Сущность и задачи педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования психологической педагогики как науки;
2. Проанализировать место и роль психологической педагогики в системе современного научного знания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологическая педагогика как наука……………………………………………………...5
1.1 Исторические аспекты педагогической психологии………………………………………5
1.2 Предмет и структура педагогической психологии………………………………………14
2. Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания……………………………………………………………………………………………18
2.1 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………………………..18
2.2Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний…………………………………………...22
2.3 Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 54.88 Кб (Скачать документ)

Общая задача педагогической психологии состоит  в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и  закономерностей интеллектуального  и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Задачами педагогической психологии являются:

- раскрытие  механизмов и закономерностей  обучающего и воспитывающего  воздействия на интеллектуальное  и личностное развитие обучаемого;

- определение  механизмов и закономерностей  освоения обучающимся социокультурного  опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном  сознании обучаемого и использования  в различных ситуациях;

- определение  связи между уровнем интеллектуального  и личностного развития обучаемого  и формами, методами обучающего  и воспитывающего воздействия  (сотрудничество, активные формы  обучения и др.);

- определение  особенностей организации и управления  учебной деятельностью обучаемых  и влияние этих процессов на  интеллектуальное, личностное развитие  и учебно-познавательную активность;

- изучение  психологических основ деятельности  педагога;

- определение  факторов, механизмов, закономерностей  развивающего обучения, в частности  развития научного, теоретического  мышления;

- определение  закономерностей, условий, критериев  усвоения знаний, формирование на  их основе операционального состава  деятельности в процессе решения  разнообразных задач;

- разработка  психологических основ дальнейшего  совершенствования образовательного  процесса на всех уровнях образовательной  системы и др. [15]. 
 
 
 
 
 

2.2 Взаимосвязь методологии,  методов и методик  психолого-педагогических  исследований. Уровни  методологических  знаний

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются  с учетом возраста детей и тех  психолого-педагогических проблем, в  контексте которых возникает  необходимость обращения к ним. Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в педагогической психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности  ребенка или тех изменений, которые  происходят в его психике и  поведении под влиянием обучения и воспитания. Для определения  специфики применения общенаучных  методов исследования в педагогической психологии необходимо рассмотреть  некоторые особенности взаимосвязи  методологии, методов и методик  психолого-педагогических исследований, а также уровни методологических знаний [1].

Каждая  наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно  развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые  она изучает. В роли таких положений  выступают методология и теория. Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается  данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это  и есть проблемы метода.

История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая  система принципов и других средств  деятельности обеспечивают успешное решение  теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. Методология - система  принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие "методология" имеет два основных значения: а) система  определенных способов и приемов, применяемых  в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и  т.п.); б) учение об этой системе, общая  теория метода, теория в действии. Методология: учит, как надо действовать ученому  или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания; выявляет законы функционирования и изменения знания; изучает объяснительные схемы науки и т.п. В вою очередь, теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности (Приложение В).

Тот или  иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских  методах. В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического  и теоретического освоения (познания) действительности" [1].

Основная  функция метода - внутренняя организация  и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому  метод (в той или иной своей  форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если он правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Истинный  метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, избегает ошибок. В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских  методиках, которые отвечают конкретным целям и задачам психолого-педагогического  исследования, содержат описание объекта  и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может  быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод  в педагогической психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности.

Рассмотрим "треугольник" взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований на примере отечественной  психологии и гуманистической психологии. В советский период развития отечественной  педагогической психологии, как и  психологии в целом, был обусловлен превалированием диалектико-материалистического  подхода к пониманию сущности явлений действительности. Суть его  выражалась в: представлении о первичности  материи и вторичности сознания; представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики; понимании единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической; осознании социальной обусловленности развития психики человека. Следовательно, одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента. С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального (причинно-следственного, характера). Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент. Поэтому активно разрабатывались различные программы формирующего эксперимента, коррекционно-развивающие учебные программы [1].

Основу  гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) составляет гуманитарная парадигма, предполагающая познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; вносит "человеческое измерение" во все  сферы общественной жизни. Здесь  характерно использование общих  принципов при интерпретации  индивидуальных, общественных или исторических событий, но единичный случай не рассматривается  как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного  познания важно постичь единичные  факты как таковые. Поэтому одним  из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание - не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Поэтому  среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг).

В современной  методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней  методологии:

- уровень  философской методологии;

- уровень  методологии общенаучных принципов  исследования;

- уровень  конкретно-научной методологии;

- уровень  методик и техник исследования [1].

Методология философская - это та основа, на которой  базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают  крупные философские учения. Она  существует не как система жестких  норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.

К общенаучной  методологии относятся попытки  разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все  же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции  системного научного анализа, структурно-уровневый  подход, кибернетические принципы описания сложных систем и др. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы  осуществления теоретической и  эмпирической деятельности, в частности - общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.

Конкретно-научная  методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в  отношении как теории, так и  эмпирической деятельности. На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического  исследования применительно к решению  познавательных задач определенного  типа (проблемы валидности и методики разрабатываемых диагностических  методик исследования). 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Взаимосвязь педагогической  психологии с другими  науками

Уточнение предмета педагогической психологии требует  также определения ее места среди  других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль  знания, которая "заняла определенное место между психологией и  педагогикой, стала сферой совместного  изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений" [6].

В связи  с такой "пограничностью" педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи  между этими двумя науками.

Психология  органично связана с педагогикой. Между ними существует несколько "узлов" связи (Приложение Б).

Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики  человека. Педагогика разрабатывает  законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и  взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Второй  узел связи двух наук - показатели и  критерии обученности и воспитанности  личности. Степень продвинутости  знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в  практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные  ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного  поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают  сдвиги в психике, в мышлении и  поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических  характеристик воспитуемых.

Третий  узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах  исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).

Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе возрастной психологией, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой "проекцию" общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией  и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.

Информация о работе Сущность и задачи педагогической психологии