Темперамент, его значение в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.

Содержание

Глава 1. Психологические аспекты темперамента как составляющего элемента личности руководителя.

.Понятие, характеристика темперамента и его особенностей.
. значения темперамента в управленческой деятельности.
Глава 2 . Анализ темперамента и стиля руководства в деятельности менеджера.

2.1.Соотношение темперамента и стиля руководства..

2.2. Пути повышения эффективности деятельности в зависимости от темперамента руководителя и применяемого им стиля руководства.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Темперамент менеджера.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Флегматик незаменим в стрессовых ситуациях. Когда другие поддаются панике или отчаянию, флегматики способны неторопливо и без паники проанализировать ситуацию и выбрать правильную стратегию поведения.

Лидерами в  коллективе бывают редко. С подчиненными-флегматиками необходимо постоянно держать активный контакт привлекать их к деятельности, заинтересовывать, поощрять их инициативу. Иногда, для того, чтобы "оживить" флегматика, полезно организовать совместное дело и "подключить" к нему сангвиника или меланхолика. 21

3.1. Профессиональный стиль подчиненного-флегматика. Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник — хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и  основательность. Он хорошо будет справляться  с задачами по анализу большого массива  информации, выполнять одинаковые и  рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.

Ему нужно предоставлять  достаточно времени для понимания  задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где  необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.

Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно ничего не получится. Холерик  будет торопиться и делать ошибки, флегматик — медленно, но тщательно  выполнять. Искусство управления состоит  в том, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании.

Флегматика, который  нередко бывает «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать  к получению конкретного результата. Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об этом! Уже 14-15 марта вы получите новое задание». Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче.

Сдержанные и  спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.20

3.2. Мотиваторы  для подчиненного-флегматика:

Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость компании на рынке.

Высокий заработок  для флегматика — не главное: ему  важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек.

Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции  флегматика — сильный мотиватор.

Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее  место и наличие фиксированного обеденного перерыва — мотиваторы для флегматика.

Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта — мотиваторы.

Уважение со стороны руководителя — мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника.

Меланхолик эмоционален, не способен длительное время переносить нервные перегрузки, речь и движения у него медлительные, плавные. Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе - низкая, он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходимы постоянная эмоциональная поддержка, регулярный отдых.

В коллективе меланхолики  находятся часто в позиции  ведомых, они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов, теряются от неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны  их преувеличивать.

Однако у меланхоликов есть и некоторые преимущества перед  сангвиниками. Так, если вы идете на ответственную встречу и недостаточно уверены в своем знании психологических  особенностей вашего партнера, пригласите с собой на деловую встречу  подчиненного-меланхолика. Пусть на обсуждении он ничего не говорит, не вступает в беседу, а только наблюдает за процессом беседы. После делового раунда спросите его мнение насчет характера и привычек вашего собеседника. Вы получите исчерпывающую информацию о том, какой тип характера у вашего делового партнера, какие у него привычки, как он строит беседу и разрабатывает тактику. Вы получите также полезные и разумные советы, как вести себя, чтобы добиться успеха в деловых отношениях с этим человеком.

Меланхолик - чувствительный человек, тонкий, наблюдательный, способный заметить такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть или хотя бы завуалировать. Используйте это ценное качество своего подчиненного!

Примите во внимание также и то, что именно среди  подчиненных-меланхоликов вы можете ожидать поддержки при обсуждении новой, нетрадиционной и на первый взгляд неожиданной идеи, авторской программы. Если работник-сангвиник прагматик и не всегда может оценить планы завтрашнего дня, то меланхолик, с присущим ему воображением и фантазией, может не только хорошо понять вас, но и дополнить ваши размышления новыми деталями, аргументами.

С подчиненными-меланхоликами  нельзя говорить резко, с иронией  и насмешкой, им следует оказывать  особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те моменты в работе, в которых такой сотрудник был решительным, инициативным. Нежелательно поручать меланхоликам задания, выполнение которых требует частого общения с людьми. На опасных и ответственных работах использовать меланхоликов нельзя.

И последнее. Меланхолика  вы никогда полностью не заинтересуете  только материальными благами. Ему  важно иметь хорошие отношения  с начальством, он ценит спокойную  обстановку и отсутствие конфликтов. Если же на работе складываются напряженные  отношения, меланхолик подаст заявление об уходе и уйдет к руководителю, который платит мало, но работать у него спокойно и приятно.

Не объединяйте  усилия сангвиников и меланхоликов. Первые будут недовольны недостатком  энергии и деловитости у меланхоликов, а вторые - чувствовать подавленность, неверие в себя.21

4.1. Профессиональный  стиль подчиненного-меланхолика.  Меланхолик-подчиненный всегда занимает  ведомую позицию. Он никогда  не станет неформальным лидером,  критикующим своего руководителя. Меланхолику комфортно быть ведомым: меньше ответственности. Меланхолик нуждается в поддержке. Бывает, он приходит к руководителю только для душевного разговора, особенно тогда, когда принимает жизненно важные решения. Нередко подчиненные-меланхолики становятся для сильного и энергичного руководителя «взрослыми детьми». Он советует им, как делать ремонт, куда поехать отдыхать, как одеваться и т. п. Они внимательно прислушиваются к его советам.

Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить. Меланхолик — хороший эмоциональный «барометр» в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами.

Если подчиненного, имеющего меланхолический темперамент, уважают коллеги, он становится миротворцем  между конкурирующими лидерами и  группировками. Он будет всех понимать и всем сочувствовать, сохраняя примиренческую позицию. В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, потому что боится ошибок. Рискованный и амбициозный проект — не для него. Меланхолик лучше выполняет привычные функции в рамках своего образования и опыта.

Хорошо работает на должностях, связанных с поддерживающим общением: HR-менеджера, работника отдела кадров. Но в тех подразделениях, где общение связано с активностью и умением убеждать, меланхолик будет работать старательно, но с большим напряжением сил. Например, занимаясь продажами в реальном общении или по телефону, он быстро переутомляется и «выгорает».

У меланхолика  нередко развиты креативные способности, поэтому он может быть хорошим  сотрудником отделов рекламы, маркетинга и дизайна

4.2. Мотиваторы  для подчиненного-меланхолика:

Если непосредственный начальник ценит и уважает своего подчиненного-меланхолика, он никогда не уйдет в другую компанию. При позитивных отношениях с руководством меланхолик — преданный и стабильный сотрудник. Такой подчиненный ждет похвалы за хорошие результаты. Итак, поддержка со стороны руководителя — важнейший мотиватор для меланхолика.

Если руководитель несправедливо накричал на меланхолика, он будет долго и тяжело это  переживать. Несправедливая критика  — серьезный демотиватор для  меланхолика. Особенно этого нельзя делать публично, на совещании, в присутствии других сотрудников.

Позитивная атмосфера  в компании и подразделении —  тоже важные мотиваторы для меланхолика. Хорошие, добрые отношения с коллегами  — обязательное условие для его  эффективной работы. Он нередко говорит так: «Меня приглашают в другую компанию и предлагают высокую заработную плату, но я не буду увольняться. Здесь меня ценят и уважают, а на новом месте еще непонятно, как сложатся отношения с руководством и сотрудниками».

Конечно, если в  компании или подразделении имеется повышенный конфликтный фон, меланхолик одним из первых перейдет в другую организацию, даже на меньшую зарплату.

Меланхолику необходим  регулярный отдых, поэтому хорошим  мотиватором для него может выступить  возможность отдыхать пусть и  несколько дней, но два-три раза в год.

Поскольку меланхолик нередко является ипохондриком, медицинская  страховка для него — серьезный  мотиватор.

Стабильная работа — важный мотиватор для меланхолика. Разумеется, нестабильность и угроза увольнения «подпитывают» его страхи, и только по причине внутреннего перенапряжения он может перейти в другую компанию, которая кажется ему более устойчивой.20 

Таким образом  можно сделать вывод, что каждый работник индивидуален и к каждому  нужен свой подход. Строить манеру поведения нужно учитывая свойства и особенности темперамента подчиненного. Лишь  в этом случае можно добиться эффективного выполнения поставленной задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Соотношение темперамента и стиля руководства..

На выбор стиля  руководства менеджера немаловажное значение оказывает его темперамент. Рассмотрим соотношение стиля  руководства с темпераментом рководителя.

1.1Управленческий  стиль руководителя-холерика. Такой  руководитель нередко имеет директивный  стиль управления с высоким  контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного. Руководителю-холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.

Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой  мотивацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой  же преданности по отношению к  работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики — конкурентные люди.

Он работает в высоком темпе, напряженно и  интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится  к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками.

Вообще руководителя-холерика можно «вычислить» сразу же, как  только войдешь в офис. Если все сотрудники бегают с напряженными лицами и с рабочими папками в руках, боясь потерять даже минуту рабочего времени, скорее всего, в кабинете сидит холерик. Он, как динамо-машина, «накручивает» и «ускоряет» сотрудников, задавая им высокий темп работы.

2.1. Управленческий стиль руководителя-флегматика. Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем. Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепоручать. Если нужно взять ответственность на себя, может стать директивным и властным. С молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но справедливый.

Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости занимает позицию «теневого» лидера, хотя личного стремления к лидерству не имеет. Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают. Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции.

Информация о работе Темперамент, его значение в деятельности менеджера