Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Целью исследования является выявление и сравнение степени эмоционального выгорания у руководителей и у персонала.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) выявить с сравнить степень эмоционального выгорания у руководителей и персонала;
3) разработать практические рекомендации предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства.
1.2. Теоретические модели темперамента.
1.3. Типы темперамента
Глава II: Проверка достоверности методики
2.1. Методики и организация исследования.
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1 Распределение эмпирических данных
2.2.2 Расчет дисперсий эмпирической оценки асимметрии и эксцесса.
2.2.3 Исследование отклонений эмпирических данных от теоретической нормали (распределения Гаусса).
2.2.4 Расчет мер центральной тенденции
2.2.5 Расчет изменчивости признаков
2.2.6 Расчет мер связи
2.2.7 Стандартизация тестовых показателей
2.2.8 Определение валидности методики
2.2.9 Определение надежности методики
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
На практике, клинические случаи выгорания, в которых оно, пройдя свой жизненный цикл и переродившись, повторяет его снова, наиболее опасны и могут принести максимальный вред. Все дело состоит в том, что когда выгорание пройдет стадию перерождения, предугадать его последствия и те формы, которые оно приобретет практически невозможно.
1.3. Личностные и профессиональные факторы…
В эмоциональном выгорании играют роль три основных фактора: личностный, ролевой и организационный. [4]
Среди личностных особенностей, способствующих выгоранию, выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированость, фанатичность [12].
А.Пайнс с коллегами установил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития выгорания. В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания. В.И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным «локусом контроля» больше угрожает напряжение, потому они более уязвимы и подвержены выгоранию. [33]
Экстернальный «локус контроля» коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания – с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. Причем чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения [4].
Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса – один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния, из-за того что не удается достичь намеченного (так называемое поведение типа А).
Личности типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота. Подобные люди амбициозны, агрессивны, стремятся к достижениям, загоняя при этом себя в жесткие временные рамки.
К ролевым факторам риска выгорания относят:
ролевой конфликт;
ролевая перегруженность;
ролевая неопределенность.
Первый представляет собой противоречивые требования к работнику, ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.
Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределенные или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.
Американские исследователи обнаружили, что воспринимаемый ролевой конфликт и ролевая неопределенность положительно связаны со всеми компонентами выгорания (С. Е. Джексон 1986)[4].
Согласно результатам другого исследования (Д. Г. Харрисон, 1998), высокий уровень ролевой неопределенности связан с низким уровнем контроля, высоким уровнем выгорания и снижением персональных достижений.
Ш. Д. Синг и О Гулсби (1994) полагают, что выгорание опосредует влияние ролевого стресса на характеристики выполнения деятельности, к которым относятся качество выполнения работы, удовлетворенность трудом, намерение уйти с работы и лояльность по отношению к организации. Выгорание не стрессор сам по себе, оно возникает, скорее всего, в результате кумулятивного воздействия множественных ролевых стрессоров. Авторы делают следующие выводы:
в определенной степени некоторые источники стресса присутствуют в работе (ролевой конфликт, ролевая неопределенность, ролевая перегруженность);
по отдельности эти ролевые стрессоры могут не быть дисфункциональными;
кумулятивный эффект этих стрессоров может превысить адаптационные ресурсы преодоления человека, в результате чего повышается вероятность развития выгорания и негативных последствий в выполнении профессиональной деятельности [4].
К организационным факторам, способствующим развитию эмоционального выгорания, относят: многочасовый характер работы, не оцениваемый должным образом, имеющий трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержанию работы.
В.И. Ковальчук отмечает, что среди организационных факторов выгорания существуют такие его причины: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения, монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценке, физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна, работа без дальнейшего профессионального самосовершенствования, напряженность и конфликты в межличностных отношениях, недостаточная поддержка со стороны коллег, эмоциональная насыщенность и когнитивная сложность коммуникации. [33]
Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристиками противоположным состоянию эмоционального напряжения.
В психологической литературе впервые встречается о состоянии монотонии в труде Г. Мюнстерберга. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие личности. Канадский ученый В. Герон, изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для ее нормального существования [8].
Таким образом, в «эмоциональном выгорании» играют роль три основных фактора: личностный, ролевой и организационный. В таблице 1 представлены обобщенные факторы риска формирования эмоционального выгорания [16].
Таблица 1
Факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания
Личностные факторы | Ролевые факторы | Организационные факторы |
Переживание несправедливости | Социальное сравнение и оценки других | Когнитивно сложные коммуникации |
Хроническое переживание одиночества | Несправедливость, неравенство взаимоотношений | Эмоционально насыщенное деловое общение |
Переживание социальной незащищенности | Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными | Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности |
Переживание социально-экономической нестабильности | «Трудные» ученики, пациенты, партнеры | Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям |
Переживание социальной и межличностной изоляции | Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура | Поиск новых решений
|
Неконструктивные модели стресс преодолевающего поведения | Внутрифирменные и межличностные конфликты | Высокая ответственность за дело и за «других» |
Высокая мотивация власти, высокая аффиляция | Ролевые конфликты, ролевая неопределенность | Самоконтроль и волевые решения |
Трудоголизм, поведение типа «А» | Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки | Неинтересная или нелюбимая работа |
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка | Перегрузки | Бюрократизм и «бумажная» работа
|
Низкая эмпатия и социальный интеллект | Недогрузки | Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска |
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач | - | - |
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания | - | - |
Феноменология синдрома эмоционального выгорания обусловливается искаженным механизмом психологической защиты в форме неадекватного эмоционального реагирования в ответ на психотравмирующие воздействия в профессиональной деятельности. Снижение избыточных эмоциональных реакций, их оптимизация, будут способствовать предупреждению эмоционального выгорания [47].
В настоящее время выделяют пять основных групп симптомов синдрома эмоционального выгорания[16]:
физические симптомы (усталость и физическое утомление на протяжении всего рабочего дня; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; снижение самочувствия; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; психосоматические проявления (головокружение, тошнота, повышенная потливость, дрожь в теле, затрудненное дыхание, одышка, повышение артериального давления, дерматозы и др.);
эмоциональные симптомы («эмоциональная тупость»; черствость в профессиональных и личных отношениях, семейной жизни; безразличие, усталость, пессимизм, ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, подозрительность, недоверчивость; усиление иррационального беспокойства; депрессия, чувство неудачи, вины, самообвинения; повышенная раздражительность, проявляемая в семье и на работе; потеря идеалов и надежд; преобладание чувства одиночества, апатия, падение интереса к жизни);
интеллектуальные симптомы (ригидное мышление; уменьшение концентрации внимания; снижение интереса к внедрению в практику результатов инновационной деятельности, к альтернативным подходам в решении проблем; малое участие или отказ от развивающих тренингов, экспериментов, повышения квалификации; продолжительность и интенсивность работы могут увеличиваться, а результаты уменьшаются);
поведенческие симптомы (усиливается сопротивление выходу на работу; учащаются опоздания на работу или поздний приход и поздний уход с работы; во время работы быстро развиваются усталость и желание отдохнуть; отмечается малая физическая активность; откладываются встречи; отмечается негуманность и циничность по отношению к субъектам и объектам деятельности; уединение и избегание коллег; безразличие к еде или, наоборот, булимия; оправдание курения, приема алкоголя или психоактивных веществ; выражены озабоченность собственными потребностями и личным выживанием, рассеянность, невнимательность, подверженность несчастным случаям);
социальные симптомы (низкая социальная активность; ограничение социальных контактов; скудные отношения на работе и дома; утрачиваются способности удовлетворять свои потребности в развлечениях, хобби и восстановлении здоровья; возникают непонимание других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег, скука, апатия).
Исходя из факторов риска формирования синдрома эмоционального выгорания и биопсихосоциальной парадигмы психического здоровья, симптомы проявления выгорания условно разделяют на три группы [64]: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизиологическим симптомам проявления данного синдрома относятся:
чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на факт новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимических показателей крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или увеличение веса; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра, или, наоборот, неспособность заснуть до 2-3 часов ночи и тяжелое пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений).
К социально-психологическим симптомам проявления синдрома эмоционального выгорания относятся:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); частая раздражительность на незначительные мелкие события; постоянные нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
непроходящее переживание отрицательных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства, повышенная тревожность (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам проявления синдрома эмоционального выгорания относятся:
Информация о работе Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у руководителей и персонала