Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа
Крупным событием в истории развития олигофренопсихологии была организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др. В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП).
Талантливый ученый, пропагандист и организатор, Л. С. Выготский сформулировал целый ряд интересных и продуктивных положений, относящихся к общей, детской и возрастной психологии. Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.
– генеративные (наследственные) олигофрении;
– олигофрении вследствие действия патогенных факторов во внутриутробном развитии;
– олигофрении вследствие травм и заболеваний, возникших в возрасте до 2–3 лет.
М.С. Певзнер ыделяют 5 групп.
-
В первую группу входят
-
во вторую – олигофрения с
нарушениями нейродинамических
процессов возбуждения и
-Третью группу составляют
-
К четвертой группе относят
олигофрении с
-
Пятую группу составляют
Д.Н. Исаев предложил заменить понятие «умственная отсталость при олигофрении» как многозначное на термин «психическое недоразвитие». Выделение 4 форм основывается на связи между этиологией и психическим состоянием.
Так, выделение первой и второй форм – стенической и астенической – связано с предположением о том, что поражение мозга «наложилось» на возможный тип высшей нервной деятельности. Стеническая форма (от греч. «стенос» – сила) представляет собой неосложненную умственную отсталость, астеническая форма характеризуется повышенной истощаемостью нервных процессов, низкой интеллектуальной работоспособностью. Третья форма – атоническая – получила свое название из-за нарушенного нормального тонуса психической деятельности, детям с этой формой характерны либо эйфорические реакции, либо патологическая вялость. В основе выделения четвертой формы – дисфорической – лежат расстройства настроения, влечений, наблюдающиеся у некоторой части детей с умственной отсталостью.
7. Определение формы умственной отсталости по МКБ - 10.
Международная классификация болезней (МКБ – 10).
В разделе /F70 – F79/ «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие рубрики:
· умственная отсталость легкой степени (F-70);
· умственная отсталость умеренная (F-71);
· умственная отсталость тяжелая (F-72);
· умственная отсталость глубокая (F-73).
Формы умственной отсталости |
Социально-педагогическая характеристика |
легкая (IQ – 40 – 69) |
Дети с легкой степенью умственной отсталости, обладающие хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого человека и что такое он сам. |
умеренная (IQ – 35 – 49) |
Мышление конкретное, непоследовательное,
тугоподвижное и, как правило, неспособное
к образованию отвлеченных Часто речь сопровождается дефектами.
Она косноязычна и аграмматична |
тяжелая (IQ – 20 – 34) |
При тяжелой умственной отсталости мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. Эти лица с большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Они могут ознакомиться с
самыми элементарными
|
глубокая (IQ ниже 20) |
У них не развиты внимание, восприятие, память. Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь рудиментарные формы общения. Они не способны или мало способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и поддержке. нечленораздельные звуки или слова с непониманием их смысла. Потребности и действия носят
примитивный характер, двигательные
реакции хаотичные, |
8. Особенности ВИД у детей с интеллектуальной недостаточностью.
У
умственно отсталых детей наблюдаются
различные нарушения
Всем видам деятельности
Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
Недостаточное
понимание словесной
В
процессе деятельности у школьников
с умственной отсталостью формируются
различные учебные и трудовые
навыки. Навык — упрочившийся способ
выполнения действий. В основе большинства
навыков лежит развернутое
Проторение нервных путей и их закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах.
Необходимо помнить, что обследование детей дошкольного возраста следует проводить в форме игры, задания должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими по объему, так как дети еще не способны к длительному напряжению. Следует сохранять контакт с ребенком и поддерживать его желание заниматься до конца обследования.
Ведущим методом при изучении дошкольников является наблюдение за их игрой. Реакция ребенка на игрушки, стойкость интереса, возможность самостоятельно организовать игру - важные показатели умственного развития. В игре проявляется и осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, координированность. На игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способность к обобщению. В игре выявляются волевые и эмоциональные качества, навыки общения с детьми.
9. Влияние психологической депривации на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью
Термин «депривация» образован от английского слова deprivation, которое в буквальном переводе означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять». Префикс de передает усиление значения корня (можно сравнить: лат. pressare– «пресс», «давить» и англ. depression – «депрессия», «подавление»).
Наиболее полное и развёрнутое определение психической депривации дали Й. Лангмейер и З. Матейчек: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [18].
При этом в число «основных (жизненных)» потребностей, которые во всех человеческих культурах признаются приблизительно одинаковыми, авторы включают:
1)
потребность в определенном
2)
потребность в основных
3)
потребность в первичных
4)
потребность в общественной
Для того, чтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, выросшими в сиротских приютах. Т.В. Андреева считает, что условия развития каждого ребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах). Как справедливо отмечает Г. Крейг чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.
Дети с умственной отсталостью, находящиеся в условиях психологической депривации, лишаются значительной части возможностей для развития личности, познавательной сферы. Тем самым депривация отрицательно влияет на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.
10. Требования к психолого-педагогическому обследованию детей с интеллектуальной недостаточностью.
Обследование
детей медико-психолого-
Врач-невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т.п.
В
свою очередь, дефектолог, познакомившись
с документацией, сообщает членам консультации
существенные особенности, которые
следует учитывать при
Применения
тех или иных методов зависят
от возраста и индивидуальных особенностей
обследуемого. В одних случаях олигофренопеда
Начинать задания
Изучая детей с отклонениями
в развитии, необходимо помнить,
что главным является
Информация о работе Специальная психология: детская олигофренопсихология