Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:39, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – изучить педагогические и психологические основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1.Основы методики преподавания…………………………………….. 4
1.1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента………
1.2.Сущность и содержание методики преподавания………………… 4
1.3. Предмет методики………………………………………………….. 6
1.4. Сущность и место лекции в учебном процессе …………………... 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий….. 12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы
студентов……………………………………………………………… 15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном
процессе……………………………………………………………… 17
2. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе………… 20
2.1. Современная система высшего экономического образования….. 21
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика…………. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории……………………. 22
2.4. Роль математики в экономическом образовании…………………. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация…………………. 24
Заключение………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Педагогика и психология_.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Кафедра педагогики и психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу  «Педагогика и психология»

на тему:

“Сущность процесса обучения и психологические  особенности 

преподавания  экономических наук в высшей школе”

                                                                   

                                                                       Выполнила:

Гончарова Л.В.

                                                                       I курс

                                                                       специальность

«Менеджмент» 
 
 
 
 

20010 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение………………………………………………………………….     3                                                                                

1.Основы методики  преподавания……………………………………..      4                                               

    1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента………

1.2.Сущность и содержание методики преподавания…………………     4

1.3. Предмет методики…………………………………………………..     6

1.4. Сущность  и место лекции в учебном процессе …………………...     9

1.5.Сущность и  место в учебном процессе практических  занятий…..     12

1.6. Сущность  и место в учебном процессе  самостоятельной работы

     студентов………………………………………………………………   15

1.7. Функции, требования  и основные формы контроля в учебном

      процессе………………………………………………………………    17                                                                                               

  1. Современные основы преподавания экономики  в ВУЗе…………    20

2.1. Современная  система высшего экономического образования…..     21

2.2. Экономическое  образование и хозяйственная  практика………….    21

2.3. Основы преподавания  экономической теории…………………….    22                                                                                               

2.4. Роль математики  в экономическом образовании………………….    23

2. 5. Фундаментальная  подготовка и специализация………………….     24

Заключение……………………………………………………………….     27

Список использованной литературы……………………………………    29

     Введение
 

     Проблема  высшего образования вообще и  экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагируют на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не могут изменить никакие перемены ни в самой системе образования, ни в обществе в целом.

     В настоящее время в Российской Федерации все актуальнее становится проблема методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Заметны также и другие тенденции.

     Цель  данной контрольной работы – изучить  педагогические и психологические основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современная  образовательная система Российской  Федерации

1.1. Методика  обучения: потенциал преподавателя  и студента 
 

     Не  секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель – студент.

     В учебном процессе обе стороны  должны играть творческую роль. Важно  избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах.

     Существенную  роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ.

     Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.

     Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

     Применение  зарубежных моделей обучения достигает  цели тогда, когда в аудитории  учитываются национальные и культурные традиции основной массы студентов, когда в стандартных теоретических  ситуациях умело анализируются явления национальной экономики в целом или отдельного региона. 

1.2. Сущность и содержание методики преподавания 

     Понятие «методика» имеет древнегреческие  корни и переводится как путь исследования, теория, учение.

     Отсюда  методика (в самом общем смысле слова) – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

     Методика  вычленилась из теории обучения –  дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.

     В узком смысле слова методика преподавания – это учение о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке.

     Предмет методики преподавания – процесс  обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных объективных, и субъективных закономерностей методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой – нормативные требования к деятельности педагогов. Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.

     Первый  уровень – это наука, подчиняющая  себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования), дидактики (теории обучения) и психологии.

     Второй  уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

     Третий  уровень — закрепленная сумма  приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

     Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

     Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного.

     Вместе  с тем, роль и значение методики в  современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом факторов.

     Во-первых, практически любой специалист с  высшим образованием выступает не только исполнителем, но и творцом: следовательно, он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег.

     Во-вторых, экономическое, политическое и идеологическое настолько переплелись в современной  жизни, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы.

     В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить — значит уже увлечь за собой.

     В-четвертых, экономическая практика на современном этапе нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из важнейших задач педагогики, и в частности - методики.

     Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т. ч. по таким учебным дисциплинам, как: основы психологии и педагогики; психология деятельности; коммуникационные процессы обучения; методика преподавания экономики.

     Таким образом, методика — не просто наука  и учебная дисциплина, но и актуальный рычаг постижения актуальной экономической реальности.

1.3. Предмет  методики 

     Методика  в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию.

     Методика  преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией.

     На  многих примерах можно наглядно проследить взаимосвязь методологии и методики преподавания. Так, например, неразработанность методики неизбежно и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций и семинаров, и наоборот.

     Методика  как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.

     Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин.

     Методика  имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней, можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.

     B методике преподавания общественных  наук следует также различать общее, особенное и частное.

     Преподавание  всех общественных наук ведется на основе общих методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной науки. Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук, выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех общественных наук, в то же время является общей применительно к частным методикам.

Информация о работе Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе