Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий.
На основе “сырых” данных вычисляется степень выраженности измеряемого качества и коэффициент совпадения степеней выраженности качеств в разных группах.
Перейдем к решающему моменту любого кросскультурного исследования: выбору популяции, формированию и отбору групп.
Исследователь в первую очередь должен выбрать популяцию, соответствующую гипотезе и плану эмпирического исследования.
Возможны несколько вариантов. Во-первых, исследователь выбирает популяцию, исходя из практических задач: часто исследования проводятся в рамках, финансируемых государством, научными и общественными фондами, а также частными лицами программ. Иногда исследования проводятся с целью прогнозирования, в частности, конфликтов на межэтнической почве.
Исследователь проводит работу с той популяцией, которая соответствует требованиям заказчика.
Второй вариант: исследователь выбирает популяцию, исходя только из научных предпосылок. Кросскультурные популяции выбираются в соответствии с научной гипотезой, которая основана на психологической теории. Как правило, исследователи выбирают популяции, исходя из их положения на континууме свойства, характеризующего культуры: это могут быть “открытость–закрытость”, “индивидуализм–коллективизм” и пр. Выбор двух популяций позволяет проверить качественную гипотезу о влиянии культуры на поведение, а 3 популяции, расположенные, соответственно, на краях и в центре континуума, позволяют проверить количественную гипотезу. Реже популяции отбираются случайным образом из соображений удобства либо путем рандомизации. Часто приводят пример исследования С. Шварцем [Schwartz S. Н., 1992] структуры ценностных ориентации у представителей36 культур. Для этого С. Шварц приглашал исследователей, принадлежащих к различным этносам и желающих с ним сотрудничать, принять участие в эксперименте.
Проведение исследований на естественных группах, которые “попались под руку”, в современной методической практике не приветствуется, поскольку научные результаты, полученные таким путем, недостаточно валидны и с трудом поддаются теоретической интерпретации.
После выбора популяций исследователь, занимающийся межкультурным исследованием, должен сформировать выборку и распределить испытуемых по группам.
В простейшем случае выборка состоит из двух групп испытуемых, принадлежащих к разным культурам.
Отбор испытуемых в группы из популяции
определяется путем рандомизации либо
путем стратометрической
Но проблема в том, каким путем привлечь испытуемых к участию в исследовании. Исследователь располагает ограниченным набором способов. Он может включиться в практическую работу, например в деятельность школьной психологической консультации, и обследовать тех детей, которых приводят родители или которые сами обращаются за помощью.
В этом случае психолог может столкнуться
с проблемой смещенности
Исследователь может привлечь добровольцев (за плату или энтузиастов). Но известно, что группы добровольцев отличаются по своим характеристикам от характеристик популяции в целом. К тому же многие добровольцы могут включаться в исследование по политическим, идеологическим и другим внешним мотивам.
Также психолог может уговорить
людей принять участие в
Наконец, исследователь может отобрать испытуемых принудительно, если в этом заинтересованы представители власти. Такие исследования проводятся в армии, в тюрьмах, в закрытых учебных заведениях – там, где поведение людей жестко контролируется.
Однако в этом случае исследователь
может столкнуться с
Дополнительные способы
Кросскультурные исследования в психологии приобретают все больший размах и популярность. Интерес к кросскультурным исследованиям в наше время подогревается нерешенными политическими, социальными и экономическими проблемами, вспышками межнациональных конфликтов и бытового национализма.
Осознание того, что мы живем в поликультурном мире, что непривычное не обязательно плохо, приходит к человечеству с большим опозданием.
6 СҰРАҚ. КРОСС МӘЖЕНИ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специфика психологических особенностей
в этнических общностях существенно
влияет на построение национальных взаимоотношений,
организацию деятельности людей, их
поведение и общение. Для решения
задач, связанных с управлением
этническими общностями, необходимо
учитывать не только социально-экономические,
но и этнопсихологические
В результате научно-технической революции, интернализации научной и экономической деятельности возрастают социальная и духовная роль личности, ее гармоничное развитие в формировании единства интернациональных и национальных интересов, выдвигаемых самой жизнью принципиально новых форм связей между людьми.
Изучение этнопсихологических
особенностей людей расширяет научное
представление о человеке, позволяет
вскрыть характерные
На протяжении всего развития этнической
психологии в зависимости от исторических
условий, определяющих духовную жизнь
общества, изменялась по своей структуре
и методология. В связи с многоплановостью
этнопсихологических явлений
В настоящее время важное значение в изучении отдельных этнических общностей приобрела проблема распространения городского образа жизни, связанная с ростом и значимостью роли городов в расселении человечества, что приводит к соответствующим изменениям в размещении производительных сил, социальной структуры общества, культуры.
В этнопсихологии сегодня выделяются
две проблематики: конкретно-исторические
этнопсихологические
Вполне допустимо, что в первобытном обществе неразвитым производительным силам и общественным отношениям соответствовали и неразвитые формы межличностного общения. Это допущение является естественным заключением, вытекающим из принципа единства развития объекта и среды его существования.
Роль же межродовых отношений сводилась к согласованию совместных действий в распределении трудовых операций, сохранению социального опыта, организации совместной жизни, распределению результатов совместного труда, что и определяло психологию родового уклада жизнедеятельности, культуры, обрядов, религии. Возникновение племен положило начало расчленению единой многофункциональной общности и появлению дифференциальной функциональной деятельности.
С развитием производительных сил
и разделения труда все в большей
степени получают распространение
опосредованные формы отношений
между людьми; происходит усложнение
межэтнической среды. Утрачивается
необходимость прямого общения,
а следовательно, всеобщего знания
специфического языка конкретной профессиональной
деятельности; возникают естественные
условия для появления
В тех случаях, когда во взаимообусловленных
отношениях возникает общение, появляется
необходимость передачи информации
в виде устной, а затем письменной
речи. Специфичность сферы
В условиях формирования народности
становятся качественно иными
Проблематика этнической психологии
сложна и обширна, поэтому при
исследовании ее закономерности важно
рассматривать все в
Многогранность требует
Одной из важнейших проблем этнической
психологии является направленность использования
полученных знаний. Эта проблема носит
глубокий социальный характер. В свое
время Н.К. Фрейд однозначно
Глубокие знания этнопсихологических тонкостей в жизни одной из взаимодействующих сторон необходимы не только для координации враждебных действий, но в равной степени и для решения вопросов мирного урегулирования различного рода межнациональных этнических и религиозных конфликтов.