Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа
В настоящий момент существуют десятки различных психотерапевтических школ и направлений. Каждая предлагает свой взгляд на природу человека и его проблем, предлагает оригинальны способы их решения. Одним из самых популярных направлений является гештальт-терапия. Родившись и сформировавшись примерно в середине прошлого века, гештальт-подход быстро обрел популярность во всем мире, в т.ч. и России.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. История создания гештальттерапии………………………………………… …3
2. Основные положения теории Ф. Перлза.… ……………………………………7
3. Основные понятия теории гештальт-терапии и ее цели ……………………….. 9
4. Гештальт - группы в групповой терапии………………………………………11
5. Техники и методики гештальттерапии.……………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………….33
2. Основные положения теории Ф. Перлза.
Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии впервые применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз.(1893-1970) в 40-е годы ХХ века [1; 2]..
Гештальт-терапия появилась как своеобразный антипод психоанализу. При разработке идеологической базы гештальт-терапии Перлз попытался синтезировать некоторые постулаты экзистенциальной философии (экзистенциальный тупик, пустота, смерть и т.д.), а также телесноориентированной психотерапии Райха. Это соединение нашло свое выражение во взглядах Перлза на отсутствие пропасти между психической и физиологической деятельностью организма.
Постепенно Перлз пришел к пониманию человека, как части широкого поля жизнедеятельности, включающего в себя и организм и его среду. Перлз отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует.
Развитие этой точки зрения позволило ему создать оригинальную концепцию психического здоровья человека, в основе которой лежит его способность гибко, творчески контактировать со средой, и прерывать контакт с ней, когда это нужно, т.к. ритм контактирования и ухода от контакта определяется сменной актуальности потребностей индивида. В качестве модели смены потребностей Перле использовал закон фигуры и фона. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоне всего того, что есть в сознании. После ее удовлетворении (завершения гештальта), она уходит в фон, и ее место в качестве фигуры занимает новая актуальная потребность.
Одна из задач гештальт-терапии - используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.
Перлз опирался на два основных закона гештальт-психологии: целое доминирует над частями, и отдельные элементы объединяются в целое. В 1940-1950 он предпринял попытку приложить основные положения гештальт-психологии. к исследованию динамики личностных изменений, переформулировал некоторые из принципов гештальт-психологии применительно к психотерапии, создав новое эффективное психотерапевтическое направление – гештальт-терапия.
Результатом его размышлений стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии».
Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании (awareness) настоящего.
Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, как важнее, чем почему, составляют основу и этапы осознавания. Перлз ввел и развил понятие континуума осознавания. Поддержание континуума (непрерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень простым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.
Перлз так же говорил о внутренних противоположностях, которые не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. По мнению Перлза, эти противоположности не являются неприемлемыми, и, наоборот, помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюса своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем, осознавать самих себя. Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили название Нападающего и Защищающегося.
Здоровые люди, которые могут четко сформировать гештальт и провести грань между собственным Я и окружающей средой, на возникающие трудности реагируют адекватно.
При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Среди реакций, препятствующих росту личности, Перлз выделяет четыре основные: реакцию слияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.
При реакции слияния индивидуум не может дифференцировать себя от других, он не в состоянии четко определить, где оканчивается его Я и начинается Я другого человека. У таких людей граница собственного Я настолько размыта, что они с трудом отличают собственные чувства, мысли и желания от чужих. Слияние делает невозможным саморегулирующийся ритм контакта и отхода, что в свою очередь делает невозможным формирование гештальта. По своей сути реакция слияния - это невротический механизм избегания контакта.
Ретрофлексия означает «обращение назад на себя» (Perls, 1973). При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Если попытка удовлетворить свою потребность встречает сопротивление, то ретрофлексирующий индивидуум вместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет ее на себя. У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к себе как к постороннему объекту. Происходит разделение Я как субъекта и Я как объекта. Разделяя себя таким образом, ретрофлексирующий человек становится и субъектом и объектом своих действий. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае - на коррекцию собственных эмоций и поведения.
Интроекция - тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Я и средой переносится, перемещается вовнутрь Я. Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность.
Проекция противоположна интроекций. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону среды. Проекция - это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах.
Перлз считал, что каждый поступок - это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он совершается.
Таким образом, Ф. Перлз заложил основу современной гештальт-терапии. Фритц Перлз разрабатывал метод гештальт-терапии, прежде всего, для лечения неврозов и других болезненных нарушений, однако еще при его жизни гештальт-терапия вышла за рамки сугубо медицинской практики. Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем.
3. Основные
понятия теории гештальт-
С точки зрения гештальттерапии человек в каждый момент своей жизни существует в неком поле, состоящем из его прошлого опыта, представлений о самом себе, убеждений, ценностей, установок, надежд и страхов перед будущим, значимых взаимоотношений, карьеры, окружения, материальной собственности и культуры.
Гештальттерапия - это теория поля, поскольку она утверждает, что для понимания поведения человека нужно рассмотреть всю конфигурацию взаимоотношений в его жизни. Эта конфигурация включает в себя прошлый опыт человека, его убеждения и ценности, ожидания, желания и потребности, имеющиеся на данный момент, современный уклад жизни, определяемый его местом жительства, родственными отношениями и работой, и, наконец, ту непосредственную ситуацию, в которой он сейчас находится. Слово гештальт (от немецкого «очертание» или «форма») обозначает такую конфигурацию объединенных воедино частей.
Состояние каждого элемента поля частично определено его взаимодействием с другим элементом. Поле также включает в себя биологическое состояние человека в данный момент времени, его сиюминутные потребности и желания, а также непосредственную ситуацию (физическое окружение, присутствующих людей, происходящие события). Поведение и переживания будут в каждый данный момент определяться взаимодействием всех этих элементов. Поскольку в каком-то элементе данного поля всегда будут происходить определенные изменения, т.е. человек никогда не будет оставаться точно таким же, как прежде.
Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных, неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном, интеллектуальном. То, что происходит «здесь и теперь» - это полноценно протекающий опыт, который затрагивает организм во всей его целостности, а также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.
Целью гештальта не является оказание помощи клиенту в решении определенной проблемы, с которой он приходит к терапевту. Согласно гештальту, имеющаяся жалоба является просто симптомом того стиля жизни, который и представляет собой настоящую проблему. Гештальттерапия сконцентрирована на том, чтобы повысить способность человека поддерживать полный контакт и осознание происходящего и таким образом помочь ему обрести способность сделать эффективный выбор.
То, что гештальт подразумевает под «повышением осознания», не является достижением инсайта. Суть состоит в том, чтобы повысить способность клиента остаться центрированным на настоящем моменте и научиться осознавать его. По этой причине гештальттерапия является видом «бихевиорального экзистенциализма», поскольку цель ее заключается в активизации поведения клиента для поддержания полного контакта с собой и с ситуацией.
В результате гештальт представляет собой крайне субъективный вид психотерапии. Он протекает не так, как вербальные виды терапии, когда терапевт и клиент сидят и разговаривают о клиенте и его проблемах. Фактически некоторые гештальттерапевты рассматривают «разговоры» о проблемах как уход от сиюминутного непосредственного переживания и не позволяют этому произойти. Они считают, что разговор - это пелена, скрываемая переживания. Это не означает, однако, что все разговоры исключены. Желательно, чтобы клиенты выражали свои чувства по отношению к терапевту и другим участникам групповой терапии формулировали свое осознание. Однако, попытки сесть и поговорить о своем детстве или семейной жизни чаще всего пресекаются.
Не все гештальттерапевты запрещают разговоры о проблемах. Можно поддерживать беседу с клиентом до тех пор, пока она остается оживленной и энергичной и способствует установлению контакта между терапевтом и клиентом. Как известно, очень часто клиенты начинают свои истории со слов: «Я неудачник». Такой заголовок является абстрактным, интеллектуальным, глобальным заявлением, далеким от опыта. Когда же клиент начинает детализировать историю, он вступает в соприкосновение с конкретными переживаниями, которые привели его к такому глобальному заявлению. Это позволяет клиенту изменить развитие истории, в то время как сосредоточение на одном лишь заголовке никуда не приведет.
Основные цели гештальт - терапии это:
- повышение способности
человека поддерживать полный
контакт и осознание
- обучение клиента
формированию своей подлинной
самости, принятию собственных
Этими целями обусловлены основные методы гештальт - терапии: метод концентрации на настоящем («сейчас я осознаю»); метод «челночного движения» (от говорения к слушанию себя и обратно, помогающий понять взаимосвязи поведения); ролевые методы, включающие различные техники и позволяющие разрешению как внутренних, так и межличностных конфликтов (психодраматический, «горячий стул» и др.). Не придавая техникам большого значения, терапевты использует методы других направлений, способствующих достижению основных целей гештальт - терапии.
4. Гештальт - группы в групповой терапии.
Хотя гештальт - терапия считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма.
Современная групповая гештальт-терапия. исходит из предположения о том, что человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов [1]. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается [1; 2].
В современной групповой гештальт-терапии выделяют следующие понятия:
Незавершенный гештальт – это и есть проблема, а человек, находящийся «в проблеме» не способен осознать, а, следовательно, сделать правильный выбор, определить, какая из его потребностей доминирующая. Потому базовое понятие в современной гештальт-терапии – континуум осознания.
Континуум осознания в понимании современных гештальт-терапевтов - это свободно текущее формирование гештальта, при котором то, что представляет наибольший интерес для личности, отношения или группа, выходит на передний план, где с этим можно контактировать и справляться так, что затем оно может уйти на задний план и оставить передний план для следующего гештальта.
Информация о работе Теоретические основы и методы гештальт - терапии