Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:50, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования психологической педагогики как науки;
2. Проанализировать место и роль психологической педагогики в системе современного научного знания.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологическая педагогика как наука……………………………………………………...5
1.1 Исторические аспекты педагогической психологии………………………………………5
1.2 Предмет и структура педагогической психологии………………………………………14
2. Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания……………………………………………………………………………………………18
2.1 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………………………..18
2.2Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний…………………………………………...22
2.3 Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………..31
Общая
задача педагогической психологии состоит
в выявлении, изучении и описании
психологических особенностей и
закономерностей
- раскрытие
механизмов и закономерностей
обучающего и воспитывающего
воздействия на
- определение
механизмов и закономерностей
освоения обучающимся
- определение
связи между уровнем
- определение
особенностей организации и
- изучение
психологических основ
- определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
- определение
закономерностей, условий,
- разработка
психологических основ
2.2 Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний
В педагогической
психологии используются все те методы,
которые есть в общей, возрастной
и многих других отраслях психологии:
наблюдение, устный и письменный опрос,
метод анализа продуктов
Каждая
наука, в том числе и педагогическая
психология, для того чтобы продуктивно
развиваться, должна опираться на определенные
исходные положения, дающие правильные
представления о феноменах, которые
она изучает. В роли таких положений
выступают методология и
История
и современное состояние
Тот или
иной научный подход и методологические
принципы реализуются в конкретно-
Основная
функция метода - внутренняя организация
и регулирование процесса познания
и практического преобразования
того или иного объекта. Поэтому
метод (в той или иной своей
форме) сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания
и действия. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые должны
ориентировать в решении
Истинный
метод служит своеобразным компасом,
по которому субъект познания и действия
прокладывает свой путь, избегает ошибок.
В свою очередь, методы педагогической
психологии конкретизируется в исследовательских
методиках, которые отвечают конкретным
целям и задачам психолого-
Рассмотрим
"треугольник" взаимосвязи методологии,
методов и методик психолого-
Основу гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) составляет гуманитарная парадигма, предполагающая познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; вносит "человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Здесь характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий, но единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание - не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг).
В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии:
- уровень философской методологии;
- уровень
методологии общенаучных
- уровень конкретно-научной методологии;
- уровень методик и техник исследования [1].
Методология
философская - это та основа, на которой
базируется исследовательская
К общенаучной
методологии относятся попытки
разработки универсальных принципов,
средств и форм научного познания,
соотносимые, хотя бы потенциально, не
с какой-то конкретной наукой, но применимые
к широкому кругу наук. Однако этот
уровень методологии остается все
же, в отличие от методологии философской,
в рамках собственно научного познания,
не расширяясь до общемировоззренческого
уровня. Сюда относятся, например, концепции
системного научного анализа, структурно-уровневый
подход, кибернетические принципы описания
сложных систем и др. На этом уровне
разрабатываются и общие
Конкретно-научная
методология разрабатывает те же
проблемы, что и общенаучная методология,
но в рамках конкретных наук, исходя
из особенностей объекта науки, в
отношении как теории, так и
эмпирической деятельности. На уровне
конкретных методик и техник исследования
осуществляется разработка конкретных
методик психолого-
2.3 Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.
По мнению
Б.Г. Ананьева, педагогическая психология
- пограничная, комплексная отрасль
знания, которая "заняла определенное
место между психологией и
педагогикой, стала сферой совместного
изучения взаимосвязей между воспитанием,
обучением и развитием
В связи с такой "пограничностью" педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками.
Психология
органично связана с
Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.
Второй
узел связи двух наук - показатели и
критерии обученности и воспитанности
личности. Степень продвинутости
знаний школьников регистрируется по
изменениям памяти, запасов знаний,
способностям использовать знания в
практических целях, владению приемами
когнитивной деятельности, скорости
воспроизведения знаний, владению терминологией,
навыками переноса знаний в нестандартные
ситуации и т.п. Воспитанность же
фиксируется в мотивированных поступках,
системе сознательного и
Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).
Связь
педагогической психологии со смежными
науками, в том числе возрастной
психологией, является двухсторонней.
Она руководствуется
Информация о работе Сущность и задачи педагогической психологии