Специфические психические расстройства в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:22, доклад

Описание

Одним из наиболее распространенных расстройств в этом возрасте является депрессия, которая может иметь самые разнообразные последствия. С депрессией связана проблема самоубийств среди молодежи, которая чрезвычайно актуальна в очень многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей.

Содержание

I Введение
1.Пубертатный (подростковый) кризис
2.Дисморфомания
3.Нервная анорексия
4.Ипохондрические расстройства
5.Деперсонализация
6.Синдром метафизической интоксикации
7.Поведенческие расстройства
8.Гибоидные расстройства
II Заключение
III Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

титульник.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

                                              Кафедра социальной педагогики  и психологии 
 
 
 
 
 
 

Доклад

по дисциплине:

«Основы медицинской психологии»

На тему:

«Специфические  психические расстройства в подростковом возрасте» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                 студентка ВГГУ, ФССП, гр. СП-41

                                     Цветникова И.Н.

   Руководитель:                                            Федоров А. Ф.

                                                                        
 
 
 
 
 
 

Владимир 2010 

Содержание 

I  Введение

  1. Пубертатный (подростковый) кризис
  2. Дисморфомания
  3. Нервная анорексия
  4. Ипохондрические расстройства
  5. Деперсонализация
  6. Синдром метафизической  интоксикации
  7. Поведенческие расстройства
  8. Гибоидные расстройства

II  Заключение

III Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из наиболее распространенных расстройств в  этом возрасте является депрессия, которая  может иметь самые разнообразные  последствия. С депрессией связана  проблема самоубийств среди молодежи, которая чрезвычайно актуальна  в очень многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей.

У молодых людей  часто возникает состояние меланхолии, типичное для юношеского возраста. Это состояние нельзя путать с  депрессией, которая встречается  гораздо реже и является серьезным  расстройством. Чаще всего депрессия начинается с жалоб подростка на свое душевное состояние и на свои ощущения. Молодой человек замыкается, уходит в себя и становится нелюдимым, в тяжелых случаях начинает отчаиваться. Он чувствует себя не в ладу с самим собой, очень подавлен, часто его реакции агрессивны, он глубоко разочарован и его самокритика оказывает на него деструктивное воздействие. Подростки, выросшие в семьях с тяжелыми конфликтами, часто оказываются недостаточно подготовленными к кризису, связанному с подростковым возрастом.

В этот период весь мир представляется подростку безотрадным  и безнадежным, ему кажется, что  нет никакого выхода, он все видит  в черном цвете. Часто доходит  до того, что у него возникают  мысли о самоубийстве, он может  предпринимать реальные попытки покончить с собой.

Признаки депрессии:

- подросток беспричинно  меняет свое поведение в идентичных  ситуациях;

- школьная успеваемость  ухудшается без видимых причин;

- ребенок нервный,  часто агрессивный и начинает  плакать из-за всякой мелочи;

- уходит в  себя, изолируется, говорит мало  и тихо, целыми днями не встает  с кровати и жалуется на  скуку;

- все забывает, не здоровается, не говорит,  куда идет, при каждом вопросе  сильно раздражается;

- страдает бессонницей  или все время чувствует себя усталым;

- у него пропадает  аппетит или, наоборот, ест непрерывно, не контролируя себя.

Если у подростка  наблюдается больше половины этих симптомов, необходимо немедленно обратиться за консультацией к специалисту.

Депрессивные  состояния в пубертатном и  юношеском возрасте необходимо лечить у соответствующего специалиста. Нельзя недооценивать риск суицида. Лечение в большинстве случаев представляет собой комбинацию медикаментозного лечения и психотерапии.

В последние  годы все больше увеличивается количество подростков, особенно девочек, с расстройствами приема пищи — такими как нервная анорексия и нервная булимия.

Часто в подростковом возрасте развиваются психосоматические  нарушения: расстройства сна, головные боли, боли в животе. Эти физические расстройства являются выражением психических проблем и процессов, связанных с перестройкой организма. Если подросток страдает психосоматическими расстройствами, не имеющими в своей основе каких-либо органических причин или придумывает себе болезни и боли с целью обратить на себя внимание родителей, необходимо как можно скорее выяснить причины такого поведения.

Стрессовые состояния, беспокойство, семейные, социальные и  школьные проблемы нередко выражаются у подростка в расстройствах  сна, чаще всего в бессоннице. При расстройствах сна следует обратиться за консультацией к специалисту.

Подростки часто  страдают головными болями, причины  которых могут быть различны. Иногда они имеют органическую природу, как при гриппе, простудных заболеваниях, менструации, нарушениях зрения и других проблемах со здоровьем. Если же головные боли часты, возникают сами по себе и не обнаруживают никаких органических расстройств, значит, они имеют психическую природу. Головные боли могут, связаны с судорогами мышц, возникающих вследствие того, что мышечный тонус у подростков постоянно повышен. Головные боли мешают нормально провести день, мешают учебе, занятиям в школе, приготовлению домашних заданий. Поэтому очень важно помочь подростку расслабиться и попытаться найти причины болей.

Часто подростки жалуются на боли в животе, которые не имеют никакой органической причины. В процессе психосексуального развития человека боли в животе возникают постоянно. Именно в подростковом возрасте они наблюдаются особенно часто, могут быть очень сильными, с тошнотой, но без рвоты. Они могут носить характер колик, часто сопровождаются запорами. Молодые девушки постоянно жалуются на боли в период менструаций. Боли в животе психосоматического характера нормальны в этом возрасте, однако надо обязательно обратиться к врачу, чтобы исключить их органический характер, поскольку они могут быть признаком органических внутренних заболеваний, таких как аппендицит, энтерит или грыжа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пубертатный кризис

Пубертатный или  подростковый кризис  протекает  с 13 – 17 лет.

Переход к подростковому  возрасту характеризуется глубокими  изменениями

условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они  касаются  физиологии организма, отношений, складывающихся  у  подростков  со  взрослыми  людьми, сверстниками,  уровня  развития  познавательных  процессов,  интеллекта и способностей. Во всем этом намечается  переход  от  детства  к  взрослости.

Организм ребенка  начинает быстро перестраиваться и  превращаться в  организм взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка  перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строится  на  более  серьезных,  чем  развлекательные совместные  игры,  делах,  охватывающих диапазон  видов деятельности. От совместного труда над чем-нибудь до  личного  общения  на  жизненно  важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток   вступает  уже,  будучи интеллектуально развитым  человеком  и  располагая  способностями,  которые позволяют ему  занять  определенное  место  в  системе  взаимоотношений  со сверстниками.

    В  подростковом возрасте последовательно   появляются  две  особые  формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

    Когда  говорят, что ребенок взрослеет,  имеют  в  виду  становление   его

готовности к жизни в обществе взрослых  людей,  причем  как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной  взрослости - и физически, и  психологически,  и  социально.  Он  объективно  не  может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные  со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто   становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.  Подросток стремится внешне ничем не отличаться  от  сверстников. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее  потребности  в  эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

    Подражание  взрослым не ограничивается манерами  и  одеждой.  Подражание идет  и  по  линии  развлечений,  романтических  отношений.  Независимо  от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма:  свидания, записки, дискотеки и т.п. Одновременно с внешними, объективны-ми проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе  как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым  человеком.

Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразова-нием младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).

    Чувство  взрослости, являясь особой формой  самосознания, не жестко связано  с  процессом  полового  созревания.  Можно  сказать,  что  половое

созревание  не  становится   основным   источником   формирования   чувства

взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя  еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает  себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта.

     Чувство взрослости подростка проявляется прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к малень-кому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со

старшими и  идет на конфликты, отстаивая свою  «взрослую»  позицию.  Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства роди-телей. Это касается вопросов внешности, отношений с  ровесниками, иногда  учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемос-тью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но  зачастую  и  помощь.  Кроме  того,  появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их,  даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все  нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

     Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые

усваиваются детьми в это время. Появляется моральный  «кодекс»,

предписывающий  подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками Чувство  взрослости  становится  центральным  новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода,  примерно  в 15  лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -  система внутренне согласованных представ-лений а себе, образов «Я».

   Примерно  в 11 - 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а

затем  происходит  постепенное  усложнение   и   углубление   самопознания.

Подросток открывает  для себя  свой  внутренний  мир.  Сложные  пережива-ния, связанные  с  новыми   отношениями,   свои   личностные   черты,   поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет  понять,  какой  он  есть  на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать  себя  ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе  самом  порождают  и  исповедальность  в  общении  с  ровесником,  и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

   Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание,  приводит  к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте  оказывается  низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

    Подростки,  изучая себя, представляют, что и  другие люди тоже  постоянно

наблюдают за ними, оценивают их. Имея  воображаемую  аудиторию,  подросток чувствует  себя  в  центре  внимания  окружающих,  иногда  даже  совершенно незнакомых прохожих на улице. Он  все  время  открыт  чужим  взглядам,  что усиливает  его  ранимость.  Подростки  противоречивы,  и  свойственная   им ранимость часто сочетается с грубостью.

    С  развитием самосознания связаны  и возникающие в подростковом  возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

    Образы  «Я», которые создает в своем  сознании подросток, разнообразны  -они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления  о собственной  внешней  привлекательности, представления о своем уме,

Информация о работе Специфические психические расстройства в подростковом возрасте