Темперамент, его значение в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.

Содержание

Глава 1. Психологические аспекты темперамента как составляющего элемента личности руководителя.

.Понятие, характеристика темперамента и его особенностей.
. значения темперамента в управленческой деятельности.
Глава 2 . Анализ темперамента и стиля руководства в деятельности менеджера.

2.1.Соотношение темперамента и стиля руководства..

2.2. Пути повышения эффективности деятельности в зависимости от темперамента руководителя и применяемого им стиля руководства.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Темперамент менеджера.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

На совещании, если руководитель-флегматик выступает  с докладом или речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты просматривает от первой до последней страницы. Может проявить раздражение за плохое оформление документов.

2.2. Профессиональный  стиль подчиненного-флегматика. Про  такого подчиненного говорят:  «Человек и работник — хороший,  обязательный и ответственный,  но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и  основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.

Ему нужно предоставлять  достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.

Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно ничего не получится. Холерик  будет торопиться и делать ошибки, флегматик — медленно, но тщательно выполнять. Искусство управления состоит в том, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании. 

Флегматика, который  нередко бывает «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата. Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об этом! Уже 14-15 марта вы получите новое задание». Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче. 

Сдержанные и  спокойные флегматики — ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры»  и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.

3.1. Управленческий  стиль руководителя-меланхолика.  На управленческой работе меланхолики встречаются редко. Даже если они имеют такой природный темперамент, то научились себя «маскировать». Внешне это никак не проявляется или проявляется почти незаметно. «Маскировка» — это внешний контроль над своими переживаниями. Человек внешне — решительный, сдержанный и уверенный в себе. Однако после работы, дома в общении с близкими он может дать волю своим эмоциям: жаловаться на судьбу, жалеть себя и т. п. 

Если такой  человек работает начальником, обычно он бережно относится к своим  подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет. По себе он хорошо знает, как болезненно переживают подчиненные такое якобы «управление» при помощи крика. Как любой человек, меланхолик имеет уязвимые стороны. Это высокая утомляемость (о чем мы уже говорили) и опасность неосознанно попасть под влияние подчиненного или неформального лидера-манипулятора.

3.1. Профессиональный  стиль подчиненного-меланхолика.  Меланхолик-подчиненный всегда занимает  ведомую позицию. Он никогда  не станет неформальным лидером,  критикующим своего руководителя. Меланхолику комфортно быть ведомым: меньше ответственности. Меланхолик нуждается в поддержке. Бывает, он приходит к руководителю только для душевного разговора, особенно тогда, когда принимает жизненно важные решения. Нередко подчиненные-меланхолики становятся для сильного и энергичного руководителя «взрослыми детьми». Он советует им, как делать ремонт, куда поехать отдыхать, как одеваться и т. п. Они внимательно прислушиваются к его советам. 

Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить. Меланхолик — хороший эмоциональный «барометр» в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами. 

Если подчиненного, имеющего меланхолический темперамент, уважают коллеги, он становится миротворцем  между конкурирующими лидерами и  группировками. Он будет всех понимать и всем сочувствовать, сохраняя примиренческую позицию. В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, потому что боится ошибок. Рискованный и амбициозный проект — не для него. Меланхолик лучше выполняет привычные функции в рамках своего образования и опыта. 

Хорошо работает на должностях, связанных с поддерживающим общением: HR-менеджера, работника отдела кадров. Но в тех подразделениях, где общение связано с активностью  и умением убеждать, меланхолик будет  работать старательно, но с большим  напряжением сил. Например, занимаясь продажами в реальном общении или по телефону, он быстро переутомляется и «выгорает». 

У меланхолика  нередко развиты креативные способности, поэтому он может быть хорошим  сотрудником отделов рекламы, маркетинга и дизайна

4.1. Управленческий стиль руководителя-сангвиника. Сангвиник — хороший профессионал и руководитель, реализующий объективный стиль управления. Если подчиненный работает нормально, начальник-сангвиник будет считать его хорошим человеком и полезным сотрудником. Если подчиненный работает плохо, нарушает дисциплину и скандалит, для руководителя сангвиника он будет плохим человеком и вредным для компании сотрудником.

Известно также, что сангвиник способен к ситуативному стилю управления. Он может быть директивным и жестким в конфликтных и экстремальных условиях, мягким и дипломатичным в общении с креативщиками. Он способен не подчеркивать своего должностного статуса во взаимодействии с сильным и опытным подчиненным-профессионалом или уйти на дистанцию, если ситуация не требует контроля.

Сангвиник хорошо и технично делегирует задачи подчиненным, всегда сохраняя свою управленческую позицию. Он вообще интересуется технологиями. Он будет увлеченно проигрывать  кейсы на тренингах продаж и на управленческих тренингах. Сангвиник  любит учиться, но не отвлеченным предметам, а практическим, близким к его работе. Ему нравится развивать конкретные навыки и сразу же применять их в работе.

Руководитель-сангвиник  может иметь дружеские отношения  на работе, но всегда помнит о рабочих  целях. Он первым скажет: «Дружба — дружбой, а служба — службой». Эмоциональная независимость линейного руководителя-сангвиника не превращается в неумение подчиняться высшему руководству. Сангвиник всегда помнит об иерархии, успешно выполняя свои управленческие обязанности, легко подчиняется ведущему топ-менеджеру.

4.1. Профессиональный  стиль подчиненного-сангвиника. Подчиненный-сангвиник  мало отличается от руководителя  с таким же темпераментом. Он  такой же работоспособный и  выносливый. Сдержан и деловит,  стремится к высокой компетентности в своем деле. Отношения с коллегами — дружеские, но без лишней фамильярности. Бывает «толстокожим»: любит подшучивать над сослуживцами, не задумываясь, приятно им это или нет.

Участвует в  корпоративных вечеринках, веселится, но вовремя уходит домой. Предпочитает здоровый образ жизни, занимается спортом. Сангвиник дисциплинирован, приходит на работу вовремя и уходит домой не особенно поздно. Стремится хорошо организовать рабочее время. Работает с самоотдачей, но без лишней нервозности и суетливости.

К компании эмоционально не привыкает. Если на работе не чувствует  перспективы в повышении заработной платы, легко переходит на новое  место работы. 

Критику со стороны  руководителя воспринимает конструктивно, стремится исправить ошибку и  улучшить свои показатели. Сангвиника можно ставить на участки работы, где требуется высокая интенсивность. Он хорошо общается с большим количеством разных людей, не «перегорает» и не переутомляется. Способен работать в стрессовых условиях, сохраняя самообладание и контроль. 

Ему нравится все  новое, поэтому он с удовольствием  берется за новый проект. Его необходимо контролировать: после этапа увлечения  наступает период спада мотивации  и даже равнодушия. В это время  сангвиник может переключиться  на новое дело, еще не завершив начатого проекта. 

Сангвиник —  хороший стратег и политик. Часто  бывает неформальным деловым лидером  в команде, но всегда поддерживает официального руководителя, не составляя ему конкуренцию. Сангвиник ждет своего часа. Но долго  ждать он не будет: если в другой компании ему предложат лучшие карьерные перспективы, он уволится.

http://www.elitarium.ru/2007/07/27/tipy_temperamenta.html 

На основании  вышеизложенных данных можно сделать  вывод ,что руководители, обладающие различными типами темперамента выбирают различную манеру поведения  и управления.

Также рассматриваются  особенности темперамента подчиненных, к какому виду работы больше склонен  обладатель каждого из типов темперамента, рекомендации по руководству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Пути  повышения эффективности деятельности в зависимости от темперамента  руководителя  и применяемого стиля руководства

Стиль руководства  оказывает большое влияние на эффективность деятельности подчиненных  и организации в целом.  

Применяемый стиль  руководства напрямую будет зависеть от темперамента руководителя. Рассмотрим какие стили руководства присущи руководителям с различными типами темперамента и что является мотивирующим фактором для кажого из них.

Холерик — открытый, прямой и общительный человек, с  активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Часто — максималист в оценках людей и событий, особенно в молодые годы.

1.2. Мотиваторы  для руководителя-холерика:

Линейного менеджера  с таким темпераментом отличает стремление к вертикальной карьере, его мотивируют условия для карьерного роста в компании.

Предпочитает  свободу и самостоятельность, давление и контроль со стороны топ-менеджера  окажутся для него демотиваторами.

Его мотивирует интересная работа с высокой интенсивностью, любит работать с полной самоотдачей  и драйвом.

Привлекает креативная работа, в которой нужно принимать  нестандартные решения.

Ему нравится профессиональная конкуренция с руководителями такого же уровня, и он провоцирует ее, «заводя» себя и других.

Он любит ставить  высокие, амбициозные цели и достигать  их, может разумно рисковать, успех  для такого руководителя — сильный  мотиватор.

Застой и «болото» в компании будут для него демотиваторами.

Мотиватором для  него выступает также сплоченная команда единомышленников, в которой  «один — за всех и все —  за одного».

2. Флегматик

Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим за свою резкость и несдержанность, то флегматика любят все. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия.

Флегматик —  медленный человек. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение. Иногда его называют человеком «ждите ответа». Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство. 

Внешне нередко  — плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть. Неравнодушен к жизненным удовольствиям, предпочитает пассивный отдых. Хорошо восстанавливается в уединении.

Это вдумчивый  и основательный человек. Надежный друг и партнер. Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет самообладание и ясную  голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий. Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на всю жизнь.

Флегматик не имеет  склонности к лидерству. Может работать и в команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как  ведомый (подчиненный), либо как независимый  эксперт. Однако если его назначают руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим подчиненным.

Не любит инноваций. Консервативный. К новому привыкает  долго, нередко — мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия  и монотонности. Там, где нужны  выдержка, терпение и усидчивость, — ищите флегматика.

Информация о работе Темперамент, его значение в деятельности менеджера