Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:50, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования психологической педагогики как науки;
2. Проанализировать место и роль психологической педагогики в системе современного научного знания.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологическая педагогика как наука……………………………………………………...5
1.1 Исторические аспекты педагогической психологии………………………………………5
1.2 Предмет и структура педагогической психологии………………………………………14
2. Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания……………………………………………………………………………………………18
2.1 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………………………..18
2.2Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний…………………………………………...22
2.3 Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………..31
В 30-е гг. XX в. началась критика многих положений педологии (проблем предмета педологии, био- и социогенеза, тестов и др.), результатом чего явились два постановления ЦК ВКП(б). Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические институты и лаборатории. Педологию вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Л.С. Выготский объявлен "эклектиком", М.Я. Басов и П.П. Блонский - "пропагандистами фашистских идей". К счастью, многие смогли избежать подобной участи, сумев переквалифицироваться. Более полувека тщательно скрывалось, что цвет советской психологии - Басов, Блонский, Выготский, Лурия, Эльконин и другие, а также педагоги Занков и Соколянский были педологами. Еще совсем недавно при издании сочинений Выготского его лекции по педологии пришлось переименовывать в лекции по психологии. Ряд работ П.П. Блонского, работы Л.С. Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды И.М. Щелованова, М.П. Денисовой, создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу ныне действующей системы воспитания в младенческом возрасте и раннем детстве, а психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского обеспечили возможность разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране [6].
Связь
психологии с педагогикой дала мощный
толчок изучению возрастных особенностей
детей, выявлению условий и факторов,
обусловливающих детское
Успехи
психолого-педагогической науки вызывали
интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков,
и с другой стороны, у философов
и психологов, ранее не занимавшихся
вопросами школьного
Решение
сложных теоретических и
Не только
в науке, но и в общественном мнении
утвердилась точка зрения, согласно
которой познание законов детского
развития является основой для правильного
построения системы образования. Поэтому
в разработку этих проблем включились
ученые разных специальностей, лучшие
русские умы, выдающиеся теоретики
и организаторы науки, пользовавшиеся
большим авторитетом, в частности:
В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов.
Сформировалась целая плеяда отечественных
психологов, активно занявшихся теоретическими
и организационными вопросами изучения
детского развития и построения научных
основ воспитания и обучения. В
эту плеяду входили прежде всего
П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский,
Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн,
И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. Благодаря
усилиям этих ученых развернулась интенсивная
теоретическая, методологическая и
научно-организационная
В отечественной педагогической психологии с 30-х гг. были развернуты исследования процессуальных аспектов обучения и развития: взаимосвязи восприятия и мышления в познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн, С.Н. Шабалин); соотношения памяти и мышления (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др.); развития мышления и речи дошкольников и школьников (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.); механизмов и этапов овладения понятиями (Ж.И. Шиф, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.); возникновения и развития познавательных интересов у детей (Н.Г. Морозова и др.).
В 40-х
гг. появилось много исследований,
посвященных психологическим
Основанием для выделения 3 этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения - разработка теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б.Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации; в 70-е-80-е гг. В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения, что, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, с другой - соотносилось с положениями О. Зельца, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и других о проблемном характере мышления, его фазности, начале возникновения мысли в проблемной ситуации (П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн).
В 1957-1958 гг. появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем в начале 70-х годов - Н.Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В то же время в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова разрабатывалась теория развивающего обучения, возникшая в 70-х гг. на основе общей теории учебной деятельности (развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.), а также в экспериментальной системе Л.В. Занкова.
В период
40-50-х гг. С.Л. Рубинштейн в "Основах
психологии" дал развернутую характеристику
учения как усвоения знаний, которая
с разных позиций детально разрабатывалась
Л.Б. Ительсоном, Е.Н. Кабановой-Меллер
и другими, а также Н.А. Менчинской
и Д.Н. Богоявленским в концепции
экстериоризации знаний. Появившаяся
в середине 70-х гг. книга И. Лингарта
"Процесс и структура
В 50-70-х
гг. на стыке социальной и педагогической
психологии проводилось множество
исследований структуры детского коллектива,
статуса ребенка в среде
В этот же период наметились тенденции к постановке комплексных проблем - воспитывающего обучения и обучающего воспитания. Активно изучаются:
- психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению;
- содержание
и организация начального
- психологические
причины неуспеваемости
- психолого-педагогические
критерии эффективности
С конца 70-х гг. ХХ в. активизировалась работа в научно-практическом направлении - создании психологической службы в школе (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин). В этом аспекте выявились новые задачи педагогической психологии: разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы, оснащение ее диагностическими средствами, подготовка практических психологов. Все многообразие этих теорий, однако, имело один общий момент - теоретическое обоснование наиболее адекватной, с точки зрения авторов, требованиям общества системы обучения - учебной деятельности. Соответственно формировались определенные направления обучения. В их рамках выявились и общие его проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающихся как цель обучения и др. Так, например, отечественная педагогическая психология изучает:
- психологические
механизмы управления
- управление процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);
- учебную
мотивацию (А.К.Маркова, А.Б.
- индивидуально-психологические
факторы, влияющие на
- сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.) и др.;
- личностные
особенности обучаемых и
Таким образом, на этом этапе развития педагогическая психология становится все более объемной [6].
Итак, педагогическая
психология - это наука о фактах,
механизмах и закономерностях освоения
социокультурного опыта человеком,
закономерностях
В педагогической
психологии имеется ряд проблем.
Среди самых главных можно
выделить: соотношение обучения и
развития, соотношение обучения и
воспитания, учет сенситивных периодов
развития в обучении; работа с одаренными
детьми, проблема готовности детей
к школьному обучению и др. Следовательно,
общей задачей педагогической психологии
является выявление, изучение и описание
психологических особенностей и
закономерностей
1.2 Предмет и структура педагогической психологии
Термином
"педагогическая психология" обозначаются
две разные науки. Одна из них - это
базовая наука, которая является
первой ветвью психологии. Она призвана
изучать природу и
Информация о работе Сущность и задачи педагогической психологии