Сущность и задачи педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования психологической педагогики как науки;
2. Проанализировать место и роль психологической педагогики в системе современного научного знания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологическая педагогика как наука……………………………………………………...5
1.1 Исторические аспекты педагогической психологии………………………………………5
1.2 Предмет и структура педагогической психологии………………………………………14
2. Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания……………………………………………………………………………………………18
2.1 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………………………..18
2.2Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний…………………………………………...22
2.3 Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 54.88 Кб (Скачать документ)

Термин "педагогическая психология" был  предложен П. Каптеревым в 1874 г. Первоначально  он существовал наряду с другими  терминами, принятыми для обозначения  дисциплин, занимающих пограничное  положение между педагогикой  и психологией: "педология" (О. Хрисман, 1892), "экспериментальная  педагогика" (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная  педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области  знания (Л.С. Выготский, П.П. Блонский). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная  педагогика стала пониматься как  область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной  психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область  знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.

Педагогическая  психология - отрасль психологии, изучающая  закономерности развития человека в  условиях обучения и воспитания. Она  тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. При рассмотрении педагогической психологии, необходимо, прежде всего, разграничить понятия  ее объекта и предмета. В общенаучной  трактовке под объектом науки  понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется  в самом названии науки.

Предмет науки - это та сторона или стороны  объекта науки, которыми он в ней  представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется  вместе с ней и закрепляется в  ее понятийной системе. Предмет не фиксирует  всех сторон объекта, хотя может при  этом включать то, что в объекте  отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Каждый  объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией  и т.д. Но каждая наука имеет в  основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте. Как  показывает анализ точек зрения различных  авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что  может свидетельствовать о неоднозначности  решения вопроса о предмете педагогической психологии. Например, В.А. Крутецкий  считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения  знаниями, умениями и навыками, исследует  индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований". Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов, предлагая считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что  специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться  по-разному. Более того, некоторые  дисциплины в определенных возрастах  вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция Давыдова обусловлена  акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а  развитие - содержание, которое в  ней реализуется [14].

Существует  и общепринятая трактовка, согласно которой предметом педагогической психологии являются факты, механизмы  и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального  и личностного развития ребенка  как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесса.

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

- психология  обучения;

- психология  воспитания;

- психология  учителя.

1. Предмет  психологии обучения - развитие познавательной  деятельности в условиях систематического  обучения. Таким образом, раскрывается  психологическая сущность учебного  процесса. Исследования в этой  области направлены на выявление:  взаимосвязей внешних и внутренних  факторов, обусловливающих различия  познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем; соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения; возможностей управления процессами учения и развития ребенка; психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др.

Психология  обучения исследует прежде всего, процесс  усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача - в выявлении  природы этого процесса, его характеристик  и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного  протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень  и качество усвоения.

Исследования  непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов  отечественной психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или  деятельности. Знания всегда усваиваются  как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении  усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. Учение - система специальных действий, необходимых учащимся для прохождения  основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются  по тем же законам, что и любые  другие.

Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся  системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в  усвоении различных научных понятий  учащимися средней школы. Изучена  также роль жизненного опыта учащихся, характера предъявляемого учебного материала в усвоении знаний. В 70-х  гг. XX в. в педагогической психологии все чаще стали использовать изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в  целом в условиях специально организованного  обучения. Исследования показали, что  управление процессом учения существенно  меняет ход усвоения знаний и умений. Проведенные исследования имеют  важное значение для нахождения наиболее оптимальных путей обучения и  выявления условий для эффективного умственного развития учащихся. Педагогическая психология изучает также зависимость  усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся. В отечественной  педагогической психологии созданы  такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных наибольшее распространение получила бихевиористская теория.

2. Предмет  психологии воспитания - развитие  личности в условиях целенаправленной  организации деятельности ребенка,  детского коллектива. Психология  воспитания изучает закономерности  процесса усвоения нравственных  норм и принципов, формирования  мировоззрения, убеждений и т.п.  в условиях учебной и воспитательной  деятельности в школе. Исследования  в этой области направлены  на изучение: содержания мотивационной  сферы личности учащегося, ее  направленности, ценностных ориентацией,  нравственных установок; различий  в самосознании учащихся, воспитывающихся  в разных условиях; структуры  детских и юношеских коллективов  и их роли в формировании  личности; условий и последствий  психической депривации и др. [14].

3. Предмет  психологии учителя - психологические  аспекты формирования профессиональной  педагогической деятельности, а  также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют  успешности этой деятельности. Важнейшими  задачами этого раздела педагогической  психологии являются: определение  творческого потенциала педагога  и возможностей преодоления им  педагогических стереотипов; изучение  эмоциональной устойчивости учителя;  выявление позитивных особенностей  индивидуального стиля общения  учителя и учащегося и ряд  других. Результаты психолого-педагогических  исследований используются при  конструировании содержания и  методов обучения, создании учебных  пособий, разработке средств диагностики  и коррекции психического развития. 
 
 
 
 
 
 

2. Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания.

2.1 Проблемы и основные  задачи педагогической  психологии

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение  и существование этой области  знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые  из них.

1. Проблема  соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем  педагогической психологии является  проблема соотношения обучения  и психического развития. Рассматриваемая  проблема является производной  от общенаучной проблемы - проблемы  соотношения биологического и  социального в человеке или  как проблемы генотипической  и средовой обусловленности психики  и поведения человека. Проблема  генетических источников психологии  и поведения человека является  одной из важнейших в психологической  и педагогической науках. Ведь  от ее правильного решения  зависит принципиальное решение  вопроса о возможностях обучения  и воспитания детей, человека  вообще [15].

Как считает  современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями  в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С. Выготским в начале 30-х гг. ХХ в. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития. Однако в  связи с этим возникает ряд  вопросов: Каким образом обучение и воспитание ведут за собой развитие? Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее? Как связаны между  собой биологическое созревание организма, обучение и развитие? Влияет ли обучение на созревание, и если да, то до каких пределов, затрагивает  ли это влияние принципиальное решение  вопроса о соотношении обучения и развития?

2. Проблема  соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая теснейшим  образом связана с предыдущей, - это проблема соотношения обучения  и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого - образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде. В круг рассматриваемой проблемы входит ряд вопросов: Как эти процессы взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга? Как влияют различные виды деятельности на обучение и воспитание? Каковы психологические механизмы усвоения знаний, формирования умений, навыков и усвоения социальных норм, норм поведения? В чем заключаются различия педагогического влияния в обучении и воспитании? Как протекает непосредственно сам процесс обучения и процесс воспитания? Эти и многие другие вопросы составляют суть рассматриваемой проблемы [15].

3. Проблема  учета сенситивных периодов развития  в обучении. Одной из важнейших  в изучении развития детей  является проблема нахождения  и максимально возможного использования  для развития каждого ребенка  сенситивного периода в его  жизни. Под сенситивными периодами  в психологии понимаются периоды  онтогенетического развития, когда  развивающийся организм бывает  особенно чувствителен к определенного  рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около  пяти лет дети особенно чувствительны  к развитию феноменального слуха,  а по прошествии этого периода  эта чувствительность несколько  падает. Сенситивные периоды - периоды  оптимальных сроков развития  определенных сторон психики:  процессов и свойств. Чрезмерно  раннее начало обучения чему-либо  может неблагоприятно сказаться  на психическом развитии, точно  так же как и очень позднее  начало обучения может оказаться  малоэффективным. Трудность рассматриваемой  проблемы состоит в том, что  не известны все сенситивные  периоды развития интеллекта  и личности ребенка, их начало, длительность и завершение. Подходя  к изучению детей индивидуально,  необходимо научиться прогнозировать  наступление различных сенcитивных  периодов развития каждого ребенка.

4. Проблема  одаренности детей. Проблема одаренности  в отечественной психологии более  пристально стала изучаться только  в последнее десятилетие. Под  общей одаренностью понимается  развитие общих способностей, определяющих  диапазон деятельности, в котором  человек может достичь больших  успехов. Одаренные дети - "это  дети, обнаруживающие ту или иную  специальную или общую одаренность". В связи с этим возникает  ряд вопросов, связанных с выявлением  и обучением одаренных детей:  Что характерно для возрастной последовательности проявления одаренности? По каким критериям и признакам можно судить об одаренности учащихся? Как устанавливать и изучать одаренность детей в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учащимися содержательной деятельности? Как содействовать развитию одаренности учащихся в учебном процессе? Как сочетать развитие специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности учащегося?

5. Проблема  готовности детей к обучению  в школе. Готовность детей к  обучению в школе - это "совокупность  морфологических и психологических  особенностей ребенка старшего  дошкольного возраста, обеспечивающая  успешный переход к систематическому  организованному школьному обучению" [15].

В педагогической и психологической литературе наряду с термином "готовность к школьному  обучению" употребляется термин "школьная зрелость". Эти термины  почти синонимичны, хотя второй в  большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания. Проблема готовности детей к школьному  обучению раскрывается через поиск  ответов на ряд вопросов: Как влияют условия жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в  ходе общения со сверстниками и взрослыми  на формирование школьной готовности? Какой системой требований, предъявляемых  к ребенку школой, определяется психологическая  готовность к школьному обучению? Что понимается под психологической  готовностью к школьному обучению? По каким критериям и показателям  можно судить о психологической  готовности к школьному обучению? Как построить коррекционно-развивающие  программы для достижения готовности к школьному обучению?

Решение перечисленных и других психолого-педагогических проблем требует от учителя или  воспитателя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой  составляют психологические знания, умения и навыки.

Информация о работе Сущность и задачи педагогической психологии