Специальная психология: детская олигофренопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание

Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.

Работа состоит из  1 файл

АЛПСИХ.docx

— 58.57 Кб (Скачать документ)

Совсем  по-иному, чем в норме, складывается у детей с нарушениями интеллекта общение как со взрослым, так и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что дети с нарушениями интеллекта в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, в общеобразовательном дошкольном учреждении. Желание самоутвердиться в такой си­туации, характерное для дошкольников, приобретает патологические формы — дети становятся агрессивными. Такое поведение может представлять собой и своеобразные, искаженные формы общения.

В элементарной деятельности необученных  детей с нарушениями интеллекта наблюдается лишь самые примитивные  мотивы — интерес к внешнему вицу игрушки, подчинение требованию взрослого, в редких случаях — интерес  к процессу деятельности. Существенных изменений в характере мотивов  у детей с нарушением интеллекта без целенаправленной коррекционной  работы не отмечается до конца дошкольного  возраста

25. Особенности развития самосознания и самооценки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

 

Самооценка  умственно отсталого ребенка  в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок  мал, когда интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается  постоянная ситуация успеха. У ребенка  возникает неадекватный (не соответствующий  возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных  подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или  просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой  самооценке может быть нанесен серьезный  удар. Кроме того, источником вторичной  невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного» ребенка» или  если психически нормально развивающийся  брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Экспериментальное изучение СО у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения.

Повышенная  самооценка умственно отсталых детей  связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью  личности, Л.С. Выготский указывает, что возможен и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л. С. Выготский считает, что де-Грееф глубоко не прав, когда пишет, что умственно отсталый ребенок самодоволен. Точка зрения Л. С. Выготского противоположна: он считает, что именно на почве слабости, из чувства собственной малоценности (часто бессознательного) и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности).

У детей с умеренной и глубокой степенями психического недоразвития, оценка повышена: такие дети мало реагируют  на внешнюю оценку.

26. Особенности развития мотивации у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

В сложной структуре формирующейся  личности ребенка следует выделить мотивационно-потребностную сферу, которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «близкая» мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность умственно отсталых дошкольников в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечается значительное снижение мотивации  к обучению в школе. Их не интересует дальнейшее обучение, у них не сформирована внутренняя позиция будущего школьника.

Вместе  с тем необходимо знать, что побуждать  дошкольников с интеллектуальной недостаточностью к деятельности мотивами общественного  характера можно лишь после подготовительной работы, имеющей целью формировать  более далекие мотивы. Такое направленное воздействие оказывает положительное  влияние на развитие познавательных процессов и более сложных  форм поведения.

27. Особенности развития эмоционально-волевой стороны личности дошкольника с интеллектуальной недостаточностью.

 

. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций - важнейшее условие становления личности человека.

Проявление  эмоций у умственно отсталого  ребенка зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия  структуры дефекта (принадлежности к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которой он находится.

Дети  с интеллектуальной недостаточностью с видимым удовольствием играют со взрослым в примитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или "детскими" словами. Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку.

Эмоции  умственно отсталых индивидов недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Преобладают  непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Настроение, как правило, неустойчивое. Однако степень  эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального  дефекта.

Волевая сфера у умственно отсталых лиц  характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Они откладывают самые неотложные дела, например, срочную починку  одежды.

Для умственно отсталых лиц характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям, которые сочетаются с волевыми нарушениями противоположного типа. Сюда относятся неожиданные  проявления настойчивости и целеустремленности, умение преодолевать некоторые трудности, обдуманность поведения, возникающие  при появлении элементарного  стремления получить пищевое удовлетворение, скрыть проступок, добиться удовлетворения эгоистических интересов. При обычной  вялости и безынициативности  иногда можно видеть безудержность, непреодолимость отдельных желаний. Умственно отсталый ребенок часто  не способен отказаться от чего-либо непосредственно  желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далекого.

28. Особенности проявлений темперамента у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.В частности, человек получает по наследству особенности строения мозга, рецепторных аппаратов, двигательных органов, ряд функциональных свойств нервной системы, в том числе ее большую или меньшую пластичность и подвижность.

В процессе развития анатомо-физиологические  задатки могут подвергаться определенным изменениям. Поэтому все данные признаки необходимо рассматривать в диалектическом единстве с позиций развития и  формирования личности.  У умственно  отсталых детей имеется ряд анатомо-физиологических  предпосылок, влияющих на формирование характера. Так, например, у них наблюдаются  такие нарушения высшей нервной  деятельности, как слабость нервных  процессов, их неуравновешенность, нарушение  пластичности и подвижности нервной  системы. Кроме того, у этих детей  можно отметить нарушения эндокринной  системы, наличие текущих психических  заболеваний, нарушение моторики и  т. д. Эти особенности определенным образом сказываются на формировании и проявлениях темперамента.

29. Особенности формирования способностей у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Наибольшее  значение имеет развитие творческих способностей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Все виды самостоятельных  творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством  развития творческих способностей учащихся.

  В ходе кружковой работы дети  выполняют поделки из различных  материалов: бумаги, ткани, проволоки,  бросового материала.

  Например, в ходе работы с бумагой  дети учатся ее склеивать, сгибать,  скручивать.

Выполнять различные поделки для новогодних праздников: конфетти, серпантин, снежинки, гирлянды, карнавальные маски. Обработки  бумаги, изготовление различных поделок  имеет большое значение для всестороннего  развития детей. В процессе обработки  бумаги дети знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно  и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого  зависит качество работы, пользуются технологической документацией  – чертежом, эскизом, техническим  рисунком, технологической картой, выполняют изделие по готовому образцу.

Занятия творческим трудом доставляют детям  радость, создают положительный  эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается  эстетическое восприятие, образные представления  и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии  систематического, целенаправленного  и вместе с тем тонкого и  чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого  ребенка.

  Содержание, методика проведения  и организация кружковых занятиях должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности детей.

30. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

 

Изучение  дошкольников с интеллектуальной недостаточностью должно быть не только диагностическим, но и прогностическим.

В рамках составления психолого-педагогической характеристики дошкольника с умственной отсталостью необходимо осуществить:

    • проверку сохранности слуховой функции;
    • проверку состояния вибрационной чувствительности;
    • проверку сохранности зрительного анализатора;
    • проверку состояния речи;
    • проверку двигательной сферы;
    • проверку уровня развития сенсорных и интеллектуальных процессов;
    • наблюдение за поведением.

Для того чтобы обследование было всесторонним, необходимо иметь такое оборудование, которое бы позволило исследовать  разные стороны психической деятельности ребенка. С этой целью используются как игровой материал, так и  специальные экспериментально-психологические  методики.

Диагностирование  умственной отсталости в дошкольном возрасте, если она нерезко выражена, представляет большую сложность. Требуются не только теоретические знания возрастных психических особенностей развития детей, но и специфики развития умственной отсталости и состояний, сходных с ней. В дошкольном возрасте осложняется дифференциация умственной отсталости и состояний, сходных с ней.

  Среди детей, которые направляются  в медико-педагогические комиссии  и консультации, могут быть дети  с задержкой психического развития  разной этиологии, социально и  педагогически запущенные, с общим  недоразвитием речи, а также с  нарушением деятельности анализаторов. Во всех этих случаях отмечается  отставание умственного развития, носящее вторичный характер. В  задачи специалистов, обследующих  детей, входит отграничение умственного  недоразвития как основного дефекта,  которое может сопровождаться  дефектами анализаторов от интеллектуального  отставания вторичного характера.

  Это возможно лишь при комплексном  обследовании ребенка всеми специалистами.


Информация о работе Специальная психология: детская олигофренопсихология