Специфические психические расстройства в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:22, доклад

Описание

Одним из наиболее распространенных расстройств в этом возрасте является депрессия, которая может иметь самые разнообразные последствия. С депрессией связана проблема самоубийств среди молодежи, которая чрезвычайно актуальна в очень многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей.

Содержание

I Введение
1.Пубертатный (подростковый) кризис
2.Дисморфомания
3.Нервная анорексия
4.Ипохондрические расстройства
5.Деперсонализация
6.Синдром метафизической интоксикации
7.Поведенческие расстройства
8.Гибоидные расстройства
II Заключение
III Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

титульник.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

способностях  в разных областях, о силе характера, общительности, доброте  и других качествах, соединяясь,  образует  «Я-концепцию» - так называемое

реальное «Я».

    Познание  себя,  своих различных качеств приводит   к   формированию

когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним  связаны  еще два - оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные

особенности. Оценка своих качеств зависит от системы  ценностей, сложив-шейся главным образом благодаря влиянию семьи  и  сверстников.  Разные  подростки поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен  соответствовать определенный  стиль  поведения.  Девочка,  считающая  себя  очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя  некрасивой, но очень умной.

    Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных  образов  «Я»  негармонично.  Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового  возраста приводит к изменчивости  представлений  о  себе.  Иногда  случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в  самосознании.  Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоре-чит, часто включаются  механизмы психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым,  струсил.

Рассогласование его  представлений  о  себе  и  реального  поведения  может

вызвать такие  болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает

убеждать всех, и прежде всего себя, что этот  поступок  был  разумным,  его

требовали  обстоятельства,  и  поступить  иначе  было  бы  глупо  (механизм

рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели -

трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.

    Помимо  реального «Я» «Я-концепция» включает  в себя идеальное  «Я».  При высоком уровне притязаний  и  недостаточном  осознании  своих  возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между  идеальным  образом  и  действительным своим  положением  приводит  к  неуверенности  в  себе,  что  внешне  может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессив-ности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он  побуждает  к  самовоспитанию.  Подростки  не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и  стремятся развить в себе желательные качества.

    Самовоспитание  становится возможным в этот  период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме  того,  у  многих  сохраняется  детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный  день  слабый  и  боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник  блестяще напишет контрольную работу.  Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

    В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представ-ления о себе стабилизируются и образуют  целостную систему -  «Я-

концепцию». У  части  детей  «Я-концепция»  может  формироваться  позже,  в старшем школьном возрасте. Но  в  любом  случае  -  это важнейший этап  в развитии самосознания. Подросток обладает сильными, иногда гипертро-фированными  потребностями  в  самостоятельности  и  в  общении  со

сверстниками.  Подростковая  самостоятельность  выражается  в  основном   в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях - неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростко-вых реакциях».

    Увлечения  - сильные, часто сменяющие друг друга,  иногда  «запойные»  -

характерны для  подросткового возраста. Считается, что подростковый  возраст без увлечений подобен детству  без  игр.  Выбирая  себе  занятие  по  душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и позна-вательную потребность, и некоторые другие.

    Именно  в этот период появляется потребность в серьезной самостоятель-ной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться  в  рамках  школьного обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст  сензитивен к переходу учебной деятельности  на  более  высокий  уровень.  Учение  может приобрести новый личностный смысл стать деятель-ностью по  самообразованию  и самосовершенствованию. Характер увлече-ний подростка тесно связан с интенсивным становлением  в  данном  возрас-те  типа  характера.  Общение  со сверстниками  -  у  подростков  столь  же  эмоционально,  что  и  увлечения.

Общение пронизывает  всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на  учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.  Ведущей  деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.    Наиболее содержательное  и  глубокое  общение  возможно  при  дружеских   отношениях.

Подростковая  дружба - сложное,  часто противоречивое  явление.  Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.  Обычно он  ищет  в  друге  сходства,  понимания  и   принятия   своих   собственных переживаний и установок. Отношения со взрослыми прежде всего  с  родителями, еще одна  значимая сфера отношений подростков.  Мнение  сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками  и  девочками,  в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой,  современной  музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных  проблем,

нравственные  оценки событий и поступков зависят в первую очередь от  позиции родителей.

    В  то же время для подростков  характерно  стремление  к   эмансипации  от

близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и  заботе, в их мнении,  они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними  в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон  период,  зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в  семье,  и  возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

    Одна из ярких особенностей  подросткового  возраста – личностная неста-бильность.  Она  проявляется  прежде  всего в частых сменах настроения,    аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабилъностии, связанной    с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.

Но  личностная  нестабильность - это больше, чем колебания эмоциональ-ного фона. Для подростка характерна нравственная неустойчивость.  Нормам,  правилам  поведения  большинство  подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания  значимых  для  них  людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение.  Ориентация на оправдание  ожиданий,  одобрение  или  на  авторитет  и  определяет неустойчивость  поведения  подростков,  их  зависимость   от   внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя  референтные  группы  среди сверстников и нуждаются в  близких  друзьях,  часто  мнение  последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы  («за компанию») дети  совершают  поступки,  на  которые  самостоятельно  не решились бы и о которых позже могут жалеть.

  Подросткам  свойственна и  неустойчивая  самооценка.  Так  же,  как поведе-ние, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-то особен-но посмотрела на перемене девочка - и подросток кажется  себе лучше и интереснее, чем раньше. О личностной нестабильности  подростка судят и по реальному проявлению  у  него  совершенно  разных  качеств, часто противо-положных, по противоречивости его характера и устремлений. В подростко-вом  возрасте  у  одного  и  того  же  ребенка стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается  с  показной независимостью и бравирова-нием своими недостатками, застенчивость - с развязностью сентименталь-ность - с черствостью, чувственное фантазирование - с сухим мудрствова-нием. Подросток  хочет  быть  таким же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется  с авторитетами,  общепринятыми  правилами  и  идеалами  и обожествляет случайных кумиров. 
 

Дисморфомания

Дисморфофобия и  дисморфомания  — эта форма психических расстройств свойственна подростковому и юношескому возрасту, в среднем от 13 до 20 лет, и выражается недовольством своей внешностью, отдельными чертами лица или фигуры.

Оно может возникать  эпизодически (после соответствующих замечаний со стороны сверстников или взрослых), а может быть относительно постоянным (если, например, дразнят в школе, во дворе и т.п.)

В других случаях  появляются болезненные мысли о  наличии какого-то воображаемого  или переоцениваемого физического  недостатка. Наиболее часто это касается видимых частей тела: формы или размеров носа, ушей, лба, губ, строения ног. Несколько реже — размеров груди, талии, живота, бедер — для девочек и девушек, размеров и формы половых органов — для мальчиков и юношей. Также встречаются болезненные мысли о распростра-нении больным неприятных запахов (кишечных газов, мочи, пота, запахов изо рта).

Эта патология  известна под названием «дисморфофобия», что в переводе с греческого буквально  означает навязчивый страх телесной деформации. Этот страх, касающийся якобы неправильного или уродливого строения той или иной части тела, обычно сопровождается критическим отношением к своим переживаниям, хотя больной бывает не в силах его преодолеть.

 Дисморфомания   — это расстройство более глубокое, психотического уровня, когда болезненная убежденность в наличии воображаемого физического недостатка приобретает сверхценный или бредовой характер, т.е. не поддается коррекции и сопровождается отсутствием критики со стороны больного. 

Дисморфомания  сопровождается подавленным настроением, тщательной маскировкой своих переживаний и «дефектов» и стремлением к исправлению своего «недостатка» любым путем.

 Поэтому такие  больные для маскировки «уродливых»  ушей придумывают особую прическу  или не снимают головного убора - при «уродстве» головы. Обращаются к врачам, чаще всего хирургам и косметологам, с просьбой «исправить» им уши, нос, губы, сделать пересадку кожи, удалить жир с живота, бедер, удалить все зубы и вставить новые, изменить форму челюсти, вывести все родимые пятна и т. д.

Добиваясь врачебного вмешательства, чаще всего пластической операции, больные проявляют такую  активность и изобретательность, что  в ряде случаев им удается убедить  врачей и родителей в своей  правоте. Однако даже самая удачная операция не приносит успокоения больному, он обнаруживает новые дефекты и страдает по-прежнему.

Больные часто  пытаются собственными методами исправить  недостатки. Например, упорно отказываются от еды или придерживаются особой диеты, придумывают специальный комплекс изнуряющих упражнений, подрезают себе нос, подпиливают зубы и т. д. В случае неудачных попыток исправления (или самоисправления) своих «недостатков» могут совершить самоубийство.

Для своевременного выявления описанного психического расстройства используют два объективных показателя: «симптом зеркала» и «симптом фотографии». «Симптом зеркала» выражается в постоянном стремлении рассматривать в зеркале свое отображение с целью, во-первых, «подыскать наиболее удачную позу», выражение лица, походку, чтобы скрыть от окружающих свой мнимый недостаток или, по крайней мере, сделать его менее заметным.

 Во-вторых, для  того, чтобы «уяснить себе», какая  именно коррекция им требуется  и каким образом ее лучше  осуществить. Больные рассматривают  себя в зеркале в то время, когда, по их убеждению, на них никто не смотрит.

«Симптом фотографии»  заключается в том, что больные  категорически отказываются фотографироваться, даже для очень важных документов, истинным мотивом такого поведения  является убеждение, что фотография «увековечит уродство», «в статическом виде дефект более заметен».

Синдром  дисморфомании  (дисморфофобии) может наблюдаться  как у больных с пограничными расстройствами (при особом складе характера, после воздействия психогенного фактора), так и при шизофрении. Во втором случае прогноз менее благоприятен из-за малой эффективности существующих методов лечения.

Неблагоприятен  прогноз в случае возникновения  идеи физического недостатка по отношению  к наиболее правильной и красивой части тела. Наоборот, прогноз благоприятен, когда для развития идеи или страха физической неполноценности имеется определенная «почва» (например, действительно не слишком красивый нос, но и не уродливый, чтобы так сильно на нем фиксироваться).

В процессе лечения  применяют как медикаментозные средства (нейролептики, антидепрессанты), так и различные методы психотерапевтического воздействия и социальной реабилитации. Особое значение в профилактике дисморфоманических и особенно дисморфо-фобических расстройств имеет правильное воспитание с детского возраста, чтобы избежать формирования пониженной самооценки, комплекса неполноценности.

 Не следует  делать обидные замечания в  адрес ребенка, его внешности  (например, «какой ты у нас лопоухий»,  «ну и толстый же ты», «в  кого у тебя такой длинный нос» и т.п.). Если у ребенка есть какие-то недостатки во внешнем виде (излишняя полнота, юношеские угри), нужно помочь ему избавиться от этого, а не заострять его внимание на этом. Необходимо соблюдение определенного такта и со стороны учителей, школьных врачей и медсестер.

Информация о работе Специфические психические расстройства в подростковом возрасте