Сұрақ этнопсихология зарубежная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, реферат

Описание

Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.96 Кб (Скачать документ)

 

Эти проблемы детерминируются самой  социальной деятельностью, ее целями и  задачами, вытекающими из потребностей сложившейся на сегодня геополитической  структуры межнациональ­ных отношений. В ряде случаев при характеристике национальных проблем характерно выделение  и абсолютизация одного из признаков  нации и сведение к нему всей сущности нации. Из-за много­значности терминов допускается их однобокая интерпретация, неверное сопоставление одних групп  признаков с другими. Изменяется их долевая значимость в развитии рассматриваемых процессов. Во многих случаях национальная общность рассматривается  в отрыве от ее социальной структуры, при этом отрицается непосредственная взаимосвязь национального с  социальным, игнорируются объективные  факторы возникновения нации. На первый план выдвигаются ее духовные признаки, а в необходимых случаях  их отрицают как интерес нации. Во многих работах по этнопсихологии подчеркивается коренное своеобразие отдельных  культур народов, но при этом духовная культура рассматривается совершенно обособленно и в отрыве от материальной основы общества. Причины возникновения  и источник развития духовной культуры объясняются самобытностью, и совершенно игнорируется тот факт, что материальное производство всех благ является основой  духовности.

 

Такое положение в этнопсихологической  науке ставит проблему конкретизации  терминологического аппарата и разработку методов исследования этнопсихологических  характеристик человека на основе анализа  всесторонней деятельности, общения  и отношений в различных этнических общностях.

 

Этнопсихологические проблемы в основном рассматриваются с точки зрения конкретного исторического периода, определяющего психологию людей, при  этом описываются отдельные этносы, нации, их «психический склад», характер, самосознание, чувство народа. Используя  многообразие терминов, большинство  из которых трактуются совершенно по-разному, делаются выводы об особенностях нации, абсолютизируя эти характеристики на всех ее представителей. В настоящее  время мало изучены вопросы восприятия народами друг друга и передачи представлений  о жизни различных этносов  и также причины складывающихся между ними взаимоотношений, их слияния, ассимиляции и исчезновения, образования  нового единого целого. Эти процессы протекают в системе общественных отношений, которые представляют производственно-экономические, политические, вытекающие из них правовые, этнические, нравственные, идеологические и др.

 

Именно общественные отношения, которые  протекают по строго объективным  законам, детерминируют формирование и развитие различных этнических групп и социальное поведение  их представителей.

 

Во многих работах по этнической психологии ставится проблема формирования этноисторических типов личности, механизмов этнопсихологических взаимодействий в этнических группах. При этом привлекаются такие понятия, как восприятие людьми одной этнической общности людей  другой, что имеет большое значение для формирования межэтнического сознания и отношений, памяти народа, этнического  мышления, воли. Отмеченные понятия  исследуются как категории, заранее  присутствующие и наследуемые этносом, что является существенной ошибкой  в самой постановке вопроса. Причина  такого состояния вопроса, прежде всего, заключается в неправильной трактовке  соотношения социального и психологического в обосновании психологии масс. В  различных работах можно выделить либо стремление перенести положения  общей психологии, которые касаются изучения индивидуального поведения, на массы, представляя последнюю  как некую сумму проявле­ния  совпадающих черт индивидов, либо стремление объяснить психические формы  коллективного поведения чисто  с социальных подходов организации  общественных отношений, придавая при  этом некий мистицизм таким понятиям, как память, воля народа, его характер, темперамент, чувства народа. Противопоставление социального и психологического понятий принципиально неверно, так как это два взаимонезависимых  понятия, которые и составляют пространство событий, определяющее поведение больших  групп населения. Как и во всяком пространстве, для описания протекающего события или процесса нельзя исключить какую-либо координату, в противном случае теряется его полнота и задача утрачивает свою разрешимость.

 

Всегда следует исходить из того, что есть определенные психологические  особенности поведения человека, составляющие некий диапазон их проявления: от предельно благоприятных до крайне отрицательных во взаимообусловленных  отношениях. Этот диапазон можно представить  как интервал от -1 до +1, понимая при  этом плюс или минус как крайние  формы проявления психического поведения.

 

Аналогичным образом можно говорить о наличии социального диапазона  обусловленных совместных отношений  от предельно благоприятных до предельно  отрицательных, что и составляет интервал условий совместной жизнедеятельности. В силу ортогональности или независимости  этих характеристик они и выступают  базовыми в построении пространства жизнедеятельности, в котором описывается  поведение масс. При установлении определенных закономерностей соотношения  базовых характеристик можно  говорить о кинематике социально-психологических  особенностей по­ведения, но для понимания  причин возникновения таких зависимостей надо определить движущие силы этих процессов, что позволяет говорить об их динамике. Соотношение кинематических и ди­намических  характеристик в описании социально-психологических  особенностей поведения этноса также  является важной проблемой этнопсихологии.

 

Рассмотрение проблем этнической психологии в настоящее время  важно для практической деятельности людей, учета их национальных особенностей, решения задач массовой коммуникации и пропаганды, службы семьи. Результаты исследований, полученных в этнической психологии, должны составлять основу идеологической работы, воспитания и  обучения людей.

 

Проблемы формирования этнических типов личности, механизмы этнопсихологических  взаимоотношений в этнических группах, различные формы коллективного  общения и их взаимоотно­шения остаются еще недостаточно изученными.

 

Задача этнопсихологии состоит  в разработке конкретных путей и  методов исследования этнопсихологических  характеристик человека на основе анализа  деятельности, общений и отношений  в разных этнических общностях, дальнейшего  развития национального и интернационального в различных сферах культуры и  образа жизни межэтнического мировоззрения  и сознания.

 

Изложенные проблемы ставят ряд  наиболее актуальных задач в области  исследований этнической психологии, к числу которых можно отнести:

 

сравнительный анализ этнопсихологических  направлений, развиваемых в разных теоретических школах;

 

изучение основных закономерностей  формирования этнических особенностей психологии людей;

 

исследование психологических  основ взаимодействия общего и особенного, национального и интернационального в различных сферах культуры и  образа жизни;

 

исследование психологических  основ деятельности личности в международных  группах и коллективах.

 

Однако первоначально следует  обратиться к проблеме разработки методологических и теоретических основ этнопсихологии. Эта проблема - «узкое» место в  этнопсихологии. Ее острота сказывается  особенно в последние годы в связи  с тем, что фрагментарные психологические  исследования не могут решить задач  актуальных потребностей практики межнациональных  отношений.

 

Общественная практика выдвигает  на первый план такие феномены социальной реальности, как этнокультурные образования, эволюция форм этнической специфики. Практически  до сих пор остается на уровне интуитивных  представлений вопрос о задачах  этнопсихологии, направленности комплекса  научных и социально-практических проблем. За пределами внимания остаются сущест­венные методологические проблемы, связанные с обоснованием предмета и объекта проводимых исследовательских  изысканий. Сегодня еще не сформированы теоретические концепции этнопси­хологии, отсутствуют специальные курсы, учебники и учебные пособия для  студентов.

 

6,7 СҰРАҚ! 

ПРОБЛЕМЫ  МЕТОДОЛОГИИ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В числе множества методологических проблем кросс-культурного исследования можно указать относящиеся к  виду исследования, определению культуры, составлению выборки, определению  переменных, языковым барьерам и исследовательским  процедурам. ВИД ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнение культур

Наиболее распространенным видом  кросс-культурного исследования проверки гипотезы является сравнение двух или  более культур по какой-то интересующей психологической переменной. Такие  исследования в основном ищут различия по этой переменной между культурами, участвующими в эксперименте, причем зачастую выдвигается гипотеза, что  одна культура наберет больше баллов по этой переменной, чем другая. Хотя подобные исследования лишь показывают существование различий между культурами, они важны для психологической  литературы, потому что испытывают установленные ограничения знания, полученного в основном направлении  психологических разработок; а также  помогают расширить наше теоретическое  и концептуальное мышление.

Причины возникновения различий

Другой вид кросс-культурного  исследования проверки гипотезы устанавливает  причину возникновения культурных различий. Эти исследования не только ищут различия между культурами по избранным переменным, но и проводят измерения других переменных, которые, по их мнению, могут быть связаны  с установленными различиями. Такие  типы исследования можно сравнить с  очисткой луковицы — слой за слоем, пока не останется ничего. Культура рассматривается при этом следующим  образом.

 

В нашем подходе культура является общим названием, словом, объединяющим все виды различий поведения между  культурными группами, но само по себе это слово не несет никакой  объяснительной ценности. Описание межгрупповых различий в поведении, например в  прохождении теста, между культурами не раскрывает природу этих различий. Это одна из основных задач кросс-культурной психологии —раскрывать кросс-культурные различия, т. е. объяснять эти различия посредством специфичных предшествующих переменных, пока в конце концов они не исчезнут, а с ними —  и отличия культуры. В нашем  подходе культура — это концепция  без сути. С методологической точки  зрения культурой можно считать  широкий набор зачастую слабо  связанных независимых переменных.

Эти исследователи предполагают, что  культура как неспецифическая переменная должна быть заменена более специфическими переменными для более достоверного объяснения культурных различий. Такие  переменные, называемые средовыми переменными, должны измеряться для определения  степени, в которой они могут  статистически объяснять культурные различия. Заключения о природе культурных различий могут затем включить в  себя сведения о степени ответственности  за них средовых переменных. Если средовая переменная, содержащаяся в любом  исследовании, не объясняет все различия между культурами, тогда другие средовые переменные должны быть вовлечены в  последующие исследования для объяснения не раскрытых пока различий между  культурами, пока не будут объяснены  все различия.

Экологический анализ и анализ уровня культуры

Хотя кросс-культурные исследования проверки гипотезы по большей части  в качестве единицы анализа используют отдельных участников, некоторые  исследования берут за единицу анализа  страну или культуру. Данные могут  быть получены от людей, принадлежащих  этим культурам, но они зачастую являются суммарными или усредненными для  каждой культуры, и эти средние  значения используются как базис  для каждой культуры. К этому виду исследования принадлежат экологический  анализ и анализ уровня культуры.

Примерами анализа экологического уровня могут служить исследования культурных ценностей, проведенные  более чем в 50 культурах, исследование и другие связи между индивидуализмом—коллективизмом и частотой сердечных приступов  в восьми культурах, изучение Мацумото и Флетчер взаимосвязи между  четырьмя культурными аспектами  и распространенностью шести  заболеваний, а также проведенное  Мацумото исследование связи между  культурными аспектами и отношением к эмоциям в 15 культурах.

Существуют важные различия в интерпретациях, основанных на базе исследования экологического или индивидуального уровня. Взаимосвязь  между культурной переменной и избранной  переменной (например, индивидуализм  и частота сердечно-сосудистых заболеваний) на экологическом уровне не обязательно  означает, что такая взаимосвязь  существует на индивидуальном уровне. Эта взаимосвязь может существовать или не существовать на индивидуальном уровне в рамках изучаемых культур, а если существует, то может быть как прямой, так и обратной.

Кросс-культурное вэлидизирующее исследование

Заслуживают упоминания еще два  вида исследования, не относящиеся  к исследованиям проверки гипотезы. Первый вид можно назвать кросс-культурным валидизирующим исследованием. Эти  исследования определяют, применимо  ли, значимо и, следовательно, равноценно ли для другой культуры ранее созданное  измерение психологической конструкции. Такие исследования не испытывают специфическую  гипотезу о культурных различиях; напротив, они проверяют равноценность  психологических измерений и  тестов, которые могут использоваться в другом кросс-культурном сравнительном  исследовании.

Хотя эти виды исследования не так  распространены, как кросс-культурное исследование проверки гипотезы, они  служат важной цели в получении сведений о кросс-культурной применимости многих методологических техник, используемых в исследовании.

Этнографическое исследование

Информация о работе Сұрақ этнопсихология зарубежная