Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 17:29, курсовая работа
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.
Глава 1. Психологические аспекты темперамента как составляющего элемента личности руководителя.
.Понятие, характеристика темперамента и его особенностей.
. значения темперамента в управленческой деятельности.
Глава 2 . Анализ темперамента и стиля руководства в деятельности менеджера.
2.1.Соотношение темперамента и стиля руководства..
2.2. Пути повышения эффективности деятельности в зависимости от темперамента руководителя и применяемого им стиля руководства.
Флегматик незаменим в стрессовых ситуациях. Когда другие поддаются панике или отчаянию, флегматики способны неторопливо и без паники проанализировать ситуацию и выбрать правильную стратегию поведения.
Лидерами в коллективе бывают редко. С подчиненными-флегматиками необходимо постоянно держать активный контакт привлекать их к деятельности, заинтересовывать, поощрять их инициативу. Иногда, для того, чтобы "оживить" флегматика, полезно организовать совместное дело и "подключить" к нему сангвиника или меланхолика. 21
3.1. Профессиональный стиль подчиненного-флегматика. Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.
Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.
Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.
Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно ничего не получится. Холерик будет торопиться и делать ошибки, флегматик — медленно, но тщательно выполнять. Искусство управления состоит в том, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании.
Флегматика, который
нередко бывает «человеком процесса»,
нужно контролировать и стимулировать
к получению конкретного
Сдержанные и спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.20
3.2. Мотиваторы для подчиненного-флегматика:
Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость компании на рынке.
Высокий заработок для флегматика — не главное: ему важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек.
Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флегматика — сильный мотиватор.
Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного обеденного перерыва — мотиваторы для флегматика.
Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта — мотиваторы.
Уважение со стороны руководителя — мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника.
Меланхолик эмоционален, не способен длительное время переносить нервные перегрузки, речь и движения у него медлительные, плавные. Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе - низкая, он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходимы постоянная эмоциональная поддержка, регулярный отдых.
В коллективе меланхолики находятся часто в позиции ведомых, они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов, теряются от неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны их преувеличивать.
Однако у меланхоликов
есть и некоторые преимущества перед
сангвиниками. Так, если вы идете на
ответственную встречу и
Меланхолик - чувствительный человек, тонкий, наблюдательный, способный заметить такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть или хотя бы завуалировать. Используйте это ценное качество своего подчиненного!
Примите во внимание также и то, что именно среди подчиненных-меланхоликов вы можете ожидать поддержки при обсуждении новой, нетрадиционной и на первый взгляд неожиданной идеи, авторской программы. Если работник-сангвиник прагматик и не всегда может оценить планы завтрашнего дня, то меланхолик, с присущим ему воображением и фантазией, может не только хорошо понять вас, но и дополнить ваши размышления новыми деталями, аргументами.
С подчиненными-меланхоликами нельзя говорить резко, с иронией и насмешкой, им следует оказывать особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те моменты в работе, в которых такой сотрудник был решительным, инициативным. Нежелательно поручать меланхоликам задания, выполнение которых требует частого общения с людьми. На опасных и ответственных работах использовать меланхоликов нельзя.
И последнее. Меланхолика вы никогда полностью не заинтересуете только материальными благами. Ему важно иметь хорошие отношения с начальством, он ценит спокойную обстановку и отсутствие конфликтов. Если же на работе складываются напряженные отношения, меланхолик подаст заявление об уходе и уйдет к руководителю, который платит мало, но работать у него спокойно и приятно.
Не объединяйте
усилия сангвиников и меланхоликов.
Первые будут недовольны недостатком
энергии и деловитости у
4.1. Профессиональный
стиль подчиненного-
Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить. Меланхолик — хороший эмоциональный «барометр» в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами.
Если подчиненного, имеющего меланхолический темперамент, уважают коллеги, он становится миротворцем между конкурирующими лидерами и группировками. Он будет всех понимать и всем сочувствовать, сохраняя примиренческую позицию. В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, потому что боится ошибок. Рискованный и амбициозный проект — не для него. Меланхолик лучше выполняет привычные функции в рамках своего образования и опыта.
Хорошо работает на должностях, связанных с поддерживающим общением: HR-менеджера, работника отдела кадров. Но в тех подразделениях, где общение связано с активностью и умением убеждать, меланхолик будет работать старательно, но с большим напряжением сил. Например, занимаясь продажами в реальном общении или по телефону, он быстро переутомляется и «выгорает».
У меланхолика нередко развиты креативные способности, поэтому он может быть хорошим сотрудником отделов рекламы, маркетинга и дизайна
4.2. Мотиваторы для подчиненного-меланхолика:
Если непосредственный начальник ценит и уважает своего подчиненного-меланхолика, он никогда не уйдет в другую компанию. При позитивных отношениях с руководством меланхолик — преданный и стабильный сотрудник. Такой подчиненный ждет похвалы за хорошие результаты. Итак, поддержка со стороны руководителя — важнейший мотиватор для меланхолика.
Если руководитель несправедливо накричал на меланхолика, он будет долго и тяжело это переживать. Несправедливая критика — серьезный демотиватор для меланхолика. Особенно этого нельзя делать публично, на совещании, в присутствии других сотрудников.
Позитивная атмосфера в компании и подразделении — тоже важные мотиваторы для меланхолика. Хорошие, добрые отношения с коллегами — обязательное условие для его эффективной работы. Он нередко говорит так: «Меня приглашают в другую компанию и предлагают высокую заработную плату, но я не буду увольняться. Здесь меня ценят и уважают, а на новом месте еще непонятно, как сложатся отношения с руководством и сотрудниками».
Конечно, если в компании или подразделении имеется повышенный конфликтный фон, меланхолик одним из первых перейдет в другую организацию, даже на меньшую зарплату.
Меланхолику необходим регулярный отдых, поэтому хорошим мотиватором для него может выступить возможность отдыхать пусть и несколько дней, но два-три раза в год.
Поскольку меланхолик нередко является ипохондриком, медицинская страховка для него — серьезный мотиватор.
Стабильная работа
— важный мотиватор для меланхолика.
Разумеется, нестабильность и угроза
увольнения «подпитывают» его страхи,
и только по причине внутреннего перенапряжения
он может перейти в другую компанию, которая
кажется ему более устойчивой.20
Таким образом
можно сделать вывод, что каждый
работник индивидуален и к каждому
нужен свой подход. Строить манеру
поведения нужно учитывая свойства и особенности
темперамента подчиненного. Лишь в
этом случае можно добиться эффективного
выполнения поставленной задачи.
2.1. Соотношение темперамента и стиля руководства..
На выбор стиля
руководства менеджера
1.1Управленческий
стиль руководителя-холерика. Такой
руководитель нередко имеет
Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики — конкурентные люди.
Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками.
Вообще руководителя-холерика можно «вычислить» сразу же, как только войдешь в офис. Если все сотрудники бегают с напряженными лицами и с рабочими папками в руках, боясь потерять даже минуту рабочего времени, скорее всего, в кабинете сидит холерик. Он, как динамо-машина, «накручивает» и «ускоряет» сотрудников, задавая им высокий темп работы.
2.1. Управленческий стиль руководителя-флегматика. Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем. Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепоручать. Если нужно взять ответственность на себя, может стать директивным и властным. С молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но справедливый.
Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости занимает позицию «теневого» лидера, хотя личного стремления к лидерству не имеет. Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают. Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции.
Информация о работе Темперамент, его значение в деятельности менеджера