Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:39, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – изучить педагогические и психологические основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1.Основы методики преподавания…………………………………….. 4
1.1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента………
1.2.Сущность и содержание методики преподавания………………… 4
1.3. Предмет методики………………………………………………….. 6
1.4. Сущность и место лекции в учебном процессе …………………... 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий….. 12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы
студентов……………………………………………………………… 15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном
процессе……………………………………………………………… 17
2. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе………… 20
2.1. Современная система высшего экономического образования….. 21
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика…………. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории……………………. 22
2.4. Роль математики в экономическом образовании…………………. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация…………………. 24
Заключение………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Педагогика и психология_.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Изучение  математических дисциплин организует мышление, способствует развитию четкости и лаконичности в изложении доводов и аргументов, дисциплинирует научные исследования и создает необходимую базу для понимания и сопоставления исследовательских работ и учебных дисциплин разных стран. Язык математики – это, образно говоря, язык музыки, которые могут в большинстве случаев понимать все без переводчика. Проблема состоит в том, чтобы отобрать те математические дисциплины, которые более всего необходимы как экономистам-теоретикам, так и экономистам-практикам.

2. 5. Фундаментальная  подготовка и специализация

 

     Фундаментальность университетского экономического образования  не исключает, а, наоборот, предполагает определенную специализацию студентов. Подобно тому, как в экономике продолжают образовываться новые отрасли, в системе экономических наук возникают новые отраслевые направления. Есть также специализация по страновым признакам и функциям тех или иных сегментов рыночного механизма.

     Фундаментальность подготовки обеспечивается по всей вертикали обучения, а не означает изучение базовых дисциплин только на начальных курсах. В известном смысле оптимальному соотношению фундаментальной и специальной подготовки способствует трехуровневая система: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Три уровня подготовки в экономическом образовании отвечают самым разным требованиям рыночной экономики.

     Бакалавриат дает базовую подготовку самому массовому  кругу экономистов. На этом уровне подготовки специализация может происходить как по отраслевому принципу, так и по степени освоения и использования математических методов анализа экономики. При этом важно, чтобы было найдено оптимальное соотношение обязательных курсов и курсов по выбору. Не всегда обилие курсов по выбору дает наилучший результат. В свою очередь “усреднение” математики для всех студентов бакалавриата не позволяет иметь выпускников с углубленной математической подготовкой.

     Продолжение фундаментальной подготовки в магистратуре уже напрямую связывается с целевой специализацией, закрепленной магистерской программой. На этом уровне обеспечивается специализация и по базовым дисциплинам. Тем самым создается возможность готовить магистров-экономистов-аналитиков не для страны или хозяйства в целом, а для отдельных сфер деятельности в соответствие с прогнозным рыночным спросом на профессионалов такого уровня.

     Выпускник магистратуры при поступлении в  аспирантуру углубляет свою специализацию  уже в сфере научных исследований. Спрос на профессионалов такого рода имеет штучный характер в рыночной экономике. Только прочная и всесторонняя фундаментальная подготовка позволяет аспирантам сделать действительно актуальное и глубокое кандидатское исследование. Это обеспечивается специальной программой работы с аспирантами на факультете и кафедрах.

     Подготовка  бакалавров и магистров имеет  еще и международный аспект. Если исходить из всемирного распространения  рыночных принципов, а также из целевой  задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то общей системой такого образования выступает именно двухзвенная подготовка: бакалавр-магистр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
 

     Подводя итог проделанной работе можно сделать  следующие основные выводы о системе  высшего экономического образования  в Российской Федерации и методике преподавания экономических дисциплин.

  1. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.
  2. Методика – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).
  3. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.
  4. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание.
  5. Практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.

   7. Растет роль самостоятельной  работы в системе высшего образования.  Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

    8. Качественная организация контроля  – залог стимулирования студента  на получение необходимых знаний. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Андреев Е. Г. Педагогика в работе лектора. М., 1994.
  2. Баранов С. П., Принципы обучения. М., 1995.
  3. Бруннер Д. Процесс обучения. Пер. с нем. М., 1992.
  4. Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1991.
  5. Зотов И. С. Некоторые вопросы методики чтения лекции по общественным наукам в вузе. М., 1991.
  6. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. М., 1994.
  7. Кожевников К. П. Методика подготовки лекции. Киев, 1998.
  8. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. СПб. 1991.
  9. Методика преподавания общественных наук. / Под ред. С. Г. Луконина, В. В. Серебрянникова. М., 1995.
  10. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зазюна. М., 1999.
  11. Савельев В. П., Туляков Ю. Т. Самостоятельная работа — важная составная часть учебного процесса. Симферополь, 1993.
  12. Совершенствование форм и методов преподавания экономической теории. / Под ред. М. М. Макаренко. М. 1996.

    14. Туляков  Ю. Т. Основы методики преподавания  экономических дисциплин. Симферополь, 1998.

Информация о работе Сущность процесса обучения и психологические особенности преподавания экономических наук в высшей школе