Теоретические основы и методы гештальт - терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание

В настоящий момент существуют десятки различных психотерапевтических школ и направлений. Каждая предлагает свой взгляд на природу человека и его проблем, предлагает оригинальны способы их решения. Одним из самых популярных направлений является гештальт-терапия. Родившись и сформировавшись примерно в середине прошлого века, гештальт-подход быстро обрел популярность во всем мире, в т.ч. и России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. История создания гештальттерапии………………………………………… …3
2. Основные положения теории Ф. Перлза.… ……………………………………7
3. Основные понятия теории гештальт-терапии и ее цели ……………………….. 9
4. Гештальт - группы в групповой терапии………………………………………11
5. Техники и методики гештальттерапии.……………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психотерапии.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский  государственный педагогический университет 

им. И. Я. Яковлева»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Психотерапия»

на  тему: «Теоретические основы и методы гештальт - терапии»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Журавлева Нина Петровна

студентка 4 курса ППФ

заочного отделения  группы АП

зачетная книжка № 09023

Научный руководитель:

доцент, кандидат пед.наук 

                                                                             Горбунова Татьяна Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. История создания гештальттерапии………………………………………… …3

2. Основные положения теории Ф. Перлза.… ……………………………………7

3. Основные понятия  теории гештальт-терапии и ее  цели ……………………….. 9

4. Гештальт - группы в групповой терапии………………………………………11

5. Техники  и методики гештальттерапии.……………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………32

Библиографический список……………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

      «Каждый человек появляется в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят - это все случается с тобой потому, что это ты притянул их сюда. 
И то, что ты сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам», - говорил Р. Бах.

      По моему мнению, эти слова отражают суть гештальт-подхода, потому что  только сам человек может быть хозяином своей жизни.

    В настоящий момент существуют десятки различных психотерапевтических школ и направлений. Каждая предлагает свой взгляд на природу человека и его проблем, предлагает оригинальны способы их решения. Одним из самых популярных направлений является гештальт-терапия. Родившись и сформировавшись примерно в середине прошлого века, гештальт-подход быстро обрел популярность во всем мире, в т.ч. и России.

     Причин для такой популярности несколько. Во-первых, гештальт-терапия способна оказывать помощь при широком спектре клиентских запросов - от внутренних конфликтов до семейных проблем, от эмоциональных расстройств до психосоматики. Во-вторых, гештальт-терапия обладает большим количеством эффективных техник, позволяющих получать конкретные результаты в достаточно быстрые сроки.

      Кроме того, можно отметить, что гештальттерапия стремится взаимодействовать с чем-то глубинным, подлинным в человеке. Обращая внимания клиента на настоящее, гештальт-терапевт возвращает человека к его истинной природе.

 

1. История создания гештальттерапии.

      Гештальт-психология (от нем. Gestalt - образ, структура) – это одно из наиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось как противоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений [3; 5; 7].

       Мысль о том, что целое не сводится к образующим его частям, оказалась очень древней. Она прослеживается в работах многих ученых, например психологов - эксперименталистов.

     Так понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий, опираясь на опыты Э. Маха, изучающего восприятие звуков и мелодий. Эренфельс выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

       В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М. Вертгеймера (1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа – гештальт-психология. В неё входили известные психологи В. Келер (1887-1967гг.) и К. Коффка (1886-1941гг.) [2; 6]

      При школе была создана экспериментальная лаборатория, где проводились опыты на животных. Изучались процессы восприятия и ощущения. В опытах М. Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы - это не комплексы ощущений. М. Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры - гештальты.

    Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются, исходя из сложного по своему функциональному значению в этом целом, Коффка писал, что одной из основных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств.

      Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Его нельзя описать перечислением элементов, оно должно рассматриваться как таковое. Непосредственный наивный опыт не дает отдельных красок, красочных точек, отдельных звуков, отдельных запахов, но представляет предметы, вещи, которые имеют краски, форму, они звучат, издают запахи.

Основные принципы, на которых базировался методологический подход гештальт-психологии – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии [4].

    Понятие психического поля было привнесено из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле.

     Изоморфность психических гештальтов - процессы, которые происходят к коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы. Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

     Гештальтисты предложили феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальт-психологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией, созданной в психологических сочинениях и лабораториях».

    Гештальтисты не учитывали то обстоятельство, что субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. С этим была связана недооценка гештальтистами личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. Исключением являлись исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

     Теория К. Левина сложилась под влиянием успехов точных наук, в частности, открытиями поля в физике и личным знакомством со школой гештальт-психологии и ее основателями. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных особенностей, а на изучении личности человека [7].

     В рамках гештальт-психологии К. Левин разработал «теория психологического поля». Смысл ее заключается в том, что «поле поведения» определяется напряжениями, возникающими при нарушении равновесия между человеком и средой. Эти отношения порождают физические и психические изменения, которые направлены на избавление от напряжения.[4] В рамках своей теории К.Левин указывал на следующие моменты:

1. организм и среда – одно целое;

2. каждый из окружающих человека предметов имеет определенный заряд – валентность;

3. для каждого человека эта валентность имеет свой знак;

4. воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности - энергетические заряды, вызывающие напряжение человека;

5. человек стремится к разрядке, потому незавершенные и незаконченные действия долго сохраняются в памяти, завершенные забываются быстрей;

6. мотивация создается не только биологическими, но и социальными потребностями;

    Так же впервые К.Левин указал на понятие «уровень притязаний». Группа по К.Левину – одно целое и существуют некие законы групповой динамики, а так же феномены лидерства и руководства.

     Подход К.Левина отличался двумя основными моментами:

1.    переход от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда» Человек и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

2.   в отличие от ранее существовавшей трактовки мотивации, как биологического побудителя, Левин показал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Тем самым мотивация получила психологический статус.

     Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX в. Она предложила новое понимание психического в человеке, оно заключалось в том, что существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур [3].

Основные законы гештальт-психологии

В исследованиях гештальт-психологов было открыто 114 психологических законов  восприятия, которые имеют физиологическую основу, т.е. обусловлены врожденными особенностями центральной нервной системы:

·          апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);

·          взаимодействие фигуры и фона;

·          целостность и структурность восприятия;

·          прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия);

·          константность восприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия);

·          феномен «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве);

·          феномен «замыкания» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры);

·          и т.д.

     На основании основных законов гешталь-психологии начала зарождаться гештальт-терапия.

      Основателем гештальт-терапии является Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальттерапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальттерапии».

     Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

     Также немалое влияние на Перлза оказали такие восточные духовно-философские системы, как даосизм и дзен-буддизм. Концентрация на «здесь и сейчас», отказ от интеллектуальных конструкция в пользу непосредственного осознавания опыта, являются основополагающими как для дзен-буддизма, так и для гештальт-терапии. Сам Перлз, по утверждениям его коллег, регулярно практиковал медитацию.

Зародившись в США, гештальт-терапия  быстро стала популярной, и вскоре распространилась и в Европе, особенно во Франции, Германии, Голландии. Последователи  Перлза, такие как К. Наранхо, П. Гудман и др. обогатили гештальт-подход собственными теоретическими и практическими идейми. В настоящий момент гештальт-терапия является одним из самых популярных направления психотерапии в мире.

Информация о работе Теоретические основы и методы гештальт - терапии