиеся в ту пору сведения в данной области специальной психологии. Это «Очерки психологии умственно отсталого ребенка» (1935), в которую были включены материалы исследований как зарубежных авторов, так и сотрудников лаборатории специальной психологии Научно-практического института детских домов и специальных школ. В этой книге он изложил точку зрения отечественных дефектологов на основные проблемы умственной отсталости.
И. М. Соловьевым были разработаны оригинальные методики, направленные на изучение закономерностей мнемической деятельности учеников-олигофренов.
Ж.И. Шиф выполнен ряд исследований, в которых получены результаты, свидетельствующие о существенных особенностях различных форм мышления детей-олигофренов.
В олигофренопсихологии постепенно накапливались сведения об особенностях личности умственно отсталых детей и о путях, способствующих ее формированию. Но они были фрагментарными, слабо связанными друг с другом, в ряде случаев противоречивыми.
Ж. И. Шиф организовала проведение целого ряда экспериментальных исследований личности умственно отсталых учащихся и обобщила результаты, представив логически стройную картину.
В середине 40-х гг. в лабораторию специальной психологии НИИ дефектологии пришел Б.И. Пинский, первые научные поиски которого были посвящены проблемам памяти. Его интересовали особенности запоминания умственно отсталыми вербального и невербального материала.
В настоящее время исследования по проблемам психологии умственно отсталых детей проводятся преимущественно в учебных вузах — на факультетах специальной (коррекционной) психологии и педагогики.
2. Предмет
и задачи детской
Олигофренопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопсихология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология, нейропсихология и др. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
Детская олигофренопсихология занимается изучением закономерностей психического развития и особенностей психической деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
В задачи детской олигофренопсихологии входит:
-
изучение закономерностей и
- создание методов и средств психологической диагностики интеллектуальных нарушений;
- разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
-
психологическое обоснование
-
психологическая оценка
-
психологическое изучение
-
психологическая коррекция
В настоящее время наиболее актуальными задачами являются разработка диагностических методик и психологического сопровождения коррекционного образовательного процесса, поскольку эти области остаются слабо освещенными.
3. Принципы
и методы детской
Принципы детской олигофренопсихологии
1. Общенаучные принципы
- Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.
-
Принцип детерминизма. С его позиций
психические явления
-
Принцип развития. Сущность его
сводится к положению о том,
что все психические явления
необходимо рассматривать
-
Принцип единства сознания и
деятельности. Психика развивается
и проявляется в процессе
2. Специфические
принципы специальной
- Принцип
комплексности предполагает, что вскрытие
глубоких внутренних причин и механизмов
возникновения того или иного отклонения
осуществляется группой специалистов
(врачи, педагоги-дефектологи, логопед,
психолог, социальный педагог). Используется
не только клиническое и экспериментально-
-
Принцип системного структурно-
-
Принцип качественного анализа
результатов
Методы детской олигофренопсихологии
Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений.
Метод наблюдения. Является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.
Особое значение имеет
Метод
изучения рисунков. Рисунок является
важным дифференциально-
Изучение документации и продуктов деятельности детей беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.
При обследовании детей в психодиагностических целях используется метод тестов.
4. Проблемы
развития психики детей с
Психика ребенка с интеллектуальной недостаточностью совершенно непохожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нераспознанными.
Рассматривая процесс развития как единый процесс, где каждый последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от достигнутого ранее, Л. С. Выготский (1990) говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. При оценке развития психики интеллектуально недостаточного ребенка Л.С. Выготский предлагает отличать ядерные признаки интеллектуальной недостаточности от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром.
Под этим разумеют обычно недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, слагающихся и возникающих в процессе социального развития ребенка. При этом замечательным является тот факт, что само по себе недоразвитие высших психологических функций не является обязательно связанным с картиной дебильности» (Л.С. Выготский, 1990).
Различение
первичных и вторичных задержек
в развитии имеет практический интерес
в том смысле, что вторичные
осложнения и задержки оказываются
наиболее поддающимися лечебно-педагогическому
воздействию. Высшие психические функции,
т.е. высшие формы памяти, мышления,
характера, - продукт культурного
развития, а не биологического созревания.
Это культурное развитие возможно,
но оно лишь ограничено ядерными признаками
интеллектуальной недостаточности: плохой
восприимчивостью ребенка ко всему
новому и его недостаточной
Влияние
расхождения между
5. Факторы влияющие на возникновения дизонтогенеза.
Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction — MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).
К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят о минимальной мозговой дисфункции.
Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.
Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.
6. Классификации умственной отсталости (М.С. Певзнер, Д.Н.Исаева и др.)
В зависимости от причин, вызвавших умственную отсталость, Г.Е. Сухарева выделяет:
Информация о работе Специальная психология: детская олигофренопсихология