Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Целью исследования является выявление и сравнение степени эмоционального выгорания у руководителей и у персонала.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) выявить с сравнить степень эмоционального выгорания у руководителей и персонала;
3) разработать практические рекомендации предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства.
1.2. Теоретические модели темперамента.
1.3. Типы темперамента
Глава II: Проверка достоверности методики
2.1. Методики и организация исследования.
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1 Распределение эмпирических данных
2.2.2 Расчет дисперсий эмпирической оценки асимметрии и эксцесса.
2.2.3 Исследование отклонений эмпирических данных от теоретической нормали (распределения Гаусса).
2.2.4 Расчет мер центральной тенденции
2.2.5 Расчет изменчивости признаков
2.2.6 Расчет мер связи
2.2.7 Стандартизация тестовых показателей
2.2.8 Определение валидности методики
2.2.9 Определение надежности методики
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; человек заметно меняет свой режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит, либо, наоборот, поздно приходит и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных в день сигарет, применение психоактивных веществ.
Интегрирование в единое целое всех подструктур выгорания и специфическая комбинация их проявлений и составляют сущность синдрома эмоционального выгорания, являясь своеобразным системным качеством данного феномена.
Выводы по первой главе:
Рассмотрев сущность и историю изучения синдрома эмоционального выгорания, были сделаны следующие выводы:
1. Синдром эмоционального выгорания - это феномен личностной деформации. В научной литературе этот феномен рассматривается как состояние и как процесс.
2. Синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения; деперсонализации и редуцирования личных достижений.
3. В развитии эмоционального выгорания играют роль три основных фактора: личностный, ролевой и организационный.
4. В своем существовании профессиональное выгорание проходит три основные фазы: зарождение, развитие, перерождение – исчезновение.
Глава II: Проверка достоверности методики
Для данного исследования были использованы 2 методики:
методика В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание»;
методика К. Маслач «Пофессиональное выгорание».
Место проведения исследования: Московская обл., г. Королёв.
Описание испытуемых: в исследовании участвовали 12 человек, 6 руководителей и 6 рядовых сотрудников. Из них 8 женщин и 4 мужчины.
Методы исследования: опрос.
Методика В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание». Эмоциональное выгорание связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу. Предлагаемая методика дает объемную характеристику личности, подробную картину синдрома и позволяет наметить меры профилактики и психокоррекции. Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. — к равнодушию).
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — несложившийся симптом;
10-15 баллов — складывающийся симптом;
16 и более — сложившийся симптом.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции
Материал методики: Список вопросов + Бланк для ответов (См. приложение 1 и 2).
Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак « — » («нет»)».
Методика К. Маслач «Пофессиональное выгорание». Авторами методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Материал методики: Бланк с утверждениями + таблица для ответов (См. Приложение 3).
Инструкция к испытуемым: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое утверждение и решите, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «0» - никогда; позиция «6» - ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Ход исследования: испытуемые поочередно отвечают на вопросы тестов.
Экспериментальные данные были обработаны. Результаты опроса сведены в таблицу (См. приложение 4 и 5)
Для применения методов параметрической статистики осуществляется процедура определения вида статистического распределения эмпирических данных.
Метод наименьших квадратов в сочетании с гауссовским нормальным распределением эмпирических данных служит основой классической статистики. Предположения о нормальном распределении данных имеют "модельный" характер. На деле они не могут выполняться абсолютно точно.
Статистические выводы, составленные на основе модели, приближенной к нормальному распределению, также имеют более или менее приближенный характер. Оценка "приближенности" практической кривой к параметрам нормали осуществляется при помощи расчета а) асимметрии и эксцесса.
Коэффициент асимметрии (As) показывает величину смещения вершины эмпирической кривой относительно расчетной вершины по горизонтали (вправо "+"; влево "-"). Коэффициент эксцесса (Ex) определяет "крутизну" практической кривой (то есть смещение по вертикали — вверх "+"; вниз "-") (рис. 1).
Ех
As
Эмпирическое распределение
Рис.1. Распределение эмпирических данных
относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
Коэффициент асимметрии рассчитывается по следующим формуле:
As = 1 / δ3 * n * ∑( xi — Mх)3, [1]
где: δ — среднеквадратическое отклонение;
Mх — среднее (математическое ожидание).
Коэффициент эксцесса рассчитывается при помощи формулы:
Ex = 1/δ4*n* ∑( xi — Mх)4. [2]
Результаты расчета коэффициентов асимметрии и эксцесса см. Приложение 4 и 5.
Допустимые пределы отклонений от теоретической кривой, когда возможно применение методов параметрической статистики определяются согласно неравенствам П.Л. Чебышева:
; [3]
где Sa — дисперсия эмпирической оценки асимметрии;
р — вероятность появления ошибки.
Sa = 6(n — 1) / ( n + 1)( n + 3); [4]
; [5]
где Se — дисперсия эмпирической оценки эксцесса;
Se = 24n(n-2)(n-3) / (n+1)2 (n+3)(n+5). [6]
В практике профессионального психологического отбора часто пользуются правилом превышения ошибок асимметрии и эксцесса по абсолютной величине не более, чем в два-три раза.
Sa =6(6 — 1) / ( 6 + 1)( 6 + 3)=30/7*9=0,476;
Se = 24*6(6-2)(6-3) / (6+1)2 (6+3)(6+5)= (24*6*4*3)/(49*9*11)=0,356.
а) по асимметрии:
= 1,428 [7]
б) по эксцессу:
= 1,068 [8]
Распределение эмпирических данных имеет незначительное смещение от нормального распределения в обоих случаях. В целом распределение близко к теоретической нормали. Измеренные свойства эмпирических переменных отражают свойства генеральной совокупности. Возможно применение методов параметрической статистики.
Основной мерой центральной тенденции в параметрическом измерении является среднее значение — математическое ожидание (Мх). Это сумма всех измеренных значений свойства, отнесенное к количеству этих измерений.
Мх = xi/ n, [9]
где xi — i-е значение свойства;
n — количество измерений.
Мо – мода, наиболее часто встречающееся или повторяющееся значение в массиве или интервале данных. Функция является мерой взаимного расположения значений.
Ме – медиана, это число, которое является серединой множества чисел, то есть половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел имеют значения меньшие, чем медиана.
Результаты расчетов мер центральной тенденции см. Приложение 4 и 5.
Изменчивость признаков в параметрических шкалах измеряется при помощи дисперсии и среднего квадратического отклонения (δх). Среднее квадратическое отклонение определяется как арифметическое значение квадратного корня из дисперсии — среднего арифметического квадратов отклонений отдельных значений измеренного свойства от их среднего значения.
x = (xi — Mx)2 * ni / n — 1. [10]
Результаты расчетов среднеквадратического отклонения см. Приложение 4 и 5.
Коэффициент корреляции Пирсона (Rxy) показывает наличие статистической связи между психологическими переменными х и у, при которой каждой переменной х соответствует не одно или несколько определенных значений у, а распределение у, меняющееся вместе с изменением х, которое может быть однонаправленным (+) и разнонаправленным (-).
, [11]
где xi — значение показателя первой переменной;
y i — значение показателя второй переменной;
Информация о работе Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у руководителей и персонала