Становление способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:23, курсовая работа

Описание

Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности. Большую роль в развитии способностей играет богатый духовный мир личности.
Цель исследования: подробно узнать про становление способностей в личности человека.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Психология способностей. Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей……………………….5
Особенности формирования способностей……………………….11
Ход возрастного развития и становление способностей…………15
Общая одаренность и специальные способности………………...19
Глава 2. Проблемы способностей………………………………………24
2.1. Различные подходы к изучению проблемы способностей………...24
2.2. Проблемы диагностики способностей……………………………....28
Заключение………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Московский Государственный Университет Путей Сообщения.docx

— 64.82 Кб (Скачать документ)

2.2. Проблема диагностики  способностей.

Проблемы диагностики  способностей никогда не теряли своей  актуальности. По-особому остро стоят  они и в сегодняшней России в условиях модернизации образования. Обозначим лишь некоторые спорные, нерешенные вопросы, например, проблема создания элитных школ и других учебных  заведений для одаренных детей. Одаренность молодых поколений  — это залог достойного будущего для любой страны. Но основной вопрос в том, существуют ли в науке надежные объективные критерии одаренности. Следует сказать, что для широкомасштабных измерений таких валидных критериев в современной научной психологии нет. Но тогда их место займут полупрофессиональные, статусные, финансовые и прочие критерии детской одаренности. Быть может, целесообразнее и гуманнее вложить соответствующие усилия и средства в работу с “обыкновенными” детьми?

Способности и задатки  выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности. Они дают психологическое описание человека с какой-то специфической  стороны, являющейся жизненно значимой. Слова “способный” или “неспособный”  широко употребляются в быту, особенно в практике обучения. Понятие способности  является дискуссионным, содержит в  себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями. Рассмотрим собственно психологическую трактовку  способностей, которая отличается зачастую от их житейского понимания.

В современной российской школе все шире распространяется, навязывается тенденция все более  ранней диагностики “специальных”  способностей и склонностей учащихся. Едва ли не с первого года обучения определяется, к чему способен школьник: к гуманитарным или естественным наукам. Мало того, что за такой диагностикой нет должной научной состоятельности, она просто не этична и наносит  прямой вред всему образованию, всему  психическому и личностному развитию ребенка.

Однако из актуальных проблем  проводимой модернизации образования  в России является профилизация школьного обучения. Кто-то уже якобы доказал, что чем раньше школьник выберет профиль образования, тем лучше для него и для общества. Кто-то считает, что подросток уже способен сделать безошибочный выбор будущей профессии и будто бы в большинстве случаев это делает.

У любого человека нет более  прямого и надежного пути к  развитию своих способностей и личности в целом, чем общедоступное, грамотно организованное, но не облегченное  и упрощенное, а оптимально напряженное, развивающее и творческое обучение.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Становление способности  – вопрос, затрагивающий изменения не только в психической сфере, но и во всем человеке, поэтому его нельзя рассматривать в рамках одной психологии. Следуя М.К. Мамардашвили, что никакой опыт (общения, познания), осуществляемый человеком в действительности, не может замыкаться в пределах психической деятельности, а скорее составляет целый ансамбль его интеллектуальной, психической, личностной, жизненной активности и даже экзистенциальных проявлений [9]. Поэтому, говоря непосредственно о личностном новообразовании – способности, мы учитываем, что она не может развиться усилием одного сознания или мозга [11]. Любая способность – результат развития духовных усилий человека, страданий, переживаний, встречи с неизвестным, наконец, это шаг Человека в другое, неизвестное. Именно в этом случае ранее не представляемое, но «здесь и теперь» ощущаемое и переживаемое будет способствовать личностному росту.

Отсюда развитие способности  – это скорее становление способа  выстраивания отношений личности с окружающим миром. Это не приемы и средства достижения желаемого на основе осознанных деятельностных усилий, а путь духовных сознательных усилий, постоянного самоопределения и творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. 1945.
  2. Гальтен Ф., Наследственность таланта, ее законы и последствия. 1875.
  3. Гёте И. Из "Поэзии и правды", - Избранные философские произведения. М., "Наука", 1964, с. 179.
  4. К.Маркс., Капитал, т. I, гл. 12 и 13., 1983.
  5. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., "Просвещение", 1968.
  6. Лазурский А.Ф., Классификация личности. 2000.
  7. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  8. Лейтес Н.С.   Проблемы способностей. – М., 1962.
  9. Мамардашвили М.К. Эстетическое мышление. М., 1994. 324 с.
  10. Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., "Педагогика", 1976.
  11. Петровский В.А. Личность в психологии. М., 1989. 468 с.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. 2000. 424 - 430 с.
  13. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  14. Склонности и способности. Под ред. В. Н, Мясищева. Изд-во ЛГУ, 1962.
  15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  16. Теплов Б.М.   Способность и одарённость. – М., 1947.

 


Информация о работе Становление способностей личности