Сущность и задачи педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования психологической педагогики как науки;
2. Проанализировать место и роль психологической педагогики в системе современного научного знания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологическая педагогика как наука……………………………………………………...5
1.1 Исторические аспекты педагогической психологии………………………………………5
1.2 Предмет и структура педагогической психологии………………………………………14
2. Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания……………………………………………………………………………………………18
2.1 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………………………..18
2.2Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний…………………………………………...22
2.3 Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 54.88 Кб (Скачать документ)

В последнее  время возрастная психология приобретает  все большее значение как фундамент  для педагогической психологии. Возрастная психология - это теория развития психики  в онтогенезе. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому  на основе смены типов ведущей  деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с другими людьми. Возраст  характеризуется не соотношением отдельных  психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями.

Исходя  из этого, В.В. Давыдовым был сформулирован  ряд принципов возрастной психологии [4]:

- Каждый  возрастной период должен изучаться  не изолированно, а с точки  зрения общих тенденций развития, с учетом предыдущего и последующего  возраста.

- Каждый  возраст имеет свои резервы  развития, которые могут быть  мобилизованы в ходе развития  особым образом организованной  активности ребенка по отношению  к окружающей действительности  и к своей деятельности.

- Особенности  возраста не являются статичными, а определены общественно-историческими  факторами, так называемым социальным  заказом общества и др.

Все эти  и другие принципы возрастной психологии имеют огромное значение при создании психологической теории усвоения социокультурного опыта в рамках педагогической психологии. Например, на их основе можно выделить следующие принципы педагогической психологии (на примере ее раздела - психологии обучения):

- Обучение  строится на основе данных  возрастной психологии о резервах  возраста, ориентируясь на "завтрашний  день" развития.

- Обучение  организуется с учетом наличных  индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления  к ним, а как проектирование  новых видов деятельности, новых  уровней развития учащихся.

- Обучение  не может быть сведено только  к передаче знаний, к отработке  определенных действий и операций, а есть главным образом формирование  личности учащегося, развитие  сферы детерминации его поведения  (ценности, мотивы, цели) и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Термин "педагогическая психология" применяется  для обозначения двух наук. Одна из них - это базовая наука, которая  является первой ветвью психологии. Она  призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под  таким же названием "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования  педагогической практики. За рубежом  прикладную часть психологии часто  называют школьной психологией.

Педагогическая  психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального  и личностного развития ребенка  как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесса. Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно  выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному  обучению и др. Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального  и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Структуру  педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.

Выделяются  три этапа становления и развития педагогической психологии:

Первый  этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим  с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци).

Второй  этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную  отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

Третий  этап - с середины XX в. до настоящего времени. Основанием для выделения  этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических  основ педагогической психологии.

Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука; букв. - наука о детях) - течение в  психологии и педагогике, возникшее  на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и  психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной  педагогики.

Педагогическая  психология связана со многими другими  науками в силу целого ряда причин. Во - первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания. Во - вторых, она связана  с другими науками в силу того, что образовательный процесс  по своим целям и содержанию есть передача социо - культурного опыта, в котором аккумулировано самое  разноплановое цивилизационное  знание в знаковой, языковой форме. В - третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся  этому познанию человек, что изучается  многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с  такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется  на его основе, т. е. знаниях о психическом  развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и  развитии и т д.

В силу этого педагогическая психология связана  с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т. д.) и прежде всего  с возрастной психологией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Анисимов В.В.  Общие основы педагогики [Текст]/ В.В. Анисимов. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с. - ISBN 5-476-00097-6.

2. Битянова М.Р.  Организация психологической работы  в школе [Текст]/М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2001. - 340с. - ISBN 978-5-279-01907-6.

3. Бордовская  Н.В. Педагогика: учеб. [Текст]/Н.В.Бордовская - СПб.: Питер, 2008. - 304 с. - ISBN 5-94735-058-0.

4. Выготский  Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С.Выготский. - СПб.: Питер, 2004. - 208с. - ISBN 978-5-9558-0052-3.

5. Выготский,  Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 2002. - 129 с. - ISBN 978-5-94723-640-8.

6. Зимняя И.А.  Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.А.Зимняя. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с. - ISBN 978-5-279-01907-6.

7. Коджаспирова  Г.М. Педагогика: учеб. [Текст]/ Г.М.Коджаспирова - М.: Гардарики, 2007. - 528 с. - ISBN 5-7866-0142.

8. Курс общей,  возрастной и педагогической  психологии [Текст]/под ред. М.В.  Гамезо. - М.: Знание, 2007. - 264с.- ISBN 5-89123-901-9.

9. Лангмей Й.  Психическая депривация в детском  возрасте [Текст]. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с. - ISBN 5-238-00057-Х.

10. Маклаков, А.Т.  Общая психология [Текст]/ А.Т.Маклаков. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с. - ISBN 5-9512-0658-8.

11. Немов, Р.С.  Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш.пед.  учебн. заведений: в 3 кн./ Р.С.  Немов. - М.: Изд - во ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. - 632 с. - ISBN 978-5-8199-0120-5.

12. Овчарова  Р.В. Справочная книга школьного  психолога [Текст]/Р.В.Овчарова. - М.: Педагогика, 2003. - 269 с. - ISBN 5-9516-0016-2.

13. Основы психологии. Практикум [Текст]/ Ред. Сост. Л.Д.  Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2003. - 364 с. - ISBN 5-222-07727-6.

14. Психология  и педагогика: учеб. пособ. - М.: СЭИ, 2005. - 256 с. ISBN 978-5-238-01251-3.

15. Рогов Е.И.  Настольная книга школьного психолога  [Текст]/ Е.И.Рогов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 340 с. - ISBN 5-16-002240-6.

16. Эльконин  Д.Б. Введение в психологию  развития [Текст]. - М.: Педагогика, 1995. - 378 с. - ISBN 978-5-238-152011-4.

Информация о работе Сущность и задачи педагогической психологии