Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:39, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – изучить педагогические и психологические основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1.Основы методики преподавания…………………………………….. 4
1.1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента………
1.2.Сущность и содержание методики преподавания………………… 4
1.3. Предмет методики………………………………………………….. 6
1.4. Сущность и место лекции в учебном процессе …………………... 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий….. 12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы
студентов……………………………………………………………… 15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном
процессе……………………………………………………………… 17
2. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе………… 20
2.1. Современная система высшего экономического образования….. 21
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика…………. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории……………………. 22
2.4. Роль математики в экономическом образовании…………………. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация…………………. 24
Заключение………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Педагогика и психология_.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Методика  призвана обеспечить реализацию принципов  дидактики, а именно:

  • связи теории с практикой;
  • систематичности и последовательности в подготовке специалистов;
  • сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;
  • соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
  • сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
  • прочности усвоения знаний;
  • доступности научных знаний;
  • единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.

     Научные основы методики пронизывают все  звенья учебно-воспитательной работы.

     В вузовской учебной практике сложились  вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.

     Ни  одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

     Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На методы обучения влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами обучения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д. 

1.4. Сущность  и  место лекции в учебном  процессе  

     Лекция (от латин.) lectio – чтение) – специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.

     Лекция  как форма учебного процесса имеет  ряд отличительных черт, в частности:

     — она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;

     — вооружает студентов методологией изучения данной науки;

     — лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;

     — органично сочетает обучение с воспитанием;

     — нацеливает студентов на самостоятельную  работу и определяет основные ее направления.

     Лекционная  форма преподавания обладает рядом  достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.

     Выдающийся  ученый Н. Е. Жуковский так писал  о лекции: «По силе впечатлений  лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».

     Однако  лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

     Эта неоднозначность не раз приводила  не только к острым дискуссиям о роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.

     Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что:

     — во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание;

     — во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса:

     — в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса

     Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени каждой экономической дисциплины.

     Современные учебные лекции принято делить на три вида обзорные, проблемные и предметные. Если обзорная лекция направлена на восстановление прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым материалом для формирования целостного знания, то проблемная — подает материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом — готового выхода из проблемы нет, его надо искать вместе и преподавателю, и студентам.

     Предметная  лекция является обычной составной  частью лекционного курса, хотя вполне может нести в себе как элементы проблемности, так и отдельные крупицы обзорности.

     В наибольшей мере черты обзорной и  предметной лекции своеобразно соединяются  в установочных лекциях, читаемых, как правило, для студентов-заочников Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей знаний, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и наиболее качественном литературе.

     Но  как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие для них требования.

     1. Лекция должна быть безукоризненной  в научном отношении;

     2. Лекция должна, безусловно, выходить  за рамки даже самою свежего и удачного учебника;

     3. Лекция должна учить мыслить,  а не состоять из готовых  ответов и рецептов;

     4. Лекция должна быть грамотной  и логичной с точки зрения  языка;

     5. Лекция должна быть яркой и  убедительной.

     Таковы  самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  на данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы. 
 

1.5. Сущность  и  место в учебном процессе  практических занятий 

     Термин  семинар имеет своим корнем древнее  выражение «Seminarium» — рассадник  знаний.

     Специфику и место семинара как формы  в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:

     - во-первых, на семинарские, практические  занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого  на изучение экономических дисциплин;

     - во-вторых, из всех форм учебной  работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов;

     - в третьих, семинары — это  та учебная форма, с которой начинается педагогическая деятельность молодых преподавателей;

     - в-четвертых, успех семинара зависит  не только и не столько от  преподавателей, сколько от студентов.

     Исходя  из этого, вопрос о функциях семинара, практического занятия и даже об их субординации и сегодня является дискуссионной проблемой для педагогов, методистов и психологов.

     Нам представляется, что основные функции  семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так.

     1. Учебно-познавательная функция —  закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

     2. Обучающая функция — школа  публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.

     3. Побудительная функция — побуждение  на основе анализа состояния подготовки к более активной и целеустремленной работе.

     4. Воспитывающая функция — формирование  мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

     5. Контролирующая функция — контроль  за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы студентов. На наш взгляд, многие педагоги и методисты именно эту функцию считают первоочередной.

     Исключительно многообразны формы проведения семинарских и практических занятий. В ряде работ по методике их выделяют до 15. Рассмотрим наиболее распространенные.

     Контрольно-обучающий семинар — это семинар, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель — максимальный охват обучаемых контролем.

     Обучающий семинар — это семинар, на котором  в центре внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материал. При этом темы для выступлений могут быть розданы и распределены заранее — «фиксированные выступления». Это лишь усилит информативность семинара и повысит его теоретический уровень.

     Творческий  семинар — это семинар, максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

     Наконец, практическое занятие. Оно может  проводиться по изучению конкретного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с помощью персонального компьютера, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и студентами других вузов.

     Каждая из перечисленных форм имеет свои достоинства, вместе с тем проведение каждой из них сопряжено с определенными трудностями.

     Успех и эффективность любой из форм семинара достигается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей.

     Подготовка  преподавателя объединяет теоретическую  и методическую области. С точки  зрения теоретической, преподаватель  обязан глубоко уяснить план и  сформировать замысел семинара, изучить  литературу, посетить лекции (если он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы.

     С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего. Кроме того, на его «совести» лежит не только доведение плана семинара до обучаемых, но и выдача им таких методических рекомендаций, которые обеспечат и эффективность, и качество занятия.

     Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенностей, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к преподавателю.

     Таким образом, практическое занятие или  семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней подготовке. 

1.6. Сущность и  место в учебном процессе самостоятельной работы студентов 

     Самостоятельную работу студентов как вид учебной  деятельности характеризует следующее:

     Во-первых, она связана со всеми формами  планового учебного процесса.

Информация о работе Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе