Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:23, курсовая работа
Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности. Большую роль в развитии способностей играет богатый духовный мир личности.
Цель исследования: подробно узнать про становление способностей в личности человека.
1.Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Психология способностей. Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей……………………….5
Особенности формирования способностей……………………….11
Ход возрастного развития и становление способностей…………15
Общая одаренность и специальные способности………………...19
Глава 2. Проблемы способностей………………………………………24
2.1. Различные подходы к изучению проблемы способностей………...24
2.2. Проблемы диагностики способностей……………………………....28
Заключение………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………….31
Московский Государственный Университет Путей Сообщения
Гуманитарный Институт
Кафедра : «Психология, Социология, Государственное и муниципальное управление».
Курсовая работа по дисциплине : «Общая психология».
Тема: «Становление способностей личности»
доц. Светличная Л.В.
Москва
2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
Глава 1. Психология способностей. Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей……………………….5
Глава 2. Проблемы способностей………………………………………24
2.1. Различные подходы к изучению проблемы способностей………...24
2.2. Проблемы диагностики способностей……………………………....28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Всестороннее общее развитие
человека обусловливает формирование
его общих и специальных
Способности теснейшим образом связаны и с уровнем знаний человека, с его навыками и умениями. Усвоенные знания, навыки и умения постепенно в обобщенной форме входят в состав общих и специальных способностей человека.
Однако нужно четко отличать знания и навыки от способностей. Имеющиеся у человека знания и навыки еще не всегда свидетельствуют о наличии способностей. Учителям часто приходится в педагогической практике встречать учащихся, способных к математике, но имеющих очень «скромные» знания фактического математического материала. Есть школьники, малоспособные к математике, но обладающие большим «багажом» фактических знаний, которыми они все же оперируют с большим трудом.
Способности зависят от знаний
навыков и умений, но не сводятся
к ним; они формируются и развиваются
на основе усвоенных знаний, навыков
и умений, а от развития способностей
в свою очередь зависят быстрота,
легкость и качество овладения новыми
знаниями и умениями.
Таким образом, богатство психического
мира личности, широкий круг знаний, навыков
и умений способствуют формированию и
совершенствованию общих и специальных
способностей, а высокий уровень развития
способностей в свою очередь содействует
дальнейшему совершенствованию и обогащению
духовного мира человека. Такова сложная
диалектическая взаимозависимость развития
личности и ее способностей.
Способности теснейшим образом связаны с направленностью или склонностью человека к занятию определенной деятельностью. Чаще всего человек и стремится заниматься той деятельностью, к которой у него уже сформировались определенные способности. По склонности человека к занятиям определенной деятельностью часто можно судить и о наличии у него способности к этой деятельности.
Цель исследования: подробно узнать про становление способностей в личности человека.
Объект исследования: Личность.
Предмет исследования: различные виды способностей личности.
Глава 1. Психология способностей. Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей.
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Термин "способность" употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского ученого врача, который "объяснял" усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет "способность" усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую "способность". Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. "Функции" тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.
Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.
Для доказательства наследования
способностей обычно указывают на существование
семейств, в которых несколько
поколений проявляли однородную
по своей направленности одаренность.
Так, в семье Иоганна Себастьяна
Баха в пяти поколениях его предков,
братьев и потомков насчитывается
не менее 18 значительных музыкальных
дарований, из них 11 приходится на его
родственников по нисходящей линии,
причем в семье было всего 10 мужчин,
не обнаруживших музыкальных дарований.
Можно также указать на семью
Ч.Дарвина, исключительно богатую
целым рядом даровитых людей.
Однако когда из подобных фактов непосредственно
заключают о наследовании способностей,
относя их исключительно за счет наследственных
особенностей организма, то допускают
явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства:
в семье с большим количеством
музыкальных дарований
Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности. Во-вторых, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития. Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.
Мы говорим о врожденности задатков, наряду с этим говорят о наследственности способностей. Необходимо уточнить и разграничить эти понятия. Под врожденным естественно понимать то, что уже имеется к моменту рождения; под наследственным то, что посредством определенных органических механизмов передается индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе – объяснительное: оно вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию: то, что оказывается врожденным, т.е. наличным к моменту рождения, вовсе не должно быть продуктом одной лишь изолированно взятой наследственности; оно обусловлено и предшествующим ходом эмбрионального развития. С другой стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту рождения; так, несомненно наследственно обусловленные изменения, связанные с половым созреванием, наступают, однако, в более или менее отдаленный от рождения период.
Таким образом, врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.
Значение врожденных задатков
для разных способностей различно.
Значение их относительно рельефно выступает
в таких способностях, как музыкальные,
существенной предпосылкой которых
является тонкий слух, т.е. качество, зависящее
от свойств периферического (слухового)
и центрального нервного аппарата.
Особенности строения нервно-мозгового
аппарата – это прирожденные задатки.
Но это именно задатки для развития
музыкальных способностей, предпосылки
их развития, а не сами музыкальные
способности. Музыкальные способности
в подлинном смысле слова –
это свойства и данные, необходимые
для занятия музыкальной
Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях – продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.
При развитии способностей
в процессе деятельности существенную
роль играет своеобразная диалектика
между способностями и
Способность закрепляется в
личности как более или менее
прочное достояние, но она исходит
из требований деятельности и, будучи
способностью к деятельности, она
в деятельности и формируется. Когда
мы анализировали воображение, то вскрыли,
как направленность личности, сознание
которой отображает действительность,
порождает характерную для
Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой – эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н.А.Римского-Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.