Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Целью исследования является выявление и сравнение степени эмоционального выгорания у руководителей и у персонала.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ по теме исследования;
2) выявить с сравнить степень эмоционального выгорания у руководителей и персонала;
3) разработать практические рекомендации предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства.
1.2. Теоретические модели темперамента.
1.3. Типы темперамента
Глава II: Проверка достоверности методики
2.1. Методики и организация исследования.
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1 Распределение эмпирических данных
2.2.2 Расчет дисперсий эмпирической оценки асимметрии и эксцесса.
2.2.3 Исследование отклонений эмпирических данных от теоретической нормали (распределения Гаусса).
2.2.4 Расчет мер центральной тенденции
2.2.5 Расчет изменчивости признаков
2.2.6 Расчет мер связи
2.2.7 Стандартизация тестовых показателей
2.2.8 Определение валидности методики
2.2.9 Определение надежности методики
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
• резистенция включает симптомы – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;
• истощение включает симптомы – эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения [19].
Классификация симптомов выгорания В.В. Бойко и «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» используется во многих исследованиях выгорания в СНД.
Исследование Л.А. Китаев-Смык, Н.Н. Скугаревской направлены на уточнение симптомов и фаз выгорания. Н.Е. Водопьянова и О.С. Старченкова рассматривают выгорание как следствие рабочих долговременных стрессов межличностных коммуникаций в профессиональной сфере. Украинские исследователи Л.М. Карамушка и Т.В. Зайчикова, Н.Ю. Максимова и С.Д. Максименко, К.О. Малышева исследовали особенности проявлений "выгорания" у педагогов, психологов и врачей. Н.Ю. Максимова и С.Д. Максименко обращают внимание, что основным компонентом выгорания является несоответствие между личностью и требованиями, которые к ней предъявляются. На основании анализа связи выгорания и психологического здоровья И.И. Галецкая и М.М. Мельник указывают на отсутствие зависимости выгорания от степени самодетерминации, развитие выгорания у менеджеров с низким уровнем ориентации во времени, а также обращают внимание на меньшую вероятность и интенсивность выгорания у менеджеров с положительным отношением к миру и более высоким уровнем самоуважения [Галецкая].
В научной литературе явление эмоционального выгорания рассматривается и как состояние и как процесс. Исследователи или акцентируют внимание на его результативной стороне, или подчеркивают его процессуальный характер. В рамках первого подхода эмоциональное выгорание понимается как комплекс относительно независимых друг от друга симптомов, которые объединяются в более крупные блоки, и который можно реально оценить. С точки зрения принципа единства результирующей и процессуальной стороны любого психического явления, эмоциональное выгорание можно рассматривать как состояние, которое имеет некую меру выраженности входящих в его состав структурных компонентов, являясь, таким образом, результатом происходящих с личностью изменений.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, в основном, у тех, кто по роду деятельности вынужден много общаться с другими людьми, при этом от качества коммуникаций зависит результат деятельности (моральный и материальный). Особенно часто синдром выгорания встречается у так называемых «помогающих» профессий, особенно работающих в некоммерческом секторе: воспитателей, учителей, медицинских и социальных работников, консультантов телефона доверия. Выгоранию подвержены и те, кто работает в сфере услуг и управления в коммерческой сфере: агенты по продаже, риэлторы, менеджеры, особенно высшего и среднего звена. Все ситуации рабочего (делового) общения, отягощенные высокой ответственностью за людей (клиентов, пациентов, учеников, подчиненных), сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью, становятся фактором риска выгорания работника. Выгорание ‒ ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций, не просто результат, а следствие неуправляемого стресса.
Синдром эмоционального выгорания ‒ это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.
Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Если личная жизнь не дает достаточных оснований для самоуважения и доказательств значимости, то «выгорающие» люди еще с большим усердием пытаются найти подтверждение смысла своей жизни и самоактуализироваться в работе. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от нее ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению запасов жизненной энергии человека[4].
1.1. Динамика развития эмоционального выгорания
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания, они рассматривают динамику развития выгорания, как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Выгорание, как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [Водопьянова].
Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса выгорания как проявление трех основных классов реакций на организационные стрессы. Это:
физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
аффективно-когнитивные реакции в виде асоциальных или иррациональных установок, неконструктивных переживаний и чувств (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация, деперсонализация);
поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).
Модель представляет четыре стадии:
Первая стадия ‒ напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.
Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия ‒ определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.
Согласно модели М. Буриша, развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты ‒ следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека[4].
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие (чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов).
б) Истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям).
б) По отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки).
в) По отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой).
г) Возрастание требований: (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть).
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии).
б) Агрессия (защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу,подозрительность, конфликты с окружением).
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания, ригидность мышления, отсутствие воображения).
б) Мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции).
в) Эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука).
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета (неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение давления, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя).
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка (чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние)[4].
Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте[4].
По мнению А.Н Кошелева в своем существовании в профессиональной деятельности эмоциональное выгорание проходит три основные фазы:
Зарождение (возникновение сбоя в профессиональной деятельности, переход сбоя функционирования профессиональной деятельности в хроническую стадию – патологию, патология, переходит в хроническую стадию и начинает оказывать заметное влияние на профессиональную деятельность).
Развитие (возникновение стойкого отвращения к трудовой деятельности, прекращение профессионального роста, хроническая неудовлетворенность трудовой деятельностью, блокирование профессиональной деятельности либо существенное снижение ее результативность на длительном промежутке времени).
Перерождение – исчезновение.
Все эти три основные фазы развития поэтапно следуют друг за другом, и, их одновременное существование, применительно к конкретному человеку невозможно. Также, они проистекают одна из другой – на смену фазе зарождения приходит развития и, на смену фазе развития приходит стадия исчезновения. Каждая из этих фаз обладает, в своей основе типичной, для каждого человека структурой и стадиями развития [А.Н.Кошелев].
Информация о работе Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у руководителей и персонала