Становление способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:23, курсовая работа

Описание

Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности. Большую роль в развитии способностей играет богатый духовный мир личности.
Цель исследования: подробно узнать про становление способностей в личности человека.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Психология способностей. Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей……………………….5
Особенности формирования способностей……………………….11
Ход возрастного развития и становление способностей…………15
Общая одаренность и специальные способности………………...19
Глава 2. Проблемы способностей………………………………………24
2.1. Различные подходы к изучению проблемы способностей………...24
2.2. Проблемы диагностики способностей……………………………....28
Заключение………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Московский Государственный Университет Путей Сообщения.docx

— 64.82 Кб (Скачать документ)

Способности человека реально  даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных  и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между  ними имеется и различие, и единство. Это положение относится как  к взаимоотношению общих и  специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей  одаренности и специальных способностей. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток  на общую одаренность человека, а  наличие общей одаренности сказывается  на характере каждой специальной  способности. Общая одаренность  и специальные способности в  этом смысле как бы взаимопроникают  друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют  о том, что бывает общая одаренность  без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.

Взаимоотношение общей одаренности  и специальных способностей для  разных способностей различно. Чем  большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные  с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная  техника, тем меньшим может оказаться  соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями  и общей одаренностью. Чем менее специфически "технический" характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.

Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализировано развивается и одаренность. Одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае – меньшая, в другом – большая; у одних – более, у других – менее равномерная, в зависимости от направления и характера обучения – более односторонне специализированного или более всестороннего, политехнического, более или менее совершенного. В результате у одного человека можно констатировать общую даровитость, которая проявляется по разным направлениям, при отсутствии специализированного таланта; у другого способности в одном каком-нибудь направлении оформились как уже определившийся талант. Более раннее и успешное развитие одной способности, опередившее развитие остальных, создает новые предпосылки – путем привлечения интереса к данной области, особенно успешного продвижения в ней – для дальнейшего развития способности, которая более или менее значительно и ярко выступает у данного человека. У третьего, наряду с одним особенно ярко выявившимся и уже оформившимся талантом, отчетливо наметился второй; развитие идет преимущественно по двум основным руслам.

Отношение между общей  одаренностью и специальными способностями  не является, таким образом, каким-то статическим отношением двух внешних  сущностей, а изменяющимся результатом  развития. В процессе развития возникает  не только тот или иной уровень, но и та или иная – более или  менее значительная, более или  менее равномерная – дифференциация или специализация способностей. Конкретное отношение между общей  и специальной одаренностью или  общими и специальными компонентами одаренности человека, их различие и единство складываются в процессе развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных способностей, специфический профиль одаренности  каждого человека является не чем  иным, как выражением индивидуального  пути его развития.

Саморазвитие специальных  способностей является сложным процессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для  каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится и вопрос о роли природных  предпосылок; для музыкального дарования, например, в котором существенную роль играют качества слуха, природные  предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки.

Специфичность пути развития специальных способностей сказывается  и на времени их выявления. Можно  эмпирически установить определенную хронологическую последовательность выявления творческих способностей. Рано проявляются дарования в  искусстве, прежде всего в музыке. Поэтому существенное значение имеет  забота о выявлении и развитии юных художественных дарований, в частности  дарований музыкальных. Примерами  очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний В.А.Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн, пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон, С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет, Ф.Шуберт – в 11 лет, К.М.Вебер – в 12, Л.Керубини – в 13 лет. Но, за совсем редкими исключениями, самостоятельное творчество, имеющее объективное значение, проявляется лишь к 12-13 годам. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются несколько позже – в среднем около 14 лет. У С.Рафаэля и Ж.-Б.Греза они проявились в 8 лет, у А.Ван Дейка и Джотто – в 10 лет, у Б.Микеланджело – в 13 лет, у А.Дюрера – в 15 лет. В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается несколько позже.

Вне области искусства, где  творчество проявляется раньше, чем  в науке, наиболее ранним является техническое  изобретательство. Ж.В.Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы, которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов нашел, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всего дальше. В научной области творчество вообще проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические. Почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками. В качестве примеров можно назвать творчество Б.Паскаля, Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Ж.Л.Лагранжа, К.Ф.Гаусса, Э.Галуа и других. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы способностей.

2.1. Различные подходы к изучению проблемы способностей.

Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная  наука.

Проблема способностей постоянно  ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности  образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит нас перед тем фактом, что общая одарённость является всегда фоном, на котором выявляются способности. Это мы можем проследить в многочисленных работах различных психологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностей существует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленных работах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием способность. 

Так, в 18 веке, Гельвеций, занимая  крайние позиции в вопросе  о способностях, отрицал природный  характер способностей. В своей теории Гельвеций был демократичен. Он пришёл к полному отрицанию природных  задатков, по существу отождествляя проблему происхождения общественного неравенства  с проблемой индивидуальных различий между людьми.

Учение Вольфа было общепсихологическим, то есть касалось общих для всех людей свойств психологических процессов, без индивидуальных различий. Если сейчас говорить о различиях памяти, темперамента, эмоций, интеллекта, как об индивидуальных особенностях психики каждого человека, то основным для взглядов Вольфа было утверждение наличия у других известного комплекса независимых друг от друга способностей, проявляющихся в различных сторонах психологической деятельности.

Значительный вклад в  теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его работах содержится уже  довольно стройное и чрезвычайно  содержательное учение о способностях. В.Г. Белинский имел возможность  опираться на оригинальные мысли  своих предшественников, кроме того, постоянная литературно-критическая  деятельность, анализ художественных произведений побуждали его задумываться о способностях, их природе и различиях.

Под способностями Белинский  понимал потенциальные природные  силы личности. Он считал, что в основе способностей лежат природные особенности  организма человека.

Как и Белинский, Чернышевский считал, что способности представляют собой природный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития способностей необходимы определённые условия. Он писал, что великие гении одарены  от природы, но их дарования могут  развиваться только в определённых общественных условиях, и именно таких, которые представляют возможность для их активной деятельности. Идеи Чернышевского по проблеме одарённости послужили отправным пунктом для разработки материалистической теории способностей, которая в основу всего положила деятельность как источник и условие развитие способностей человека.

Впервые на почву конкретного  исследования вопрос о причинах и  происхождении способностей был  поставлен Ф. Гальтоном. Его работа «Наследственность таланта, её законы и последствия» сделалась отправным пунктом многочисленных исследований.

Гальтон в своей работе сделал первую попытку определить наследственность таланта путём изучения биографий знаменитых людей и выяснения, сколько было среди родственников этих людей выдающихся личностей. Влияние взглядов Гальтона ощущается в работах Кеттела, Термена, Кокса и др. [2]

Исключение составляет работа А.Ф. Лазурского «Классификация личности», в которой рассматриваются некоторые  вопросы проблемы способностей и  одарённости в связи с другими  аспектами психологии личности. Та часть психической организации  личности, которую А.Ф. Лазурский  назвал эндопсихикой, составляет одарённость человека или его прирождённые способности.

Итак, по мнению Лазурского, способности врождённы. Что же касается условий жизни, воспитания и образования, то они не оказывают общественного  влияния на способности. [6]

Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностями  индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. К способностям относятся лишь такие особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнения какой-либо деятельности. Он считает, что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, память и т.п. Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности. [16]

Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С.Л. Рубинштейн в своих работах «Основы общей  психологии» и «Бытие и сознание».

Рубинштейн под способностями  понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно  судить по достижениям, по темпам духовного  роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.

В основе способностей, по Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в  виде задатков». Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности  нервно-мозгового аппарата человека.

«Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как  исходный момент, как предпосылка». [12]

Очень ценной является мысль  Рубинштейна о том, что способность  представляет собой сложное синтетическое  образование личности.

Вместе с тем Лейтес справедливо подчёркивает мысль, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности». Лейтесу принадлежит также глава о способностях в учебнике «Психология», изданным в 1956 году под редакцией Смирнова А.А., Леонтьева А.И., Рубинштейна С.Л. и др. В ней в основном воспроизводятся способности как условия успешного выполнения деятельности, сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности людей как продукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения способностей и задатков и т.п. [7]

Б.Г. Ананьев в «Очерках психологии» указывает, что способность  образуется вследствие развития высших функций, в результате которого возможно творческое применение накопленных  знаний. В образовании способностей, пишет Ананьев, играют известную роль естественные особенности личности, особенности мозговой работы или задатки.[1]

Опираясь на учение Павлова  об общих и специальных типах  высшей нервной деятельности, сделаны  попытки подвести физиологические  основы под сложные психические  образования, какими являются способности. Однако, несмотря на все эти достижения следует сказать, что проблема способностей остаётся чрезвычайно слабо разработанной. Особую важность имеет проблема организаторских способностей, которые ещё не стали предметом систематического изучения.

Без конкретного анализа  исследования способности невозможно дальше продвигать теорию способностей. Этим, пожалуй, и объясняется неразработанность как методов практического определения (диагностики) способности, так и особенно методов воспитания одарённости и способностей.

Итак, на основе вышеизложенного  можно сделать вывод, что способности  – это индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого. К способностям мы можем  отнести лишь те особенности, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Также  необходимо отметить, что способности  существуют только в развитии, а  создаются и развиваются только в процессе деятельности.

Информация о работе Становление способностей личности