Специальная психология: детская олигофренопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание

Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.

Работа состоит из  1 файл

АЛПСИХ.docx

— 58.57 Кб (Скачать документ)

11. Отграничение интеллектуальной недостаточности от сходных состояний.

 

   Одной из важнейших задач психолого-педагогической  диагностики является отграничение  умственной отсталости от сходных  с ней состояний. Большая заслуга  в деле разработки этих вопросов  принадлежит дефектологам Т. А.  Власовой, Г. М. Дульневу, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.

Наиболее  сложными в диагностическом отношении  являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. В исследованиях дефектологов указывается, что при задержке психического развития имеет место (неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерархичность поражения.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью  может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п.), а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Известны  разные виды речевых нарушений, имеющих различную степень выраженности в зависимости от силы и времени поражения. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи. При сохранном слуховом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении (нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки, поэтому сложен звуко-буквенный анализ и т. д.). При тяжелых нарушениях фонематического слуха наступает недоразвитие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произношения. Все это следует учитывать при проведении логопедического обследования.

Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что, в отличие  от других аномалий (глухота, слепота), для умственной отсталости нет абсолютно  объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить.

12. Особенности психофизического развития ребенка первого года жизни с нарушениями в развитии.

 

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие  ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается  появление прямостояния, т. е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить.

У всех детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для  здорового ребенка неудержимое  стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая паталогическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т. д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует «комплекс оживления».

В дальнейшем у детей с нарушениями  интеллекта не появляется интереса к  игрушкам, подвешенным над кроваткой  или находящимся в руках у  взрослого. Нарушение эмоционального контакта со взрослыми сказывается на характере первых действий с предметами — хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. У этих детей не формируются своевременно предпосылки развития речи. Сензитивный период формирования многих физических возможностей и психических процессов упущен.

13. Особенности психического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в раннем возрасте.

 

Ранний  возраст (от 1 года до 3 лет).Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии является овладение ходьбой (прямохождеиием), развитие предметной деятельности и развитие речи.

Овладение ходьбой и развитие предметных действий. Подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит.

Развитие  предметной деятельности. На основе овладения  предметными действиями у детей  в норме на втором году жизни возникает, а на третьем становится ведущей  предметная деятельность. Как и всякая ведущая деятельность, она способствует психическому развитию ребенка в  целом — развитию моторики, восприятия, мышления, речи.

У детей раннего возраста с нарушениями  интеллекта предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. В  других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции  с предметами, иногда напоминающие специфическое его использование, но в действительности ребенок, производя  эти действия, совсем не учитывает  свойства и назначения предметов. Наличие  неадекватных действий — характерная  черта ребенка с нарушениями  интеллекта.

Таким образом, отсутствие целенаправленной деятельности, вербальное (словесное) обозначение цели при отсутствии ее достижения, равнодушие к результату своего труда, неадекватные действия все  это черты, характерные для деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями  интеллекта. Не формируются самостоятельно и другие виды детской деятельности — игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу  третьего года жизни.

В тоже время у некоторых детей  с нарушениями интеллекта появляются желания «сотрудничать» со взрослым, выполнять его требования, а также попытки подражания, которые в дальнейшем могут стать основной для возникновения более осмысленных действий с предметами.

У детей с нарушениями интеллекта раннего возраста отсутствуют необходимые  предпосылки, для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное  общение со взрослым, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется.

Главное заключается в том, что речь ребенка  раннего возраста с нарушениями  интеллекта не может служить ни средством  общения, ни средством передачи ребенку  общественного опыта. Она также  не может принять на себя функцию  регуляции сто действий.

В то же время тенденции развития ребенка  с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося.

14. Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Для умственно отсталых детей характерно диффузное недоразвитие поверхностных  слоев коры больших полушарий  головного мозга, что обусловливает  отклонения в развитии познавательной деятельности, в частности ее сенсорно-перцептивной организации. У умственно отсталых детей могут быть нарушены все звенья анализатора — периферический отдел (рецептор), проводящие нервные пути и соответствующие участки коры головного мозга. Рецептор анализирует элементарные раздражения, а сложная аналитико-синтетическая работа осуществляется на уровне центрального звена анализатора.

У умственно отсталых детей наблюдаются  недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств. у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом ее развитие на протяжении пяти-шести лет обучения протекает крайне медленно. Большинство умственно отсталых детей правильно узнают и называют основные цвета.

Исследования  советских дефектологов показывают, что у детей-олигофренов имеется значительная недостаточность непосредственного сенсорно-перцептивного отражения. Вместе с тем отмечается, что в процессе обучения и коррекционно-воспитательной работы можно значительно развить их ощущения и восприятия. Восприятие — целостное отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений окружающего мира.

Физиологическая основа восприятия — сложные условнорефлекторные связи. Различные нарушения условнорефлекторной деятельности у умственно отсталых детей обусловливают дефектность восприятия. Процесс восприятия протекает в единстве с другими психическими процессами: ощущениями, представлениями, мышлением и речью. На него оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности. Недоразвитие различных сторон психики неблагоприятно влияет на процесс восприятия.

В силу указанных причин у умственно  отсталых детей отмечается нарушение  избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности восприятия.

 

15. Особенности развития восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Поскольку у умственно отсталых детей наблюдается  недоразвитие интересов и потребностей, у них недостаточно отчетливо  проявляется избирательность восприятия. Умственно отсталые дети не стремятся  детально изучить предмет. При описании какого-либо предмета школьники с  умственной отсталостью обнаруживают недостаточную обобщенность восприятия. Они указывают лишь на некоторые, резко выделяющиеся, внешние признаки и ограничиваются самым общим  узнаванием предмета.

Восприятие  умственно отсталых детей слабо  дифференцированно. При восприятии знакомых предметов умственно отсталые дошкольники затрудняются в вычленении деталей, отождествляют предметы, не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету, пропускают небольшие объекты.

У детей с умственной отсталостью  прослеживается недостаточная устойчивость восприятия, его прерывистость и  нарушение целостности. Наиболее отчетливо  эта особенность обнаруживается у олигофренов с повышенной истощаемостыо нервной системы, что объясняется выраженным охранительным, запредельным торможением.

В норме восприятие характеризуется  константностью, под которой понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов  при изменении расстояния, ракурса, освещенности. У умственно отсталых детей так же, как у учащихся массовой школы, восприятие отличается относительной константностью. Но это свойство восприятия у умственно отсталых выражено в меньшей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.

 

16. Особенности развития памяти и воображения у дошкольников е интеллектуальной недостаточностью.

 

Расстройства  памяти у умственно отсталых лиц  объясняется слабостью замыкательной  функции коры и в связи с  этим малым объемом и замедленным  темпом формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Ослабление активного внутреннего  торможения, обуславливающее недостаточную  концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение  запечатленного материала также  неточное. Забывчивость - проявление истощаемости и тормозимости коры головного мозга.

Нарушения непосредственной памяти у умственно  отсталых детей проявляются в  том, что они усваивают все  новое очень медленно, лишь после  многих повторений, быстро забывают воспринятое  и, главное, не умеют вовремя воспользоваться  приобретенными знаниями и умениями на практике.

Основными нарушениями памяти являются замедленный  темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспроизведения.

В исследованиях  подчеркивается, что у детей с  недоразвитием интеллекта воображение  по отношению к мышлению выполняет  компенсаторную функцию. Установлено, что уровень развития творческого  воображения у умственно отсталых детей коррелирует со степенью тяжести нарушения, а нарушения регуляторных компонентов эмоционально-волевой сферы в структуре умственной отсталости оказывают отрицательное влияние на характер деятельности детей, на процесс создания воображаемых образов при рисования детьми сказки. В установлении ими последовательности эпизодов и понимании внутренней логики отношений между персонажами также отмечаются значительные трудности. По сравнению с работами нормально развивающихся ребят, у умственно отсталых преобладают шаблонные, привычные изображения, снижена активность самого процесса воображения.

17. Особенности развития мышления у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

 

У детей с нарушениями интеллекта наглядно-действенное мышление характеризуется  отставанием в темпе развития. Не всем детям к концу дошкольного  периода оказывается доступным  выполнение даже таких практических задач, в которых действие, выполненное  рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, т. е. на перемещение предмета, его  использование или изменения.

Дети  с нарушениями интеллекта очень  часто не осознают наличие проблемной ситуации, а в тех случаях, когда  понимание в целом есть, не связывают  поиски решения с необходимостью использования вспомогательных  средств.

Информация о работе Специальная психология: детская олигофренопсихология