Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий.
Второй вид исследования известен
как этнографическое. Подобные исследования
проводятся в основном антропологами,
но также и некоторыми кросс-культурными
психологами. Значительную часть этой
работы исследователи проводят, посещая
людей, являющихся объектом их интереса
и изучения, а зачастую и живут
среди них. Внедрившись в культуру
на продолжительный отрезок
8 сұрақ. Отношение
к кросс-культурным
В течение многих лет кросс-культурные
исследования по-настоящему не воспринимались
как серьезная и активная отрасль
психологии. Скорее, их считали доменом
тех немногих психологов, которые
проявляли эзотерический
В последние несколько лет
Однако в гораздо более
9 сұрақ. Тіл және этнопсихология
Язык как психологическая детерминанта этнического самосознания
Становление этнического самосознания неразрывно связано с этническим языком, который является одним из основных компонентов этноса, «этнодифференцирующим и этноформирующим признаком любой этнической группы»(6). (А.А.Потебня,1910)
Именно язык, как отмечается во
всех исследованиях, выполненных в
рамках этнической психологии, является
одним из незаменимых и важных
факторов этнической культуры. Язык объединяет
людей в этническую общность, способствует
хранению и передаче этнокультурной
информации от поколения к поколениям,
обеспечивая культурную преемственность.
Язык сохраняет самобытность этноса.
Благодаря языку осуществляется
специфически человеческая форма передачи
социального опыта, культурных норм
и традиций через язык реализуется
преемственность различных
Многие исследователи
Родной язык - это первоначально
усвоенный человеком язык (язык колыбели,
язык матери). На основании родного
языка формируются первичные
навыки речевого взаимодействия. С
помощью родного языка
Язык является детерминантом этнического самосознания именно тогда, когда человек осознает его родным и общается на этом языке между представителями своей этнической общности. По мнению В. Ю. Хотинец это обеспечивает, во-первых, взаимное понимание между членами своего этноса, во-вторых, хранение и передачу этнокультурной информации от поколения к поколению, обеспечивая культурную преемственность».(9) (Хотинец, 1996).
12. ВЕРБАЛДЫ
ЖӘНЕ ВЕРБАЛДЫ ЕМЕС ҚАРЫМ
Технологические аспекты вербальной и невербальной коммуникации
Поскольку обмен информацией происходит с помощью различных знаков и знаковых систем, то важное требование и необходимость во время налаживания контакта и создания совместного коммуникативного поля - понять их, правильно интерпретировать.
Не менее значительным является факт изучения закономерностей и правил коммуникации, их отработки на практике. Все это способствует повышению конструктивности общения и достижения взаимопонимания. При этом, правда, необходимо учитывать то обстоятельство, что субъект общения, даже зная технологию позитивной коммуникации, иногда не желает при определенной ситуации о ней вспоминать не хочет конструктивно общаться. Объяснения этому могут быть разные. Например, с помощью вербальной агрессии субъект общения достигает снятия внутреннего напряжения или «зарабатывает» себе имя и т.д.
Вся наша жизнь проходит в мире знаков: звонок будильника утром - сигнал того, что пора вставать, на улице; красный свет светофора - знак запрета переходить улицу, зеленый - знак разрешения и т. п. При помощи знаков мы общаемся: на пути к университету встречаем приятеля, кивком головы здороваемся с ним или жмем руку - знак уважения, благосклонного отношения к нему.
В вербальной коммуникации знаковой системой является язык (национальный язык, профессиональное вещание, молодежный жаргон и т.п.), в невербальной - такие знаковые системы, как оптико-кинетическая, проксемическая, паралингвистическая и др.
В общении вся эта палитра знаков переплетается, группируется, формируется и, в конечном счете, влияет на его результат. В психологической литературе приводится немало рекомендаций относительно эффективного применения вербальной и невербальной коммуникации. Назовем некоторые из них.
Одним из важнейших правил коммуникации
является требование учитывать особенности
партнера по общению (его культурно-
Особенно в этом контексте следует выделить требование, которое касается профессиональных особенностей собеседника, прежде всего речь идет о том, что необходимо говорить на языке партнера, то есть апеллировать к научной терминологии, форме изложения материала, которые являются приемлемыми для участника общения.
Другими словами, с профессионалом
нужно говорить языком профессионала,
а с непрофессионалом – на доступном
для него языке, учитывая его словарный
запас, общий уровень интеллекта
и уровень информационного
Важное требование эффективной
коммуникации - умение того, кто вступает
в разговор, объективно оценивать
свои личностно-деловые качества, научную
компетенцию в тех проблемах,
которые вынесены для обсуждения.
Здесь следует не переоценивать
и не снижать своей научно-
Следующее правило можно сформулировать как демонстрация общности. Это может быть общность интересов, целей, взглядов, индивидуальных особенностей. Совместные индивидуальные особенности могут быть как положительные, так и отрицательные.
Тактичнее подчеркивать положительные черты. Однако самой главной считается демонстрация профессиональной общности.
Еще одно правило касается проявления интереса к проблемам собеседника. Такой интерес должен быть явным и проявляться в том, чтобы внимательно выслушать суть проблемы, поставить вопрос в ходе беседы.
Целую группу советов и правил можно
объединить общим названием «
доступность и логичность изложения своего мнения;
умение слушать и слышать того, кто говорит;
четкое и краткое
способность смело отстаивать свои взгляды;
способность прислушиваться к взглядам другой стороны, не говорить лишь о том, чего хочется вам;
умение иллюстрировать решающие моменты, приводить примеры из реальной жизни, использовать экспрессивность языка;
умение не реагировать на эмоции партнера по общению, сдерживать свои эмоции;
способность правильно задавать вопросы, проявлять активность в обсуждении проблемы;
способность придерживаться внешней привлекательности, доброжелательного взгляда, элегантной манеры общения, всего того, что охватывает понятие «эффект визуального имиджа»;
умение применять «эффект
способность распознавать, что именно влечет за собой потерю определенной части информации (в частности, «эффект дисперсии» - рассеивание информации по мере ее удаленности от отправителя);
умение не оправдываться, а быть активным, уверенным, готовым воспринимать нападки;
навыки умело пользоваться контрсредствами
против недобросовестных приемов во
время разговора: использовать недоброжелательные
замечания с положительной
соблюдение советов психологии
убедительного влияния: «Понять - еще
не значит принять информацию» (если
человек понял все, о чем шла
речь в беседе, это еще не значит,
что он согласился и принял информацию,
поскольку сообщение может
умение отвечать оппоненту и, конечно,
способность вовремя
13. Э