Специфика работы психолога в учреждениях разного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:04, отчет по практике

Описание

Цель практики: изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа
Задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: "Введение в психологию" и "Общая психология"; научиться применять эти знания на практике.
2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа.
3. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом.
4. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию студента.
5. Формировать положительное отношение к профессии психолога.

Работа состоит из  1 файл

ПРАКТИКА 2.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

2) Упражнение "Проследи  за направлением". 

Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности. 

Ученику предлагаются бланки с нарисованными на них  перепутанными линиями, которые  слева и справа пронумерованы. Задача ребенка - проследить каждую линию слева  направо и определить номер начала и конца каждой линии. Следить  за линиями глазами. При определении качества выполняемого упражнения учитывается время выполнения одной таблицы и количество ошибок. 

При дальнейшей тренировке таблицы уплотняются большим  количеством линий, усложняется  рисунок. 

3) Упражнение "Корректура" 

Цель: тренировка устойчивости внимания, наблюдательности. 

Учащемуся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся  букву, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. 

Для тренировки распределения  и переключения внимания задача усложняется: одна буква зачеркивается вертикальной чертой, другая - горизонтальной. Могут  быть другие варианты усложнения. 

4) Упражнение "Визуализация". 

Цель: тренировка зрительной памяти. 

Для запоминания  большей части коротких чисел  и формул вполне достаточно сосредоточить  внимание на их мысленном зрительном образе. 

Инструкция ученику: 

1. Сделай паузу,  мысленно воспроизведи образ  запоминаемого числа. 

2. Представь, что  оно горит желтыми неоновыми цифрами на фоне черного неба (и т.п. образы). 

3. Заставь эту  надпись мигать в своем воображении  не менее 15 секунд. 

4. Повтори вслух. 

Такие упражнения тренируют  различные свойства внимания, памяти. 

Повышается мотивация  к достижению результата, ребенок обучается новым способам восприятия, контроля, внимания, учится организовывать материал при запоминании, а затем извлекать его из памяти, формируются новые стратегии мышления. 

2) Групповое развивающее  занятие. Комплекс упражнений  по развитию аналитического восприятия 

Способность анализировать  проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, вычленять  в предмете разные особенности, определенные элементы и т.п. Умение мысленно расчленять воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции. 

Упражнение 1: "Поиск  рисунков - двойников" 

В каждом задании  этого типа по несколько изображений  одного и того же предмета. Один рисунок - основной (он выделяется). Ребенку  предлагается внимательно рассмотреть  рисунки и определить, какой из них повторяет основной. 

Решение такого типа заданий способствует преодолению  чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, способности  к быстрому необдуманному принятию решения. Развивается рассудительность 

Упражнение 2: "Где  два одинаковых?" 

Это упражнение более  трудное, так как в нем отсутствует  исходный рисунок-эталон. В каждой задаче шесть изображений одного и того же предмета. Два из них одинаковы. Ребенку требуется найти эту  пару. В процессе решения заданий 1,2 психолог выясняет, отличается ли ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять любое действие, можно предложить ребенку проговаривать способ решения задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая, он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения). 

И повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти преодолеваются одинаково: 

1) поэлементные сравнения  основного изображения с другими; 

2) выполнение действий  вслух. 

Бывает, что дети решают задания типа 1,2 верно, но очень  медленно. Причины этого могут  быть различны: инертный тип ВНД, чрезмерная осторожность, связанная с неуверенностью в своих способностях. 

Для медлительных детей  целесообразно нормирование времени  решения задания; заполнение так  называемой "таблицы достижений". 

Для неуверенных  детей необходима эмоциональная поддержка, подкрепление словами "правильно", "молодец", т.п. 

Упражнение 3: "Поиск  простой фигуры" 

На отдельной карточке детям предлагается изображение  простой фигуры. Затем раздаются  другие карточки с изображениями  фигур, в которые эта простая фигура включена один либо много раз. Дети ищут ее в таком пространственном изображении и размере, которые даны на образце. 

Для выполнения задания  данную фигуру необходимо постоянно  удерживать ее перед своим мысленным  взором, чему мешает восприятие других фигур и линий, включенных в орнамент. Для этого требуется определенная "помехоустойчивость" зрительной памяти. Если ребенку трудно работать, можно вооружить его карандашом для облегчения поиска. 

Упражнение 9: "Загадочные картинки" 

Детям предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на них изображено и в каком количестве. 

Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности  процессов восприятия, умения анализировать  сложные переплетения линий. 

3) Групповое развивающее  занятие. Комплекс упражнений на пространственное воображение и пространственное мышление. 

Оба этих процесса функционируют  во взаимодействии, но в одних случаях  большую роль играет пространственное воображение, в других - мышление. 

Упражнение 1: "Сколько  здесь кубиков?". 

Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое мышление представить себе, сколько в изображаемой фигуре имеется невидимых кубиков (можно использовать кубики Кооса). Оказывая помощь ребенку, посоветовать подсчет по отдельным рядам: горизонтальным и вертикальным. 

Упражнение 2: "Сколько  кубиков не хватает". 

Психологически близко к упражнению 1. 

Ребенку предлагается картинка, на ней нарисована фигура, составленная из определенного количества кубиков. На других карточках изображена та же фигура, но с несколькими вынутыми кубиками. Ребенку нужно посчитать, сколько кубиков не хватает. 

Упражнение 3: "Вообрази, что получится". 

Предназначено для  тренировки пространственного воображения (способности оперировать в уме  образами 2-х, 3-х-мерных объектов). 

Ребенку предлагается бумажная салфетка сложенная вчетверо (т.е. дважды пополам). После того, как  салфетку сложили, в ней сделали  фигурный вырез. Необходимо представить  вид развернутой салфетки (поиск  среди готовых ответов). Можно  использовать различные игры типа "Собирание картинок из паззлов", различные развертки, коробочки и т.п. 

4) Групповое развивающее  занятие. Комплекс упражнений  на умозаключения при сопоставлении  предметов и событий. 

Общее в упражнениях  то, что детям предлагаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций. При этом ставится цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции. Задания типа 1-7 имеют общую цель: выделение существенного признака предмета. 

Упражнение 1: "Пара к паре". 

Устанавливается вид  связи между заданными предметами, составление 

пары. Определять пару трудно, так как есть предметы объединенные с данным предметом другими связями (выработка понятий о функциональной паре). 

Упражнение 2: "Подбери  пару". 

Психологически близко к упражнению 1. 

Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается  пара. Все предметы как-то связаны  с главным, но только один из них  можно употреблять совместно  с выделенным. 

Упражнение 3: "Противоположности  в картинках". 

Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах  существенные признаки, в первую очередь  функциональные. 

Упражнение 4: "Пятый - лишний". 

Вычленение существенных свойств изображенных на карточке предметов. Обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством. 

На карточках изображены 5 предметов: 4 сходны, а один отличается от других. Найти его. 

Упражнение 5: "Составление  квартета". 

Психологически близок к упражнению 16. Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребенок ищет тот, который соответствует выделенному признаку. 

Трудности, с которыми сталкиваются дети решая такие задачи, связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано с бедностью его жизненных представлений. 

Упражнение 6: "Развитие событий". 

Используются рисунки  с изображением эпизодов одного события, которые предъявляются ребенку  вразброс. Определить - с чего начинаются и как развиваются далее события. 

Решение такого типа задач требует от ребенка понимания  реальных жизненных событий, связывания отдельных эпизодов. А далее - умения логически их анализировать. Для  активизации памяти ребенка можно  предложить ему рассказывать о событии  без опоры на картинки. 

Упражнение 7: "Расположение иллюстраций к сказкам". 

Предлагаются рисунки  к определенной сказке, расположенные  непоследовательно. Ребенок должен вспомнить сказку и расположить  эпизоды правильно (выполнение задачи предполагает знание сказки). Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко следуют один за другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказки. Поэтому задание активизирует не только мышление, но и память ребенка.  

3) Социально-психологический  тренинг "Человек в конфликте" 

Цели: Показать значимость эмоциональной сферы человека и  ее влияние в ходе конфликта, отработать навыки использования воображения  для реализации своего эмоционального состояния. Понять характер собственных  эмоциональных проблем в конфликтах. 

Упражнение 1. Работа с ассоциативным рядом "конфликт". 

Порядок работы: Участники  рассаживаются в круг и получают инструкцию психолога 

В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это  слово, у нас возникает ряд  ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово "конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение? 

После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее: - если конфликт - это мебель, то какая?. - если конфликт - это посуда, то какая?. - если это одежда. 

Рефлексия. 

Для чего мы делали это  упражнение?" Важно заметить, что  ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом "конфликт". Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение. 

Упражнение 2. Эмоциональная тропинка. 

Подберите символические  рисунки, с помощью которых можно  отразить свое эмоциональное состояние  в различные моменты развития конфликта. 

Нарисуйте в тетради  самоанализа свою "тропинку" и  свои символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте. Можно дополнить их краткими фразами. 

Пункт А - "все хорошо!" 

Пункт В - "все снова  хорошо!" 

Упражнение 3. Работа в группах. 

Учащиеся делятся  на группы по три человека и выбирают "скульптора". Он строит скульптурную группу "конфликт" и занимает свое место в ней. 

Рефлексия. 

Попробуйте описать  свои ощущения в ходе упражнения. Где  в теле у "скульптур" чувствовалось  напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной  и физической напряженности. 

Информация о работе Специфика работы психолога в учреждениях разного типа