Сұрақ этнопсихология зарубежная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, реферат

Описание

Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

На основе “сырых” данных вычисляется  степень выраженности измеряемого  качества и коэффициент совпадения степеней выраженности качеств в  разных группах.

 

Перейдем к решающему моменту  любого кросскультурного исследования: выбору популяции, формированию и отбору групп.

 

Исследователь в первую очередь  должен выбрать популяцию, соответствующую  гипотезе и плану эмпирического  исследования.

 

Возможны несколько вариантов. Во-первых, исследователь выбирает популяцию, исходя из практических задач: часто исследования проводятся в  рамках, финансируемых государством, научными и общественными фондами, а также частными лицами программ. Иногда исследования проводятся с целью  прогнозирования, в частности, конфликтов на межэтнической почве.

 

Исследователь проводит работу с той  популяцией, которая соответствует  требованиям заказчика.

 

Второй вариант: исследователь  выбирает популяцию, исходя только из научных предпосылок. Кросскультурные  популяции выбираются в соответствии с научной гипотезой, которая  основана на психологической теории. Как правило, исследователи выбирают популяции, исходя из их положения на континууме свойства, характеризующего культуры: это могут быть “открытость–закрытость”, “индивидуализм–коллективизм” и  пр. Выбор двух популяций позволяет  проверить качественную гипотезу о  влиянии культуры на поведение, а 3 популяции, расположенные, соответственно, на краях  и в центре континуума, позволяют  проверить количественную гипотезу. Реже популяции отбираются случайным образом из соображений удобства либо путем рандомизации. Часто приводят пример исследования С. Шварцем [Schwartz S. Н., 1992] структуры ценностных ориентации у представителей36 культур. Для этого С. Шварц приглашал исследователей, принадлежащих к различным этносам и желающих с ним сотрудничать, принять участие в эксперименте.

 

Проведение исследований на естественных группах, которые “попались под  руку”, в современной методической практике не приветствуется, поскольку  научные результаты, полученные таким  путем, недостаточно валидны и с  трудом поддаются теоретической  интерпретации.

 

После выбора популяций исследователь, занимающийся межкультурным исследованием, должен сформировать выборку и распределить испытуемых по группам.

 

В простейшем случае выборка состоит  из двух групп испытуемых, принадлежащих  к разным культурам.

 

Отбор испытуемых в группы из популяции  определяется путем рандомизации либо путем стратометрической рандомизации.

 

Но проблема в том, каким путем  привлечь испытуемых к участию в  исследовании. Исследователь располагает  ограниченным набором способов. Он может включиться в практическую работу, например в деятельность школьной психологической консультации, и  обследовать тех детей, которых  приводят родители или которые сами обращаются за помощью.

 

В этом случае психолог может столкнуться  с проблемой смещенности обследуемых  групп. Предположим, ему надо сравнить особенности общения русских  и армянских детей. Если он консультирует  детей, испытывающих трудности при  адаптации к условиям общения  в русскоязычной школе, то можно  предположить, что армянские дети будут испытывать большие проблемы в адаптации, но далеко не всегда их родители будут обращаться к русскому психологу.

 

Исследователь может привлечь добровольцев (за плату или энтузиастов). Но известно, что группы добровольцев отличаются по своим характеристикам от характеристик  популяции в целом. К тому же многие добровольцы могут включаться в  исследование по политическим, идеологическим и другим внешним мотивам.

 

Также психолог может уговорить  людей принять участие в исследовании, но при этом он должен иметь в  виду, что на уговоры поддаются  люди, которым легче вступить в  контакт с представителем той  культуры, к которой принадлежит  исследователь. Поэтому выборка  “рекрутеров” будет нерепрезентативной по отношению к популяции. Скорее всего, результаты будут смещены  в сторону сходства психических  характеристик двух культуральных  групп. Это произойдет даже в том  случае, если исследователь не принадлежит  ни к одной из изучаемых культурных групп (хотя в этом случае эффект будет  несколько ослаблен). Как правило, на контакт с исследователем-психологом идут люди с высоким уровнем образования  и доходов, знающие иностранные  языки, открытые и толерантные, склонные к сотрудничеству.

 

Наконец, исследователь может отобрать испытуемых принудительно, если в этом заинтересованы представители власти. Такие исследования проводятся в  армии, в тюрьмах, в закрытых учебных  заведениях – там, где поведение  людей жестко контролируется.

 

Однако в этом случае исследователь  может столкнуться с искажениями  результатов, саботажем и нежеланием испытуемых сотрудничать с ним.

 

Дополнительные способы контроля описаны в пособии, изданном под  редакцией Т. В. Корниловой. (Корнилова  Т. В. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: 1998.)

 

Кросскультурные исследования в психологии приобретают все больший размах и популярность. Интерес к кросскультурным  исследованиям в наше время подогревается  нерешенными политическими, социальными и экономическими проблемами, вспышками межнациональных конфликтов и бытового национализма.

 

Осознание того, что мы живем в  поликультурном мире, что непривычное  не обязательно плохо, приходит к  человечеству с большим опозданием.

 

6 СҰРАҚ. КРОСС МӘЖЕНИ ЗЕРТТЕУДЕГІ  НЕГЗГІ МӘСЕЛЕЛЕР

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Специфика психологических особенностей в этнических общностях существенно  влияет на построение национальных взаимоотношений, организацию деятельности людей, их поведение и общение. Для решения  задач, связанных с управлением  этническими общностями, необходимо учитывать не только социально-экономические, но и этнопсихологические закономерности, касающиеся интересов, потребностей, ценностей, традиций. В период социалистического  устройства общества происходило принудительное сближение, а в ряде случаев и  принудительное расселение наций и  народностей, формировалась новая  историческая общность людей - советского народа - многонационального по составу  и интернационального по характеру, что не выдержало исторического  испытания на прочность. В постсоветский  период проблема этнопсихологических  взаимодействий при образовании  самостоятельных государств с многонациональным  составом приобретает особую актуальность.

 

В результате научно-технической революции, интернализации научной и экономической  деятельности возрастают социальная и  духовная роль личности, ее гармоничное  развитие в формировании единства интернациональных  и национальных интересов, выдвигаемых  самой жизнью принципиально новых  форм связей между людьми.

 

Изучение этнопсихологических  особенностей людей расширяет научное  представление о человеке, позволяет  вскрыть характерные закономерности социальной детерминированности и  исторической изменчивости психики  людей. Результаты исследований по этнопсихологии служат основой критического анализа  реакционных националистических теорий.

 

На протяжении всего развития этнической психологии в зависимости от исторических условий, определяющих духовную жизнь  общества, изменялась по своей структуре  и методология. В связи с многоплановостью этнопсихологических явлений вопрос о том, какие свойства являются основными  в формировании этноса, не решен  и сегодня. Этническая психология занимается изучением психологических закономерностей  формирования психических явлений  отдельных этносов, исторических и  культурных особенностей, отражающих характерные черты народа - его  обычаи, тради­ции, культуру.

 

В настоящее время важное значение в изучении отдельных этнических общностей приобрела проблема распространения  городского образа жизни, связанная  с ростом и значимостью роли городов  в расселении человечества, что приводит к соответствующим изменениям в  размещении производительных сил, социальной структуры общества, культуры.

 

В этнопсихологии сегодня выделяются две проблематики: конкретно-исторические этнопсихологические особенности  людей той или иной общности либо группы и сфера межэтнических  отношений и общений. Исторический анализ таких общностей, как человеческий род, народность, нация, позволяет проникнуть в особенности развития психологии людей.

 

Вполне допустимо, что в первобытном  обществе неразвитым производительным силам и общественным отношениям соответствовали и неразвитые формы  межличностного общения. Это до­пущение является естественным заключением, вытекающим из принципа единства развития объекта  и среды его существования.

 

Роль же межродовых отношений сводилась  к согласованию совместных действий в распределении трудовых операций, сохранению социального опыта, организации  совместной жизни, распределению результатов  совместного труда, что и определяло психологию родового уклада жизнедеятельности, культуры, обрядов, религии. Возникновение племен положило начало расчленению единой многофункциональной общности и появлению дифференциальной функциональной деятельности.

 

С развитием производительных сил  и разделения труда все в большей  степени получают распространение  опосредованные формы отношений  между людьми; происходит усложнение межэтнической среды. Утрачивается необходимость прямого общения, а следовательно, всеобщего знания специфического языка конкретной профессиональной деятельности; возникают естественные условия для появления посредников  во всех сферах взаимообусловленных  отношений. Это приводит к дальнейшему  развитию производственно-профессиональной и образовательно-квалификационной культуры и специфичности языкового  общения.

 

В тех случаях, когда во взаимообусловленных  отношениях возникает общение, появляется необходимость передачи информации в виде устной, а затем письменной речи. Специфичность сферы деятельности порождает своеобразную терминологию, которая существенно отличается от бытовой речи. Этот процесс возникает  в сферах человеческой деятельности, когда определенная численность  людей вынуждена осуществлять вместе однородные формы поведения в  многофункциональной сфере отношений. Это, с одной стороны, приводит к  разделению функций, а с другой - к необходимости появления систем и лиц, осуществляющих посредничество. Происходит одновременное разделение и формирование специфической знаковой системы общения, объединение и  формирование обобщенных взаимофункциональных связей и соответствующей знаковой системы взаимопонимания, которая  и формирует в различных видах  посредническую деятельность по отношению  к результатам конечного продукта деятельности дифференцированного  труда.

 

В условиях формирования народности становятся качественно иными этнопсихологические  особенности людей; возникает необходимость  единого языка общения для  различных этносов, общей культуры. В условиях появления новой исторической общности людей с общими законодательством, границами, общностью экономической  жизни, языка, специфических черт национальной культуры возникает также коренное различие психологии представителей противоположных  классов в данной нации.

 

Проблематика этнической психологии сложна и обширна, поэтому при  исследовании ее закономерности важно  рассматривать все в совокупности, что позволит представить полную картину жизни народов, выяснить внутреннюю структуру жизнедеятельности  людей.

 

Многогранность требует комплексного подхода с учетом данных таких  наук, как социология, лингвистика, демография. Только в такой взаимосвязи  межпредметных знаний можно в  полной мере осветить собственный предмет - этнические аспекты психики, воздействие  этнических факторов на жизнедеятельность  и поведение людей.

 

Одной из важнейших проблем этнической психологии является направленность использования  полученных знаний. Эта проблема носит  глубокий социальный характер. В свое время Н.К. Фрейд од­нозначно сформулировал  цели этнопсихологических исследований, подчеркивая, что «... знание [этнопсихологических] черт национального характера может  служить многим целям. Наиболее суще­ственные  из них дают возможность помочь понять действительного или потенциального врага. В этом случае оно - важное оружие: изучение слабости врага, норм и кодов  его поведения, системы ценностей, способно облегчить окончательную  победу над ним». Стремление использовать этнопсихологические научные данные с целью решения экономических, политических, идеологических проблем  сохранило свою направленность и  сегодня. В полном соответствии с  Фрейдом определял цели этнопсихологических  знаний Мид, который конкретно ставил задачу исследовать различные стороны  русского характера чисто в политических целях, чтобы «...нащупать какие-либо противоречия в советской системе, которые могли бы быть источником ее слабостей в настоящем или  недалеком будущем».

 

Глубокие знания этнопсихологических  тонкостей в жизни одной из взаимодействующих сторон необходимы не только для координации враждебных действий, но в равной степени и  для решения вопросов мирного урегулирования различного рода межнациональных этнических и религиозных конфликтов.

Информация о работе Сұрақ этнопсихология зарубежная