Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий.
1 сұрақ этнопсихология зарубежная
междисциплинарная отрасль науки на Западе, находящаяся на стыке социологии, психологии, этнографии и антропологии.
Начиная с Геродота и Тацита, древние
ученые на Западе, повествуя о дальних
странах и проживающих там
народах, немало внимания уделяли описанию
их нравов, образа жизни, культуры, обычаев
и привычек. Констатируя различия
в культуре, нравах и обычаях, внешнем
облике представителей отдельных этносов,
древнегреческие мыслители
Еще больший интерес к исследованию
проблем национальной культуры и
психологии различных этнических общностей
стал проявляться в эпоху
Начало анализу теоретических
и методологических проблем национальной
психологии с позиции осмысления
"духа народов" было положено в I860
г., когда немецкие ученые X. Штейнталь
и М. Лацарус начали издавать специальный
журнал, в котором опубликовали свои
представления о сущности национальной
психики и с субъективно-
В середине нашего столетия развитие западных научных представлений уже шло под преимущественным влиянием американской этнопсихологической школы (см.), выделившейся из этнографии. Ее возглавлял А. Кардинер, а наиболее известными представителями были Ф. Боас, Р. Бенидикт, М. Мид и др. Этнопсихология, согласно их представлениям, должна выступать в качестве междисциплинарной области знаний и включать в себя элементы таких наук, как психология, психиатрия, социология, антропология и этнография.
В последствии различные подходы
многих ученых к анализу этнических
процессов сопровождались большим
количеством дискуссий о
Постепенно научные взгляды
зарубежных этнопсихологов сформировались
в стройную теорию, основные положения
которой сводились к понятию "базисной
(модальной) личности" (см.: "Базисной
(модальной) личности" теория"), под
которой понимался некий
Этнопсихология на Западе в это время внесла много ценного в изучение национального характера народов Австралии и Океании, Дальнего и Среднего Востока. В 50-60-е годы XX века многие ученые-этнопсихологи стали отходить от концепции "базисной личности". На смену ей пришла теория "модальной личности", т. е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа, в реальной же жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих свойств психического склада народа. На основе этой теоретической модели в 70-80-е годы были развернуты широкие специальные исследования. В их ходе применялись адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психодиагностических, аппаратурных и других методик. В результате чего на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира.
В последние годы этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурных изучений представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений. С 1951 по 1990 годы было разработано около 40 тысяч межкультурных учебных программ для студентов, военнослужащих, правительственных чиновников и т. д. С 1977 года результаты этих исследований публикуются в журнале "International Journal of Intercultural Relations". В этот же период была основана профессиональная ассоциация - Society for Intercultural Education, Training and Research (SIETAR).
2 сұрақ. ЭКСПЕРИМЕНТТІК ЖӘНЕ ЭМПЕРИКАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕР
Кросскультурное исследование является, по сути, частным случаем плана сравнения группы. При этом число сравниваемых групп может колебаться (минимум – 2 группы).
Условно можно выделить 2 основных плана, используемых в кросскультурных исследованиях.
Первый план: сравнение 2 и более естественных или отобранных методом рандомизации групп из 2 популяций.
Второй план: сочетание плана сравнения 2 и более групп с лонгитюдом, при котором сопоставляются не только различия в особенностях поведения этих групп, но изучается процесс изменения этих особенностей под влиянием времени либо времени и дополнительных внешних факторов.
Однако содержание кросскультурных исследований настолько своеобразно, что большинство специалистов в области теории психологического метода выделяют их в особый тест.
Главная особенность кросскультурной психологии – предмет, который и определяет специфику метода.
Кросскультурная психология берет свое начало в трудах В. Вундта [Вундт В., 1998] и французских социологов начала XX в.: Г. Лебона [Лебон Г., 1998], А. Фулье [Фулье А., 1998], Г. Тарда [Тард Г., 1998].
Однако эти ученые не проводили
эмпирических исследований. Методологом
кросскультурной психологии (как
и эмпирической психологии) стал Вильгельм
Вундт. В 1900-1920 гг. он предпринял издание
грандиозной, 10-томной “Психологии
народов”. Главным проявлением “народного
духа” он считал языковую деятельность
(в отличие от языковой системы
– предмета исследования лингвистов).
Этот труд наряду с “Основами физиологической
психологии” стал основным вкладом
В. Вундта в психологию. Работа “Проблемы
психологии народов” является сборником
статей, представляющих собой краткое
изложение исследовательской
Вундт выделял в науке о “
Законы “психологии народов” –
суть законы развития, а основа ее –
3 области, содержание которых “превышает
объем индивидуального
Основным методом “психологии
народов”, по В. Вундту, являлось понимание,
сравнительная интерпретация
В современной кросскультурной психологии господствует эмпирический метод.
Предметом кросскультурных исследований являются особенности психики людей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей.
Отсюда вытекает то, что для правильного планирования кросскультурного исследования следует, во-первых, как минимум, определиться с тем, какие особенности психики могут быть потенциально подвержены влиянию культурных факторов, а также выявить множество параметров поведения, соответствующих этим особенностям. Во-вторых, требуется дать операциональные, а не теоретические определения понятиям “культура” и “культурный фактор”, а также описать множество этих факторов, которые предположительно могут повлиять на различия в психических особенностях и поведении людей, принадлежащих к разным культурным общностям.
В-третьих, следует выбрать адекватный метод исследования и адекватную методику для измерения особенностей поведения людей, принадлежащих к разным культурам.
В-четвертых, следует определиться с объектом исследования. Нужно выбрать для изучения такие популяции, которые явно представляют собой субъекты разных культур. Кроме того, важнейшее значение имеет отбор или выбор групп из популяций, которые были бы репрезентативны с точки зрения принадлежности к сопоставляемым культурам.
Рассмотрим более подробно эти вопросы.
Кросскультурная психология начинается там, где кончается психогенетика. Результатом психологического исследования является определение относительного вклада генотипа и среды в детерминацию индивидуальных различий людей по какому-либо психологическому свойству.
В состав средовой детерминации входят и культурные факторы. Следовательно, на первый взгляд, гипотеза любого кросскультурного исследования должна касаться тех свойств психики, которые в большей мере зависят от среды, чем от наследственности, или же существенно зависят от среды.
Однако нет ни одного индивидуально-психологического параметра, который в той или иной степени не подвергался бы средовым влияниям. Поэтому гипотезы о культурной детерминации психологических свойств охватывают весь их спектр: от психофизиологических параметров до ценностных ориентации личности.
Среди факторов культуры, которые могут потенциально влиять на индивидуально-психологические различия, выделяются универсальные и специфические [Лебедева Н.М., 1998].
Существует множество
Наиболее популярна
Основными измерениями культуры он считает “простоту–сложность”, “индивидуализм–коллективизм”, “открытость–закрытость”. Ряд исследователей [в частности, ХофстедДж., 1984] выделяют такие параметры, как: 1) дистанция власти – степень неравномерности распределения власти с точки зрения данного общества, 2) избегание неопределенности и 3) маскулинность–фемининность.
Разумеется, эти параметры являются крайне примитивными. Даже “закоренелый” этнопсихолог никогда не сочтет их достаточными и даже необходимыми для описания той или иной культуры.
Сам термин “культура” – крайне неопределенный. Можно вслед за К. Поппе-ром считать культурой “третий мир”, созданную людьми систему “преобразованной реальности”.