Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Целью исследования является выявление и сравнение степени эмоционального выгорания у руководителей и у персонала.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) выявить с сравнить степень эмоционального выгорания у руководителей и персонала;
3) разработать практические рекомендации предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства.
1.2. Теоретические модели темперамента.
1.3. Типы темперамента
Глава II: Проверка достоверности методики
2.1. Методики и организация исследования.
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1 Распределение эмпирических данных
2.2.2 Расчет дисперсий эмпирической оценки асимметрии и эксцесса.
2.2.3 Исследование отклонений эмпирических данных от теоретической нормали (распределения Гаусса).
2.2.4 Расчет мер центральной тенденции
2.2.5 Расчет изменчивости признаков
2.2.6 Расчет мер связи
2.2.7 Стандартизация тестовых показателей
2.2.8 Определение валидности методики
2.2.9 Определение надежности методики
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
N — объем выборки.
Теоретическая интерпретация коэффициента корреляции Пирсона Rxy подобна другим статистикам из области измерения связей между переменными. Если значение Rxy более 0.5, то имеет место статистически сильная связь, если менее 0.5 — слабая. Положительные и отрицательные знаки показывают направленность связи (соответственно, прямая и обратная).
Рассчитаем коэффициент корреляции Пирсона по шкалам для двух методик, чтобы подтвердить их достоверность. (См. Приложение 6 и 7).
На данном этапе исследования были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у руководителей и сотрудников в процессе выполнения профессиональной деятельности. Предварительно были выделены 2 группы испытуемых (по 6 человек в каждой группе). Результаты исследования представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования
Симптомы эмоционального выгорания | Выборка руководители (Мх) | Выборка сотрудники (Мх) | |
Напряжение | Переживание психотравмирующих обстоятельств | 18 | 3 |
Неудовлетворённость собой | 15 | 3 | |
Загнанность в клетку | 21 | 8 | |
Тревога и депрессия | 12 | 5 | |
Резистенция | Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 20 | 15 |
Эмоционально-нравственная дезориентация | 18 | 10 | |
Расширение сферы экономии эмоций | 15 | 8 | |
Редукция профессиональных обязанностей | 20 | 20 | |
Истощение
иеие
| Эмоциональный дефицит | 18 | 8 |
Эмоциональная отстранённость | 18 | 5 | |
Личностная отстранённость (деперсонализация) | 20 | 7 | |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | 15 | 5 | |
Эмоциональное истощение | 31 | 15 | |
Деперсонализация | 13 | 12 | |
Редукция личностных достижений | 39 | 36 |
Результаты исследования свидетельствуют о том, что по методике В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание» существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома эмоционального выгорания: это «загнанность в клетку» в фазе Напряжение, «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» в фазе Резистенция, «деперсонализация» в фазе Истощение. По методике К. Маслач «Профессиональное выгорание» преобладающим симптомом является «Редукция личностных достижений».
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1 Наша гипотеза подтвердилась. Методика «Опросник экстраверсии - интроверсии и нейротизма Г. Айзенка» является достоверной.
2 Методика может быть рекомендована к применению практическим психологам при диагностике темперамента личности.
3 Темперамент является одним из важнейших факторов при диагностике личности.
Заключение
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.
Под синдромом эмоционального выгорания в дипломной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14,447].
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности медицинских сестёр, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы сбора и обработки информации: анкетирование; методика цветовых выборов М. Люшера; методики – «Оценка темперамента» А. Белова, 16PF – опросник Р. Б. Кеттелла, «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряжённости Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Методологической основой исследования стали работы К. Маслач и С. Е. Джексона, В. В. Бойко, согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт.
В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медицинских сестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
Результаты исследования были заслушаны на конференции медсестёр МУЗГКБ-2 и могут быть использованы в практической работе психолога системы здравоохранения для разработки мероприятий по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. 1981. т. 2. № 1, с. 45-55.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.
5. Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л, 1957.
6. Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341-351.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1975. – 227 с.
8. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988. – 220 с.
9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996. – 448 с.
10. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966. – 156 с.
11. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Прогресс , 1976. – 128 с.
12. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 167с.
13. Общая психология/Под ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 1995. – 448 с.
14. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – Т 3, кн. 2. М.- Л.: АН СССР, 1951.
15. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
16. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и способностей человека. - В кн.: Проблемы психологии личности. - М.: Просвещение, 1982. С.198 - 204
17. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. том 7 №4. С. 23-35.
18. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. – М.-СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс, 1982. – 280 с.
20. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
21. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471.
36
Информация о работе Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у руководителей и персонала