Специальная психология: детская олигофренопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание

Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.

Работа состоит из  1 файл

АЛПСИХ.docx

— 58.57 Кб (Скачать документ)

У детей с нарушениями интеллекта отсутствует активный поиск решения, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к  процессу решения задачи даже в тех  случаях, когда задача выступает  как игровая. У тех детей, которые  пытаются выполнить задание, как  правило, имеется лишь ориентировка на цель без учета условий ее достижения.

Дети  дошкольного возраста с нарушениями  интеллекта, в отличие от нормально  развивающихся сверстников, не умеют  ориентироваться в пространстве, не используют прошлый опыт, не могут  оценить свойства объекта и отношение  между объектами, испытывают ряд  трудностей моторного характера. В  связи с тем, что оценка свойств  орудия у детей с нарушениями  интеллекта очень затруднена, они  не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют  подлинные пробы.

Особо следует отметить, что, в отличие  от детей в норме, у детей изучаемой  категории изменения, которые происходят с возрастом в развитии наглядно-действенного мышления, без коррекционного обучения незначительны.

До  конца дошкольного возраста у  них фактически отсутствует возможность  решения наглядно-образных задач. Безусловно, страдает у этих детей и становление  элементов словесно-логического  мышления, они развиваются замедленно и имеют качественное своеобразие.

 

18. Особенности развития речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от нормы. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в  раннем детстве. Соответственно, к дошкольному  возрасту у них нет готовности к ее усвоению.

Не  сформированы такие предпосылки  речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения  со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Многие  дети с нарушениями интеллекта не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4—5 годам. С точки зрения развития речи дети с нарушениями интеллекта представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие  небольшим объемом слов и простых  фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности — с другой.

Фразовая  речь отличается большим количеством  фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связная речь. Одной из характерных особенностей оказывается  при этом стойкое нарушение согласования числительных с существительными.

У детей с нарушениями интеллекта длительно сохраняется ситуативное  значение слова. Семантическая нагрузка слова у этих детей много меньше, чем у детей в норме того же возраста.

Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь взрослого либо часто совсем не понимается ребенком с нарушениями интеллекта, либо понимается неточно и даже искаженно.

Речь  у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что  не может осуществлять функцию общения. Недоразвитее коммуникативной функции  речи не компенсируется и другими  средствами общения, в частности  мимико-жестикуляторными; амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями (с нарушениями слуха, с моторной алалией). В результате к школьному возрасту необученные дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым недоразвитием.

 

19. Особенности развития предметно-практической деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении  неспецифическими манипуляциями, которые  проявляются, например, в том, что  ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и  др.).

Предметные  действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у  умственно отсталого ребенка  не формируются, интерес к предметному  миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа «Что это?» у детей  долго не возникает. Без целенаправленного  коррекционного воздействия дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными  формами поведения.

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории  оказыва­ются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что  в дошкольном возрасте умственно  отсталый ребенок без специальной  коррекционной работы минует два  важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми.

 

20. Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Для нормально развивающихся детей  в дошкольный период жизни ведущим  видом деятельности является игра. В спонтанном развитии умственно  отсталых детей игра не занимает должного места. Это обусловлено тем, что  в дошкольном возрасте они еще  далеки от овладения игрой. Наиболее сложной и вместе с тем наиболее значимой для развития ребенка является сюжетно-ролевая игра. Ею умственно  отсталые дошкольники самостоятельно не овладевают. Лишь в конце дошкольного  детства у воспитанников специальных  детских садов можно наблюдать  отдельные элементы сюжетно-ролевой  игры, которые формируются воспитателем на занятиях. Так, дети под руководством и с помощью взрослого играют «в магазин», выполняя роли продавца, кассира, покупателей, или обыгрывают ситуацию хождения в гости, становясь хозяевами  и гостями, сервируют стол, рассаживают  гостей, угощают их чаем и печеньем и т.п. Однако по собственной инициативе они таких игр не организуют (Н.Д.Соколова).

Обычно  у умственно отсталых дошкольников можно наблюдать отдельные игровые  действия, они не имеют смыслового наполнения. Так, мальчик многократно  прокатывает пустую игрушечную машинку  из одного угла комнаты в другой, издавая при этом звуки, которые  должны обозначать шум ее мотора. Его  дви жения и звуковое сопровождение стереотипны и не реализуют какого-либо замысла. Или девочка кормит куклу — держит ее на руках и без устали тычет ложкой ей в лицо, не обращая внимания на то, что не попадает в рот. Ребенок лишь весьма относительно воспроизводит ситуацию, которая не входит ни в какой сюжет, но представляет собой хорошо знакомое действие.

В отдельных случаях дошкольники  объединяются по 2—3 человека. Например, один мальчик катит машинку и  издает звуки, а другой идет за ним  следом. Такое объединение бывает кратковременным. Вскоре у детей  возникает конфликт, и они начинают отнимать друг у друга игрушку.

Если  оказывается, что умственно отсталый ребенок играет с нормально развивающимися детьми, то он всегда выполняет только подсобные роли. Те организуют несложную  сюжетную игру, а он по их указаниям  что-то приносит, уносит, держит. Положение  не меняется и в тех случаях, когда  товарищи моложе его на год и более.

21. Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Все нормально развивающиеся дети, начиная  с младшего дошкольного возраста, с удовольствием рисуют. Вначале  они просто выводят на бумаге различные  каракули, потом начинают видеть в  них сходство с каким-то знакомым предметом, позднее пытаются намеренно  изобразить отдельные объекты. Многие прилежно копируют рисунки своих  старших товарищей или книжные  иллюстрации. Детей радует работа с  яркими фломастерами, карандашами, красками. Они рисуют ими или раскрашивают картинки.

Изобразительная деятельность умственно отсталых детей  формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго  остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного  детства можно видеть предметные и в какой-то мере сюжетные рисунки, выполненные весьма несовершенно, с  грубыми ошибками и неточностями. В этих рисунках находят свое отражение  недифференцированность зрительного восприятия, низкий уровень мышления и памяти и, конечно, несовершенство двигательной сферы. Дети рисуют людей-головоногов, птиц, имеющих по четыре лапки, «прозрачные» дома и выполняют все это нечеткими, кривыми линиями. Однако они относятся к результатам своей деятельности весьма эмоционально, высоко их оцени­вают и с удовольствием демонстрируют (Н.П.Сакулина).

Совсем  иная картина наблюдается в тех  случаях, когда дошкольников специально обучают рисованию. Большинство  из них обнаруживают успехи, свидетельствующие  как о наличии у них потенциальных  возможностей, так и о важности коррекционного воздействия на умственно  отсталого ребенка (О. П. Гаврилушкина).

22. Особенности развития музыкальной и трудовой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

 

Музыкальная деятельность

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечается недоразвитие ритмического слуха, они не могут согласовывать  свое пение и собственные движения с музыкой. Занятия музыкой играют большую роль в развитии голоса и  речи у умственно отсталых дошкольников.

Трудовая  деятельность

Под влиянием требований окружающих начинают формироваться, прежде всего, навыки самообслуживания.

Естественно, что при существующем у них  состоянии развития предметных действий это процесс трудный. Поэтому  в семье часто идут по линии  наименьшего сопротивления —  родители одевают, раздевают, кормят ребенка.

Движения  у детей при выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные  или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность  действий обеих рук. В ряде случаев  даже у старших дошкольников нет  понимания последовательности и  логики всех действий, входящих в навык.

Некоторые дети, к которым предъявлялись  последовательные требования, овладевают навыками самообслуживания, свидетельствует  о достаточных потенциальных  возможностях развития практической деятельности у детей с нарушениями интеллекта.

23. Особенности развития общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью,

 

Нарушение вербального общения у умственно  отсталых лиц встречается часто (40 – 60%). Они проявляются в ограничении  речи до нескольких слов, речевых нарушениях вследствие деформации органов речи (расщепление неба), нарушениях речи при нарушенном слухе, нарушениях речи при позднем развитии. Речь оказывается лишена выразительности при недостатке высшей интегральной способности.

Установлено, что личностные и деловые отношения  складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей  не только со сверстниками, но и со значимыми  взрослыми, что отрицательно сказывается  на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует  отрицательные черты характера.

Вместе  с тем можно говорить об имеющихся  потенциальных возможностях развития общения умственно отсталых лиц. Для этого необходимо расширение контактов умственно отсталых лиц  путем специальной организации  трудовых навыков поведения.

 

24. Особенности развития личности у дошкольников и интеллектуальной недостаточностью.

 

У ребенка с нарушениями интеллекта в раннем детстве не складываются те предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развивающегося дошкольника. Личность ребенка с  нарушениями интеллекта формируется  с большими отклонениями как в  сроках и темпах развития, так и  по содержанию. Складывается иное соотношение  разных сторон личностного развития ребенка.

К началу дошкольного возраста, у детей  с нарушениями интеллекта личностные проявления не появляются. Их поведение, как правило, оказывается непроизвольным, «полевым». Хотя ребенок и пытается ориентироваться на взрослого, он не может в ходе общения усвоить  нормы поведения и понять их смысл. Такое усвоение не может также  происходить в ходе деятельности, так как у него к началу дошкольного  возраста практически нет деятельности.

В то же время после 4 лет, когда у  детей с нарушениями интеллекта начинает развиваться интерес к  окружающему, формируются действия с предметами, появляется желание  подчиняться взрослому, можно наблюдать  у них и возникновение первых проявлений самосознания, отделения  своего «Я», которое находит выражение  в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу. Систематические  переживания неуспеха ведут к  формированию патологических черт личности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию. У них появляются угодливость, негативизм, озлобленность.

Информация о работе Специальная психология: детская олигофренопсихология