Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Целью исследования является выявление и сравнение степени эмоционального выгорания у руководителей и у персонала.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) выявить с сравнить степень эмоционального выгорания у руководителей и персонала;
3) разработать практические рекомендации предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства.
1.2. Теоретические модели темперамента.
1.3. Типы темперамента
Глава II: Проверка достоверности методики
2.1. Методики и организация исследования.
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1 Распределение эмпирических данных
2.2.2 Расчет дисперсий эмпирической оценки асимметрии и эксцесса.
2.2.3 Исследование отклонений эмпирических данных от теоретической нормали (распределения Гаусса).
2.2.4 Расчет мер центральной тенденции
2.2.5 Расчет изменчивости признаков
2.2.6 Расчет мер связи
2.2.7 Стандартизация тестовых показателей
2.2.8 Определение валидности методики
2.2.9 Определение надежности методики
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
КОРОЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у руководителей и персонала».
РУКОВОДИТЕЛЬ
____________ М.В.Капранова
(подпись) (И.О.Фамилия)
СТУДЕНТ
____________ В.А.Кирилина
(подпись) (И.О.Фамилия)
Работа защищена “___”_____________2012г
с оценкой_______________________
Королёв
2012
Содержание
Содержание
Введение
Глава I: Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства.
1.2. Теоретические модели темперамента.
1.3. Типы темперамента
Глава II: Проверка достоверности методики
2.1. Методики и организация исследования.
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1 Распределение эмпирических данных
2.2.2 Расчет дисперсий эмпирической оценки асимметрии и эксцесса.
2.2.3 Исследование отклонений эмпирических данных от теоретической нормали (распределения Гаусса).
2.2.4 Расчет мер центральной тенденции
2.2.5 Расчет изменчивости признаков
2.2.6 Расчет мер связи
2.2.7 Стандартизация тестовых показателей
2.2.8 Определение валидности методики
2.2.9 Определение надежности методики
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Научный и практический интерес к эмоциональному выгоранию обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной выгоды» очень дорого обходятся организации.
Эмоциональное выгорание имеет целый ряд последствий. Так, межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т.д. Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникации. Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли, общее ухудшение самочувствия и т.д., что в конечном итоге может привести к состоянию глубокой депрессии.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный). Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизио-логические и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь – к обостренному переживанию одиночества.
Теоретическую основу исследования составляют работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Р.М. Грановской, Е.С. Романовой, Е.Р. Исаевой, Р. Лазаруса, В.Н. Мясищева, Н.А. Сироты, В.А. Ашлыкова, Э. Хайма, В.М. Ялтонского.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении результатов эмпирического исследования степени эмоционального выгорания у руководителей и у персонала, и разработке на основании этого рекомендаций, которые позволят предотвращать и успешно преодолевать эмоциональное выгорание работников.
Целью исследования является выявление и сравнение степени эмоционального выгорания у руководителей и у персонала.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) выявить с сравнить степень эмоционального выгорания у руководителей и персонала;
3) разработать практические рекомендации предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания личности как следствие межличностного взаимодействия индивидуума в социуме.
Предметом исследования является копинг-стратегии руководителя.
Гипотеза
Выбор адаптивных копинг-стратегий для руководителя может предотвратить или остановить эмоциональное выгорание личности.
В данном исследовании были использованы следующие методики:
Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко;
Методика К. Маслач «Пофессиональное выгорание»
Глава 1. Проблема ЭВ и копинг-поведения в психологии
1.1. Понятие эмоционального выгорания
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной прибыли» очень дорого обходятся организации.
В иностранной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание горения. «Эмоциональное выгорание», как термин, введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере и при оказании профессиональной помощи [4].
Интерес к исследованию синдрома выгорания усилился после того, как в 1981 году вышла в свет работа американских психологов К. Маслач, С.Е. Джексона, в которой возможность психического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. Они систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник «MBI». В соответствии с их подходом синдром психического выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий в себя:
• эмоциональное истощение – переживание опустошенности и бессилия; психическое утомление, усталость, симптомы депрессии. Сперва имеет место эмоциональное перенасыщение, которое сопровождается эмоциональными срывами, агрессией, вспышками гнева, далее оно сменяется снижением эмоциональных ресурсов, утратой эмоционального интереса к окружающей действительности;
• деперсонализация – дегуманизация (обесценивание) отношений с другими людьми (тенденция развивать скрытое или явное негативное отношение к клиентам, проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости), повышаются обезличенность и формальность контактов, имеют место частые вспышки раздражения и конфликтные ситуации. Для характеристик деперсонализации важна потеря эмоционального компонента психических процессов (утрата чувств к близким людям, понижение эмпатии – отзывчивости, соучастия);
• редукция личных достижений – проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, снижение эффективности профессиональной деятельности работника, которое может проявляться в негативизме к служебным достоинствам и возможностям, в ограничении обязанностей по отношению к социальному окружению, в снижении значимости выполняемой деятельности. Ярко выражено чувство собственной несостоятельности и некомпетентности, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте [14].
Японские исследователи считают, что для определения эмоционального выгорания к трёхфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью, а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение, антидипрессанты) [16].
В 80-е годы ХХ века Б. Пельман и Э. Хартман, проанализировав различные определения "выгорания", выделили три главных компонента синдрома:
эмоциональное истощение ‒ проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов;
деперсонализация ‒ связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Сниженная рабочая продуктивность ‒ проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [19,222].
В 1983 году Э. Махер обобщает перечень симптомов "эмоционального выгорания": усталость, истощение, психосоматические расстройства, бессонница, негативное отношение к клиентам, негативное отношение к самой работы, злоупотребления химическими, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная "Я-концепция", агрессивные чувства (раздражение, напряженность, тревожность, волнение, возбуждение, гнев), подавленное настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия), переживание чувства вины. При этом сам феномен "эмоционального выгорания" Е. Махер понимает как разновидность профессионального стресса, которому подлежат в первую очередь люди с низким уровнем эмпатии и склонные к авторитаризму.
С середины 90-х годов ХХ в. исследования выгорания вышло на качественно новый уровень. Появляются исследования широкого круга социальных профессий, у работников офиса, военнослужащих, руководителей, а также профессий "несоциальной сферы" (программисты, пилоты и т.д.) [Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.].
«Выгорание ‒ психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса», – М. Буриш [16].
По мнению А. М. Ричардсена, данные современных исследований наглядно показали, что эмоциональное выгорание имеет различия с другими формами стресса, что это не просто «слабый» синоним более устоявшихся обозначений данных симптомов.
Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х.Сиксма провели исследования среди голландских медицинских сестёр и выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость, как от пациентов, так и от руководства. Согласно их подходу синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент «аффективный», относится к сфере жалоб на своё здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент – деперсонализация проявляется в изменение отношения либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочный» [14].
А. Чиром считает эмоциональное выгорание комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания – это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья. В противоположность предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают эмоциональное выгорание определённой группой специалистов [14].
А.Пинес и Е.Аронсон рассматривают синдром эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание – это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях[14].
Некоторые из авторов, в том числе М. Кинг, возражали против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой» (в более корректном психиатрическом термине ‒ дистимией), либо как Л. Морроу рассматривали его как «странную психиатрическую химеру» [].
Другие устанавливали связи с существующими моделями, например, С. Е. Хобфол, Дж. Фриди с теорией общего стресса, С. Т. Миер с заученной беспомощностью и А. Адлер с психодинамикой беспомощности y представителей помогающих профессий, А. Бандура с моделью самоэффективности и компетентности и Д. Х. Малан с импульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий» [16].
В СНГ исследования выгорания появляются в конце ХХ в. в работах В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой и О.С. Старченковой, В.Е. Орла, Т.В. Форманюк, Л. Китаева-Смык, Н.Н. Скугаревськой, Л.М. Карамушки и Т.В. Зайчикова, Н.Ю. Максименко и С.Д. Максименко и др.
В.В. Бойко рассматривает выгорание по фазам напряжения, резистенции и истощения, созвучными с фазами общего адаптационного синдрома (стресса). Под выгоранием (у В.В. Бойко оно называется «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) [13]) понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие воздействия.
Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:
• напряжение включает симптомы – переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;
Информация о работе Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у руководителей и персонала