Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:04, отчет по практике
Цель практики: изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа
Задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: "Введение в психологию" и "Общая психология"; научиться применять эти знания на практике.
2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа.
3. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом.
4. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию студента.
5. Формировать положительное отношение к профессии психолога.
притязаний, интересы.
Используются косвенные методики диагностики
мотивации учения: метод наблюдения,
свободная беседа с учеником, беседа
с родителями, учителями. Прямые методики:
беседа-интервью, методики "Лесенка
уроков", "Лесенка побуждений",
сочинение на тему "Моя жизнь в школе".
Проективные методики: рисуночная, составление
расписания на неделю (С.Я. Рубинштейн),
методика Матюхиной, цветовой тест отношений
Эткинда.
Для изучения самооценки
младшего школьника можно использовать
методику А.И. Липкиной "Три оценки".
4) Проверяются учебные
навыки ребенка,
5) Выясняется эмоциональный
компонент неуспеваемости:
- как ребенок
относится к плохим оценкам;
- какую получает
типичную обратную связь от
взрослых;
- какие у ребенка
существуют способы
- по возможности
восстанавливается вся система межличностных
отношений ребенка.
6) Выясняются типичные
виды помощи родителей ребенку
в учебной деятельности:
- кто занимается
с ним, как много, какие
- анализируется
стиль семейного воспитания в
целом, роль второго родителя
(помимо обратившегося в консультацию).
7) Изучается предыстория
консультируемого:
- собирается подробный
анамнез, случаи обращения к
врачу, диагноз, как долго и
чем лечили;
- выясняется, с
чем сами родители связывают
плохую успеваемость у ребенка;
- что явилось
непосредственным поводом
1) Индивидуальные
консультации
Железняк Максим,
4 класс
Проблема: неадекватное
(агрессивное) поведение в школе
(может кидать тетради, книги, даже стулья
в сверстников).
Проводилось:
1. Консультация родителей
- беседа.
2. Методики по
обследованию: "Мой круг общения"
(Т.Ю. Андрушенко), "Дорога жизни",
"Кто виноват?", опросник Кеттелла,
методика ранжирования
Мальчик открытый, доброжелательный
в беседе, общительный, участливый.
Высокая степень
Рекомендации родителям:
1. Личный пример
общения в семье (без ссор, скандалов).
2. Не допускать высказываний
о своих друзьях, коллегах.
3. Объективно разбираться
в возникновении конфликта,
4. Давать поручения,
самостоятельное выполнение
5. Занятия спортом,
в любом кружке.
Горячева Лена, 2 класс
Запрос мамы: невнимательность,
большая отвлекаемость на уроках.
Проводилось:
1. Консультация с
мамой - беседа.
2. Методики по
обследованию познавательных
У девочки неустойчивое
внимание, тенденция к снижению вниманию,
переключение снимания хорошее, зрительное
восприятие снижено.
Посещает занятия
по развитию внимания, памяти, мышления.
Рекомендовано маме:
1. Посещать занятия
у психолога.
2. Больше уделять
времени на дополнительные занятия дома.
3. Интересоваться
изучаемым материалом в школе.
4. Еженедельные консультации
с учителем и психологом.
Николаев Алеша, 7
класс
Запрос родителей:
навязчивые идеи суицидального характера
(выброситься из окна, броситься под
машину).
Проводилось:
1. Консультация с
родителями - беседа.
2. Методики по
обследованию: проективная "Волшебный
мир", тест "Незаконченное предложение",
рисуночные тесты "Моя семья",
"Несуществующие животные".
Ребенок считает, что
его не любят. Мама - главная в семье.
Раньше был развод с отцом, и мальчик жил
то с мамой, то с бабушкой и дедушкой. Родители
помирились. Появился маленький ребенок.
Теперь мальчик считает себя ущемленным.
К сестренке относится негативно. В отношении
со сверстниками - по настроению. Часто
возбужденный, трудно успокоить. К сверстникам
может быть жестоким. Хочет быть сильным,
чтобы в семье было много денег.
Ходит в адаптивную
группу. Стал более спокойным, уравновешенным,
рассудительным. Навязчивость идей пока
не проявлялась.
Рекомендовано родителям:
1. Больше проявлять
внимания к мальчику, показывать
(особенно маме), что его любят.
2. Привлекать к
помощи по отношению к
3. Беседовать о
добре, добрых поступках.
4. Поощрять дружбу
со сверстниками.
Бухтев Ваня, 4 класс
Запрос родителей:
одиночество, необщительность.
Проводилось:
1. Консультация с
родителями - беседа.
2. Методики по
обследованию отношения к
Семья внешне благополучная.
Родители стараются быть больше с
детьми. Устраивают походы, экскурсии.
В семье много животных. Но мальчик
чувствует себя одиноко. Общается с собакой,
поверяет ей свои секреты, а не сестре.
Очень много читает. Раньше воспитывался
у бабушки, д\с не посещал. Со сверстниками
не умеет общаться, не уверен в себе. Часто
пропускает школу, т.к. часто болеет соматическими
заболеваниями.
Посещал тренинг
общения (10 занятий). Ведет себя также.
Сейчас дружит с таким же мальчиком,
которого не приняли в коллективе.
Рекомендовано родителям:
1. Больше приглашать
сверстников домой.
2. Отпускать со
сверстниками на улицу (а не с
мамой и папой).
3. Привлекать детей
своих друзей.
4. Быть терпеливыми.
Больше давать ребенку
Морев Дима, 8 класс
Запрос от учителя:
пропуски уроков, неадекватное повеление
по отношению к отцу.
Проводилось:
1. По приглашению
родители в школу не пришли.
2. Выход в семью
(завуч, соц. педагог,
3. Беседа с учителем.
4. Посещение уроков.
5. Методики по обследованию:
проективная "Несуществующие животные",
"Моя семья", беседа о школьной жизни.
Мальчик способный, учится хорошо. В семье
раздор: папа был вынужден уйти. Бабушка
сыграла роль в том, что авторитет отца
потерян. Родители развелись. Авторитарная
система воспитания со стороны мамы и
бабушки. Ребенок вечером предоставлен
себе, т.к. мама работает вечер и ночь (официант
в баре). Но запрет на выход из дома, посещение
кружков.
На занятия с
психологом не ходит - запрет матери.
Дальнейшая работа
не ведется.
2) Коррекционные
и развивающие занятия
Организация и проведение
развивающих занятий
Любое развивающее
занятие может проводиться по
времени в двух вариантах.
Вариант 1. Занятие
проводится 20 минут;
5 - 7 минут - обсуждение
задачи-образца, дача инструкций;
10 минут - самостоятельная
работа детей;
3 - 5 минут - проверка
ответов к заданиям.
Вариант 2. Этот вариант
более продолжительный, когда используется
небольшая коррекционная
Для проведения занятий
выделяется специальное время. Эффективна
частота занятий 2 - 3 раза в неделю.
Занимаясь с детьми, необходимо помнить,
что обучение проводится в игровой
форме, интересно, увлекательно, не вызывая
утомления.
Условия эффективности
коррекционного воздействия при
проведении занятий.
Для детей необходима
атмосфера доброжелательности, безусловного
принятия, что способствует формированию
у ребенка позитивной Я-концепции.
Ребенок, убежденный в том, что у него все
в порядке, не склонен преуменьшать своих
потенциальных возможностей и охотно
принимает участие в занятиях.
Необходимо ставить
перед ребенком реалистичные цели,
требующие определенных усилий с его
стороны, но не превышающие действительные
возможности ребенка во избежание повышения
тревожности, снижения самооценки. Во
время занятий необходимо подбадривать
детей, нацеливать на успех, вселять уверенность
в своих силах.
Цель надлежит ставить
так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению.
Последующие занятия строить таким образом,
чтобы они были реалистичны по отношению
к прежним результатам. Цель должна быть
такая, чтобы успех был возможен и чтобы
его можно было подкреплять далее. Это
способствует восприятию ребенка себя
как более успешного.
Оценка результатов
занятий должна основываться на сравнении
с предыдущими результатами, а
не на основании "нормативов", либо
сравнении слабых и сильных детей.
Учащихся целесообразно поощрять, заполнять
индивидуальные карточки, в которых они
будут отмечать прогресс в своих достижениях,
независимо от того, насколько он мал.
Ошибки детей не
должны вызывать досады и раздражения.
Цель развивающих занятий - не отработка
какого-либо навыка, умения, а включение
детей в самостоятельную поисковую деятельность.
Поэтому и ошибки детей являются следствием
поиска решения, а не показателем недостаточной
отработки какого-то навыка.
Систематические занятия
с детьми способствуют развитию у
них познавательных интересов, формируют
стремление ребенка к размышлению и поиску,
вызывают чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий
у ребенка происходит становление
развитых форм самосознания и самоконтроля,
исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается
тревожность и необоснованное беспокойство.
1) Запрос родителей
к психологу звучал следующим
образом: плохо запоминает, не
может воспроизвести только
Было проведено
психологическое обследование ученика
Андрея Т. По интеллектуальной шкале Векслера.
При достаточно высоком интеллектуальном
потенциале оказался сниженным уровень
произвольной концентрации внимания,
слабая кратковременная память.
Индивидуальная коррекционная
программа составлялась на основе имеющихся
трудностей в обучении и форм их проявления
с учетом потенциальных возможностей
ребенка.
На коррекционном
занятии использовались следующие
упражнения:
1) Упражнение "Точки".
Цель: тренировка объема
внимания, памяти.
Для тренировки используются
наборы из 8 карточек, на которых расположены
от 2 до 9 точек. От ребенка требуется
в течение 1 сек. посмотреть на один
из предлагаемых квадратов и заметить,
сколько на нем точек и место
их расположения. Затем на отдельном
листе, на аналогичном квадрате ученик
отмечает запомнившиеся точки. Результат
оценивается по количеству правильно
воспроизведенных точек. В процессе дальнейшей
тренировки карточки меняются, вращаются
вокруг своей оси для изменения расположения
точек в пространстве. Если ребенок, к
примеру, воспроизвел верно шесть точек,
а семь уже не может, значит объем его внимания
равен 6 усл. ед. при норме 7 ± 2 усл. ед.
Информация о работе Специфика работы психолога в учреждениях разного типа