Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа
Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.
Совсем
по-иному, чем в норме, складывается
у детей с нарушениями
В элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта наблюдается лишь самые примитивные мотивы — интерес к внешнему вицу игрушки, подчинение требованию взрослого, в редких случаях — интерес к процессу деятельности. Существенных изменений в характере мотивов у детей с нарушением интеллекта без целенаправленной коррекционной работы не отмечается до конца дошкольного возраста
25. Особенности развития самосознания и самооценки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал, когда интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного» ребенка» или если психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.
Экспериментальное изучение СО у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения.
Повышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что возможен и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л. С. Выготский считает, что де-Грееф глубоко не прав, когда пишет, что умственно отсталый ребенок самодоволен. Точка зрения Л. С. Выготского противоположна: он считает, что именно на почве слабости, из чувства собственной малоценности (часто бессознательного) и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности).
У детей с умеренной и глубокой степенями психического недоразвития, оценка повышена: такие дети мало реагируют на внешнюю оценку.
26. Особенности развития мотивации у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В
сложной структуре
У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечается значительное снижение мотивации к обучению в школе. Их не интересует дальнейшее обучение, у них не сформирована внутренняя позиция будущего школьника.
Вместе
с тем необходимо знать, что побуждать
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
к деятельности мотивами общественного
характера можно лишь после подготовительной
работы, имеющей целью формировать
более далекие мотивы. Такое направленное
воздействие оказывает
27. Особенности развития эмоционально-волевой стороны личности дошкольника с интеллектуальной недостаточностью.
. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций - важнейшее условие становления личности человека.
Проявление
эмоций у умственно отсталого
ребенка зависит от его возраста,
от глубины и качественного
Дети с интеллектуальной недостаточностью с видимым удовольствием играют со взрослым в примитивные игры, сопровождая их в какой-то мере звукоподражанием или "детскими" словами. Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их обстановку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста, владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку.
Эмоции
умственно отсталых индивидов недостаточно
дифференцированы, неадекватны. С трудом
формируются высшие чувства: гностические,
нравственные, эстетические и др. Преобладают
непосредственные переживания конкретных
жизненных обстоятельств. Настроение,
как правило, неустойчивое. Однако степень
эмоционального недоразвития не всегда
соответствует глубине
Волевая
сфера у умственно отсталых лиц
характеризуется недостатком
Для
умственно отсталых лиц характерны
несамостоятельность, безынициативность,
неумение руководить своими действиями,
неумение преодолевать малейшие препятствия,
противостоять любым искушениям
или воздействиям, которые сочетаются
с волевыми нарушениями противоположного
типа. Сюда относятся неожиданные
проявления настойчивости и
28. Особенности проявлений темперамента у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.В частности, человек получает по наследству особенности строения мозга, рецепторных аппаратов, двигательных органов, ряд функциональных свойств нервной системы, в том числе ее большую или меньшую пластичность и подвижность.
В
процессе развития анатомо-физиологические
задатки могут подвергаться определенным
изменениям. Поэтому все данные признаки
необходимо рассматривать в диалектическом
единстве с позиций развития и
формирования личности. У умственно
отсталых детей имеется ряд анатомо-
29. Особенности формирования способностей у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Наибольшее
значение имеет развитие творческих
способностей дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью. Все виды самостоятельных
творческих работ очень привлекают
ребят, а их выполнение способствует
развитию эстетического вкуса, наблюдательности,
художественному видению
В ходе кружковой работы дети
выполняют поделки из
Например, в ходе работы с бумагой
дети учатся ее склеивать,
Выполнять
различные поделки для
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Содержание, методика проведения
и организация кружковых
30. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Изучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью должно быть не только диагностическим, но и прогностическим.
В
рамках составления психолого-
Для
того чтобы обследование было всесторонним,
необходимо иметь такое оборудование,
которое бы позволило исследовать
разные стороны психической
Диагностирование умственной отсталости в дошкольном возрасте, если она нерезко выражена, представляет большую сложность. Требуются не только теоретические знания возрастных психических особенностей развития детей, но и специфики развития умственной отсталости и состояний, сходных с ней. В дошкольном возрасте осложняется дифференциация умственной отсталости и состояний, сходных с ней.
Среди детей, которые
Это возможно лишь при
Информация о работе Специальная психология: детская олигофренопсихология