Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:50, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования психологической педагогики как науки;
2. Проанализировать место и роль психологической педагогики в системе современного научного знания.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологическая педагогика как наука……………………………………………………...5
1.1 Исторические аспекты педагогической психологии………………………………………5
1.2 Предмет и структура педагогической психологии………………………………………14
2. Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания……………………………………………………………………………………………18
2.1 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………………………..18
2.2Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний…………………………………………...22
2.3 Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………..31
В последнее
время возрастная психология приобретает
все большее значение как фундамент
для педагогической психологии. Возрастная
психология - это теория развития психики
в онтогенезе. Она изучает закономерности
перехода от одного периода к другому
на основе смены типов ведущей
деятельности, изменения социальной
ситуации развития, характера взаимодействия
человека с другими людьми. Возраст
характеризуется не соотношением отдельных
психических функций, а теми специфическими
задачами освоения сторон действительности,
которые приняты и решаются человеком,
а также возрастными
Исходя из этого, В.В. Давыдовым был сформулирован ряд принципов возрастной психологии [4]:
- Каждый
возрастной период должен
- Каждый
возраст имеет свои резервы
развития, которые могут быть
мобилизованы в ходе развития
особым образом организованной
активности ребенка по
- Особенности
возраста не являются
Все эти и другие принципы возрастной психологии имеют огромное значение при создании психологической теории усвоения социокультурного опыта в рамках педагогической психологии. Например, на их основе можно выделить следующие принципы педагогической психологии (на примере ее раздела - психологии обучения):
- Обучение
строится на основе данных
возрастной психологии о
- Обучение
организуется с учетом
- Обучение
не может быть сведено только
к передаче знаний, к отработке
определенных действий и
Заключение
Термин
"педагогическая психология" применяется
для обозначения двух наук. Одна
из них - это базовая наука, которая
является первой ветвью психологии. Она
призвана изучать природу и
Педагогическая
психология - это наука о фактах,
механизмах и закономерностях освоения
социокультурного опыта человеком,
закономерностях
В педагогической
психологии имеется ряд проблем.
Среди самых главных можно
выделить следующие: соотношение обучения
и развития; соотношение обучения
и воспитания; учет сенситивных периодов
развития в обучении; работа с одаренными
детьми; готовность детей к школьному
обучению и др. Общей задачей педагогической
психологии является выявление, изучение
и описание психологических особенностей
и закономерностей
Выделяются
три этапа становления и
Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци).
Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука; букв. - наука о детях) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Педагогическая
психология связана со многими другими
науками в силу целого ряда причин.
Во - первых, она является конкретной
отраслью общепсихологического знания,
которая находится в центре треугольника
научного знания. Во - вторых, она связана
с другими науками в силу того,
что образовательный процесс
по своим целям и содержанию есть
передача социо - культурного опыта,
в котором аккумулировано самое
разноплановое цивилизационное
знание в знаковой, языковой форме.
В - третьих, предметом ее изучения является
сам познающий и обучающийся
этому познанию человек, что изучается
многими другими
В силу
этого педагогическая психология связана
с другими отраслями
Список литературы:
Информация о работе Сущность и задачи педагогической психологии