Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:39, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – изучить педагогические и психологические основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1.Основы методики преподавания…………………………………….. 4
1.1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента………
1.2.Сущность и содержание методики преподавания………………… 4
1.3. Предмет методики………………………………………………….. 6
1.4. Сущность и место лекции в учебном процессе …………………... 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий….. 12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы
студентов……………………………………………………………… 15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном
процессе……………………………………………………………… 17
2. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе………… 20
2.1. Современная система высшего экономического образования….. 21
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика…………. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории……………………. 22
2.4. Роль математики в экономическом образовании…………………. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация…………………. 24
Заключение………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Педагогика и психология_.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, она специфична как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.

     В-третьих, руководство самостоятельной работой  требует от преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и организаторских качеств.

     Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются:

     — частая смена экономических приоритетов;

     — отсутствие современных стабильных учебников и пособий по экономическим наукам;

     — слабость фонда библиотек по проблемам экономики;

     - специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

     — отсутствие единства в организационных  и методических требованиях к самостоятельной работе.

     В частности, нет законодательно установленных  нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы сложились.

     Основными видами самостоятельной работы студентов  являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ.

     Роль  преподавателя в организации  и руководстве самостоятельной работой включает в себя:

     1) обучение самостоятельной работе  в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

     2) управление самостоятельной работой:  разработка и доведение заданий  на самостоятельную работу, оказание  помощи в повышении эффективности и качества работы;

     3) контроль за самостоятельной  работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;

     4) коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

     Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной  работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

     Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов. 

1.7. Функции,  требования и основные формы  контроля в учебном процессе 

     Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый  контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие как:

     — обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого курса;

     — способствует приведению знаний в систему;

     — помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом;

     — стимулирует сознательное и активное отношение к учебе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые результаты;

     — помогает развитию памяти и мышления у студентов;

     — вызывает необходимость в работе с источниками, учебниками, приучает использовать полученные знания для практической деятельности;

     — дает материал преподавателю для  совершенствования содержания и  методики, а то и корректировки  дальнейшей педагогической деятельности.

     Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возможность в известной мере судить о постановке учебно-воспитательного процесса в данном высшем учебном заведении.

     Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему.

     ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление  контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.

     ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

     СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.

     СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.

     По  видам и формам контроль подразделяется на:

     — текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа);

     — промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен — если он не единственный);

     — итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита дипломной работы). По методике проведения контроль бывает:

     — устным (методом устного опроса);

     — письменным (путем письменных ответов);

     — путем защиты разработанных рефератов;

     — в виде деловой игры.

     Таковы  основные функции, виды, формы, методы контроля и требования, предъявляемые к нему.

     Правильная  методика проведения контроля побуждает  студента изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. 
 

  1. Психологические основы преподавания экономики  в  высшем учебном заведении

2.1. Современная  система высшего экономического  образования 

     Российская  система высшего образования  за годы перестройки во многом изменилась, во-первых, произошло организационное преобразование вузовской системы во многом в университетскую систему и, во-вторых, широкое распространение подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях. Для страны это породило не одну проблему.

     Если  исходить из устоявшегося содержания университетского образования, то, как обеспечить университетский уровень экономической подготовки во всех появившихся университетах, где есть или открылись экономические факультеты?

     Поскольку университетская подготовка предполагает соответствующий кадровый потенциал  преподавательского и научного персонала, постольку важно выяснить – каким  образом и в какие сроки  возможно формирование такого потенциала в новых университетах.

     Фундаментальность экономического образования в университетах обеспечивается, как правило, основательностью изучения экономической теории. В этой связи следует ли считать университетской подготовку экономистов в “прикладных” университетах, где упор делается на отраслевые экономические дисциплины и по существу выпускаются специалисты узкого профиля.

     Международное сообщество выработало ряд критериев  для университетского образования, включая экономическое. Если учитывать эти критерии, то каким образом развивать международное сотрудничество в области экономического образования; насколько следует учитывать наряду с американским и европейским азиатский опыт в этой сфере?

     Общегосударственное регулирование университетского экономического образования в современных условиях не исключает применения рыночных индикаторов для определения рейтинга университетов. Однако подобные процедуры не должны носить конъюнктурный или рекламный характер в своей основе.  

2.2. Экономическое  образование и хозяйственная  практика 

     Во  все времена существовала проблема взаимосвязи экономического образования и хозяйственной практики. Эта проблема особенно обострилась в последние годы.

     Что положить в основу обучения – идеальную  модель рыночной экономики или решение реальных хозяйственных вопросов? Возможно ли сочетание того и другого в учебном процессе и каково должно быть их оптимальное соотношение?

     Системность экономического образования помогает всестороннему восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей, объективно повышает роль фундаментальной подготовки руководителей и профессионалов разного уровня в иерархии управления государственных и негосударственных структур.

     Всеобщность рыночных принципов предполагает экономическую  оценку или обоснование любых  действий в обществе. Это означает, что существует своеобразная рыночная атмосфера формирования человека на всем образовательном пути: семья – школа – университет – работа. Важно, чтобы деформация рыночных преобразований в России не привела к деформации экономического образования. 

2.3. Основы  преподавания экономической теории  и экономической политики 

     Ключевым  звеном экономического образования является освоение экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и рекомендаций экономической теории.

     Современная экономическая теория – не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к преподаванию позволяет рассчитывать на наиболее эффективное воздействие экономического образования на реальную экономическую политику.

     Опыт  реальной экономической политики в  зарубежных странах и в России за длительный исторический период свидетельствует о том, что наибольшая результативность достигается тогда, когда политика опирается не на одну научную школу или направление, а на их сочетание. Подобное сочетание различно и зависит от конкретной страны и политической ориентации правительства. Одним из объяснений такой ситуации выступает факт развития смешанной экономики во всех развитых странах.

     Кризисные явления в мировом хозяйстве  в 1997-1999 годы вынудили международные экономические организации искать решение многочисленных проблем также в сочетании различных теоретических подходов и взглядов. Всеобщность рыночных отношений в мире и все большее развитие глобализации объективно повышают роль экономической науки в формировании национальной и международной экономической политики.

     Университетское экономическое образование по своему содержанию и форме позволяет в наибольшей мере быть готовым к современным вызовам на различных уровнях хозяйствования – корпоративном, национальном, международном.

2.4. Роль  математики в экономическом образовании

 

     Сегодня никого не следует убеждать в необходимости активного изучения и применения математики в экономическом образовании. Без математики не может обойтись фактически ни одна наука. Однако есть различия между математикой как одним из методов исследования в экономической теории и математикой как самостоятельной частью экономического образования вообще.

     В экономической теории имеют место  различного рода абстракции – аналитические и математические. Первые позволяют давать качественные характеристики объекта анализа, вторые – больше связаны с количественными параметрами. Преобладание одних или других не дает полной картины, и только использование в необходимой мере обеих раскрывает экономическое явление в системном виде.

     Экономика не развивается по шаблонам, хотя в  хозяйственных процессах обнаруживается немало закономерностей, тенденций, существуют объективные экономические законы. Научные предпосылки анализа всегда в той или иной мере ограничивают объект исследования. Без подобных предпосылок не обходится ни одна модель, ни одна формула или функция. Важно осознавать эти ограничения математического подхода и не абсолютизировать его эффективность.

Информация о работе Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе