Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:04, отчет по практике
Цель практики: изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа
Задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: "Введение в психологию" и "Общая психология"; научиться применять эти знания на практике.
2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в учреждениях разного типа.
3. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом.
4. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию студента.
5. Формировать положительное отношение к профессии психолога.
2) Упражнение "Проследи
за направлением".
Цель: тренировка концентрации
и устойчивости внимания, сосредоточенности.
Ученику предлагаются
бланки с нарисованными на них
перепутанными линиями, которые
слева и справа пронумерованы. Задача
ребенка - проследить каждую линию слева
направо и определить номер начала
и конца каждой линии. Следить
за линиями глазами. При определении
качества выполняемого упражнения учитывается
время выполнения одной таблицы и количество
ошибок.
При дальнейшей тренировке
таблицы уплотняются большим
количеством линий, усложняется
рисунок.
3) Упражнение "Корректура"
Цель: тренировка устойчивости
внимания, наблюдательности.
Учащемуся предлагается
как можно быстрее и точнее
вычеркнуть в колонке любого текста
какую-либо часто встречающуюся
букву, например "о" или "е". Успешность
оценивается по времени выполнения
и количеству допущенных ошибок.
Для тренировки распределения
и переключения внимания задача усложняется:
одна буква зачеркивается
4) Упражнение "Визуализация".
Цель: тренировка зрительной
памяти.
Для запоминания
большей части коротких чисел
и формул вполне достаточно сосредоточить
внимание на их мысленном зрительном
образе.
Инструкция ученику:
1. Сделай паузу,
мысленно воспроизведи образ
запоминаемого числа.
2. Представь, что
оно горит желтыми неоновыми цифрами
на фоне черного неба (и т.п. образы).
3. Заставь эту
надпись мигать в своем
4. Повтори вслух.
Такие упражнения тренируют
различные свойства внимания, памяти.
Повышается мотивация
к достижению результата, ребенок обучается
новым способам восприятия, контроля,
внимания, учится организовывать материал
при запоминании, а затем извлекать его
из памяти, формируются новые стратегии
мышления.
2) Групповое развивающее
занятие. Комплекс упражнений
по развитию аналитического восприятия
Способность анализировать
проявляется в возможности
Упражнение 1: "Поиск
рисунков - двойников"
В каждом задании
этого типа по несколько изображений
одного и того же предмета. Один рисунок
- основной (он выделяется). Ребенку
предлагается внимательно рассмотреть
рисунки и определить, какой из них
повторяет основной.
Решение такого типа
заданий способствует преодолению
чрезмерной импульсивности при восприятии
различных объектов, способности
к быстрому необдуманному принятию
решения. Развивается рассудительность
Упражнение 2: "Где
два одинаковых?"
Это упражнение более
трудное, так как в нем отсутствует
исходный рисунок-эталон. В каждой задаче
шесть изображений одного и того
же предмета. Два из них одинаковы.
Ребенку требуется найти эту
пару. В процессе решения заданий
1,2 психолог выясняет, отличается ли ребенок
повышенной импульсивностью. Для умения
сознательно выполнять любое действие,
можно предложить ребенку проговаривать
способ решения задачи. Если ребенок отвечает
неверно и очень быстро, почти не думая,
он принадлежит к группе импульсивных
детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно,
несмотря на длительность принятия решения.
Это говорит о недостаточной устойчивости
его зрительной памяти (образ не удерживается
до момента завершения процесса сравнения).
И повышенная импульсивность
и неустойчивость зрительной памяти преодолеваются
одинаково:
1) поэлементные сравнения
основного изображения с
2) выполнение действий
вслух.
Бывает, что дети
решают задания типа 1,2 верно, но очень
медленно. Причины этого могут
быть различны: инертный тип ВНД, чрезмерная
осторожность, связанная с неуверенностью
в своих способностях.
Для медлительных детей
целесообразно нормирование времени
решения задания; заполнение так
называемой "таблицы достижений".
Для неуверенных
детей необходима эмоциональная поддержка,
подкрепление словами "правильно",
"молодец", т.п.
Упражнение 3: "Поиск
простой фигуры"
На отдельной карточке
детям предлагается изображение
простой фигуры. Затем раздаются
другие карточки с изображениями
фигур, в которые эта простая фигура
включена один либо много раз. Дети ищут
ее в таком пространственном изображении
и размере, которые даны на образце.
Для выполнения задания
данную фигуру необходимо постоянно
удерживать ее перед своим мысленным
взором, чему мешает восприятие других
фигур и линий, включенных в орнамент.
Для этого требуется определенная "помехоустойчивость"
зрительной памяти. Если ребенку трудно
работать, можно вооружить его карандашом
для облегчения поиска.
Упражнение 9: "Загадочные
картинки"
Детям предлагаются
специальные картинки, чтобы определить,
что на них изображено и в каком количестве.
Решение такого типа
заданий требует беглости, подвижности
процессов восприятия, умения анализировать
сложные переплетения линий.
3) Групповое развивающее
занятие. Комплекс упражнений на
пространственное воображение и пространственное
мышление.
Оба этих процесса функционируют
во взаимодействии, но в одних случаях
большую роль играет пространственное
воображение, в других - мышление.
Упражнение 1: "Сколько
здесь кубиков?".
Смысл заданий этого
типа в том, чтобы, опираясь на логическое
мышление представить себе, сколько в
изображаемой фигуре имеется невидимых
кубиков (можно использовать кубики Кооса).
Оказывая помощь ребенку, посоветовать
подсчет по отдельным рядам: горизонтальным
и вертикальным.
Упражнение 2: "Сколько
кубиков не хватает".
Психологически близко
к упражнению 1.
Ребенку предлагается
картинка, на ней нарисована фигура,
составленная из определенного количества
кубиков. На других карточках изображена
та же фигура, но с несколькими вынутыми
кубиками. Ребенку нужно посчитать, сколько
кубиков не хватает.
Упражнение 3: "Вообрази,
что получится".
Предназначено для
тренировки пространственного воображения
(способности оперировать в
Ребенку предлагается
бумажная салфетка сложенная вчетверо
(т.е. дважды пополам). После того, как
салфетку сложили, в ней сделали
фигурный вырез. Необходимо представить
вид развернутой салфетки (поиск
среди готовых ответов). Можно
использовать различные игры типа "Собирание
картинок из паззлов", различные развертки,
коробочки и т.п.
4) Групповое развивающее
занятие. Комплекс упражнений
на умозаключения при
Общее в упражнениях
то, что детям предлагаются карточки
с изображенными на них группами предметов,
геометрических фигур, различных ситуаций.
При этом ставится цель их анализа по определенному
признаку, указанному в инструкции. Задания
типа 1-7 имеют общую цель: выделение существенного
признака предмета.
Упражнение 1: "Пара
к паре".
Устанавливается вид
связи между заданными
пары. Определять пару
трудно, так как есть предметы объединенные
с данным предметом другими связями
(выработка понятий о
Упражнение 2: "Подбери
пару".
Психологически близко
к упражнению 1.
Для одного предмета,
выделенного на карточке, подбирается
пара. Все предметы как-то связаны
с главным, но только один из них
можно употреблять совместно
с выделенным.
Упражнение 3: "Противоположности
в картинках".
Выбор из предложенных
предметов противоположного по своему
назначению заданному. Требуется умение
выделять в представленных предметах
существенные признаки, в первую очередь
функциональные.
Упражнение 4: "Пятый
- лишний".
Вычленение существенных
свойств изображенных на карточке предметов.
Обобщение предметов, обладающих одним
и тем же свойством.
На карточках изображены
5 предметов: 4 сходны, а один отличается
от других. Найти его.
Упражнение 5: "Составление
квартета".
Психологически близок
к упражнению 16. Устанавливается признак,
по которому сгруппированы предметы. Затем
среди других предметов ребенок ищет тот,
который соответствует выделенному признаку.
Трудности, с которыми
сталкиваются дети решая такие задачи,
связаны с незнанием предметов,
изображенных на картинках. Это связано
с бедностью его жизненных представлений.
Упражнение 6: "Развитие
событий".
Используются рисунки
с изображением эпизодов одного события,
которые предъявляются ребенку
вразброс. Определить - с чего начинаются
и как развиваются далее события.
Решение такого типа
задач требует от ребенка понимания
реальных жизненных событий, связывания
отдельных эпизодов. А далее - умения
логически их анализировать. Для
активизации памяти ребенка можно
предложить ему рассказывать о событии
без опоры на картинки.
Упражнение 7: "Расположение
иллюстраций к сказкам".
Предлагаются рисунки
к определенной сказке, расположенные
непоследовательно. Ребенок должен
вспомнить сказку и расположить
эпизоды правильно (выполнение задачи
предполагает знание сказки). Задание
отличается от предыдущего тем, что эпизоды
не жестко следуют один за другим, а представляют
собой разрозненные фрагменты сказки.
Поэтому задание активизирует не только
мышление, но и память ребенка.
3) Социально-психологический
тренинг "Человек в конфликте"
Цели: Показать значимость
эмоциональной сферы человека и
ее влияние в ходе конфликта, отработать
навыки использования воображения
для реализации своего эмоционального
состояния. Понять характер собственных
эмоциональных проблем в
Упражнение 1. Работа
с ассоциативным рядом "конфликт".
Порядок работы: Участники
рассаживаются в круг и получают
инструкцию психолога
В фокусе нашего внимания
- конфликт. Когда мы говорим это
слово, у нас возникает ряд
ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте,
знаем, как он выглядит в поведении людей.
Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается
на внутреннем состоянии человека. Пусть
каждый скажет, с чем ассоциируется слово
"конфликт". Какой образ подсказывает
ваше воображение?
После первого ряда
произвольных ассоциаций можно произвести
следующее: - если конфликт - это мебель,
то какая?. - если конфликт - это посуда,
то какая?. - если это одежда.
Рефлексия.
Для чего мы делали это
упражнение?" Важно заметить, что
ассоциации были выражением определенного
эмоционального состояния, вызванного
словом "конфликт". Для того чтобы
управлять своим эмоциональным состоянием
в ситуации конкретного конфликта, надо
хотя бы определять характер этих эмоций,
их глубину и степень влияния на поведение.
Упражнение 2. Эмоциональная
тропинка.
Подберите символические
рисунки, с помощью которых можно
отразить свое эмоциональное состояние
в различные моменты развития
конфликта.
Нарисуйте в тетради
самоанализа свою "тропинку" и
свои символы для каждого из значимых
этапов пути в конфликте. Можно дополнить
их краткими фразами.
Пункт А - "все хорошо!"
Пункт В - "все снова
хорошо!"
Упражнение 3. Работа
в группах.
Учащиеся делятся
на группы по три человека и выбирают
"скульптора". Он строит скульптурную
группу "конфликт" и занимает свое
место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать
свои ощущения в ходе упражнения. Где
в теле у "скульптур" чувствовалось
напряжение? Какие чувства и ассоциации
появились в той или иной позе?
Обращается внимание на связь эмоциональной
и физической напряженности.
Информация о работе Специфика работы психолога в учреждениях разного типа