Теоретические основы и методы гештальт - терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание

В настоящий момент существуют десятки различных психотерапевтических школ и направлений. Каждая предлагает свой взгляд на природу человека и его проблем, предлагает оригинальны способы их решения. Одним из самых популярных направлений является гештальт-терапия. Родившись и сформировавшись примерно в середине прошлого века, гештальт-подход быстро обрел популярность во всем мире, в т.ч. и России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. История создания гештальттерапии………………………………………… …3
2. Основные положения теории Ф. Перлза.… ……………………………………7
3. Основные понятия теории гештальт-терапии и ее цели ……………………….. 9
4. Гештальт - группы в групповой терапии………………………………………11
5. Техники и методики гештальттерапии.……………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психотерапии.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

 

5. Техники и методики гештальттерапии.

     Гештальт–методика имеет групповую (психосоциальную) и индивидуальную формы. Психосоциальная форма представляет собой соглашение между руководителем группы и членами группы, один из которых добровольно берет на себя роль пациента и располагается, к примеру, на "горячем стуле", рядом с руководителем. Все остальные наблюдают за этим процессом со стороны, ничего не комментируя, но с установкой поддержать усилия партнера. Их основная функция – функция наблюдателей. Важность ее заключается в том, что самоосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на "горячем стуле". Гештальт–методика полагает, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения. Помимо этого группа понимает, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания.

     Гештальт–методика важную роль отводит руководителю, поскольку от него зависит организация группового процесса взаимодействия. Он (руководитель) должен быть активной и сильной личностью, должен побуждать к самостоятельности и независимости членов группы.

    Основные понятия гештальт–методики.

    Гештальт–методика строится на основе нескольких концептов, чья сущность демонстрирует ее специфику. К таковым концептам относятся следующие понятия: "фигура и фон", "сосредоточенность на настоящем", "полярность", "защитные функции", "зрелость и ответственность". Несмотря на широкое разнообразие гештальт–методик данные концепты не утратили своей актуальности, обозначая суть гештальта как формы психологической работы с человеком.

  Основным понятием в гештальте является понятие "фигура и фон", а точнее то, как его составляющие соотносятся в человеческом восприятии. Гештальт–методика исходит из того, что наиболее значимые составляющие восприятия занимают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на задний план. Таким образом, по мнению Ф. Перлза, функционирует личность. Она представляет собой процесс смены одной формы восприятия другой (фигуру фоном и наоборот). Этот процесс подчиняется принципу саморегуляции. Люди в естественном состоянии поддерживают в себе динамическое равновесие посредством осознания возникающих потребностей (как внутренних, так и внешних) и удовлетворения их по мере появления. При возникновении какой–либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отступает на задний план. Например, некто в течение нескольких часов без перерыва готовится к выступлению на сцене. И вдруг приходит осознание, что пора перекусить. Происходит переключение, что меняет направление концентрации внимания, которое теперь сфокусировано на "пустом" животе. По этой причине сосредоточенность на предыдущем деле дается все труднее. В итоге занятия и вовсе отступают на задний план, потому что уже хочется не просто есть, а есть с "бешеным" аппетитом.

      Основной анализ в гештальт–методике строится на соотношении между фигурой и фоном. Личность человека свои процессы саморегуляции организма и психики организует через постоянное формирование и завершение фигур. Такие фигуры получили название гештальтов. Гештальт понимается как структура или конфигурация, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью. Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Нас привлекает в поле то, что имеет для нас значение, то, что нам интересно. В психосоциальном процессе (в группе) фигурой обычно считается чувство, которое нужно выразить. Такой фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение или любовь, и тогда другие аспекты существования отходят на задний план.

     Если потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение. В таком случае он отходит на задний план, уступая место новому гештальту. После того, как человек подкрепился, предстоящее выступление снова превращается в фигуру, и теперь можно вернуться к репетициям. Из такого чередования гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма. Правда, бывают исключения. Они встречаются тогда, когда удовлетворить потребность не удалось, а по этой причине гештальт не может быть завершен. Это случается, когда потребность не приобретает ясных очертаний фигуры. Тенденция к незавершенности может быть также связана с прошедшими событиями.

       Гештальт–методы помогают членам группы сделать отчетливой ту фигуру, которую составляют их чувства. Это позволяет осознать те чувства, которые не были четко выражены. В конце концов травмирующий гештальт завершается, и становится возможной работа над другими важными проблемами.

      Вторым важным понятием в гештальт–методике является понятие "сосредоточенность на настоящем". Функция образования ясных гештальтов, умение их завершать, связана с тем, насколько человек может осознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Умение концентрироваться на настоящем моменте является главным умением, на которое ориентируется гештальт–методика. Чтобы удовлетворять свои потребности, следует постоянно контактировать со своим внутренним миром и миром внешним. Внутренняя сторона воспринимаемого опыта состоит из процессов и событий, которые происходят в теле. Человек реагирует на собственные внутренние потребности. Внешняя сторона опыта включает события, которые осознаются как необработанные сенсорные сигналы. Информация, составляющая внутреннюю и внешнюю стороны опыта, не фильтруется и не интерпретируется.

      Также Ф. Перлз выделяет среднюю сторону, которую он характеризует как сферу фантазий. Сфера фантазий состоит из мыслей, фантазий, убеждений, установок и всего того, что поддается осмыслению и доступно рассудку. Понятно, что очень много информации мы получаем из средней сферы опыта, осваивая культуру и жизнь в обществе. Опасность для человека, по Перлзу, заключается как раз в средней стороне опыта, поскольку именно в случае ее значительного присутствия он утрачивает способность формировать четкие гештальты. В этой ситуации человек склонен излишне фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что он осознает. Когда человек "погружается" в среднюю сферу опыта, то интересуется либо нашим прошлым, либо нашим будущим. А, следовательно, не живет настоящим и не уделяет должного внимания происходящему во внутренних и внешних сторонах опыта. Именно поэтому характер саморегуляции организма полностью зависит от способности отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от умения "сосредоточиться" от способности полностью погрузиться в ситуацию "здесь и теперь".

       Не случайно понятию "здесь и теперь" Ф. Перлз уделяет особое внимание. Теперь – это единственное, что есть в настоящем. Здесь – это то конкретное место, где человек переживает настоящее.

      Третье понятие, которое выделяет Ф. Перлз для характеристики гештальт–методики, – это понятие "полярности". С помощью этого понятия интерпретируется способ оценки формируемого гештальта. Полярностями в таком случае могут выступать различные крайние ориентиры (например, плохое и хорошее). Они (полярности) формируют человеческое восприятие внешнего мира. Каждый человек испытывает противоположные чувства: он любит и ненавидит, чувствует себя счастливым и одновременно может грустить по завершении важного дела его жизни и т. д. Иными словами, полярности могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта, а не являются несовместимыми противоположностями. Оба полюса позволяют лучше осознать и себя, и свои потребности. Полюса не являются для человека "пустой" структурой, они вызывают в нем сильную эмоциональную реакцию. Поэтому полюса могут обозначаться как "нападающий" и "защищающийся". Полюс с оценкой "защищающийся" постоянно настроен на противостояние оборонительного плана, оправдывается, он бессилен и бесправен. Полюс со значением "нападающий" авторитарен, уверен в своей правоте и требователен.

      Личность в гештальт–методике может быть рассмотрена через отношение полярностей. Наиболее известная полярность в психологии – это полярность эго (Я) и ид (Оно). Эго позволяет отличать человеку то, что присуще ему, от того, что присуще всему остальному. Ид же предполагает, что человек находится в тесном контакте с окружением, границы его становятся расплывчатыми, и у него может возникать чувство идентичности со всем миром. Ид – это всегда идентификация. Без данных аспектов личности, без их четкого разведения невозможно формирование и завершение гештальтов.

Понятие "полярности" предполагает не только оценочные ориентиры  поведения и сознания человека. Как  мы видели, при доминировании одного полюса над другим вполне возможна неадекватная реакция человека. Поэтому необходимы "защитные функции". Человек может по–разному "защищаться" от внешнего мира. Он может самоотстраняться, бежать от себя, терять чувствительность, впадать в галлюцинации или даже бредить. Роль защитных функций – искажать или прекращать контакт с угрожающей ситуацией.

Существуют ситуации, когда угроза сохраняется на протяжении длительного времени. И тогда  у человека возможно привыкание к  опасности. В результате использование  защитного механизма возникает  даже тогда, когда реальной угрозы нет. А самое главное, что функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным телом.

      Гештальт–методика использует в рамках своего тезауруса четыре основных защитных механизма человека: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.

Когда человек пытается избегать контактов с окружающим миром, то такой прием называют слияние. Имеется в виду, что в тех случаях, когда личность не ощущает границы между собой и другими, она старается не выделяться. Примером такого защитного механизма может послужить использование в языке местоимения "Мы" вместо "Я" при описании индивидом собственного состояния или поведения. Члены группы, считающие, что другие чувствуют то же, что и они, проявляют таким образом склонность к слиянию. Обнаружив, что между людьми все–таки есть различия, они могут либо сами почувствовать себя отверженными, либо отвергнуть всех вокруг, будучи не в состоянии смириться с мыслью о существовании таких различий. В результате они утрачивают способность устанавливать и прекращать контакты с другими.

     Три других понятия (ретрофлексия, интроекция и проекция) направлены на выражение нарушений взаимодействия "Эго" с окружением. Границы между ними могут меняться, и это может выводить какие–то существенные аспекты личности за ее границы, а может, наоборот, вводить в ее пределы нечто новое (то, что может быть ей чуждо).

     Ретрофлексия понимается как неожиданное обращение к себе (буквально "резкий поворот на себя"). При ретрофлексии устанавливаемая граница между личностью и окружением смешается ближе к центру личности, так что человек начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Это происходит от того, что когда–то стремление индивида удовлетворить свои потребности встретило сильное противодействие. Вместо того чтобы и впредь направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение, индивид обращает ее на себя. Таким образом первоначальный конфликт с окружением переносится внутрь. Ретрофлексия проявляется через использование возвратных местоимений. Человек начинает использовать такого рода выражения: "Я должен заставить СЕБЯ сделать это" или "Я не могу СЕБЯ сдерживать" и т. д. "Я" используется и в качестве субъекта, и в качестве объекта. Между ними человек целенаправленно проводит различие. Таким способом, испытывающий негативные чувства по отношению к себе человек, может найти подходящий способ разрядки.

      Понятие "интроекция" используется для обозначения такого восприятия чужих убеждений и установок, когда человек делает это абсолютно некритично, без попыток привести их в соответствие со своими. По сути, этим понятием обозначаются чужие убеждения, установки, мысли и чувства. Но эти формы не становятся частью личности, поскольку были приняты без анализа, не были переструктурированы. В таком случае граница между "Я" и внешним миром смещается глубоко внутрь личности, ограничивая возможности для саморазвития личности. Помимо этого интроекция буквально разрывает "Я–человека" на части.

     Первые интроекты задаются человеку его родителями. Они находятся в сфере бессознательного. Когда человек растет, то со временем он начинает учиться отличать интроекты от собственных убеждений. Хотя это делать достаточно трудно. Если мужчина в группе сдерживается от выражения бурных эмоций, то это может быть следствием установки с детства, что мужчины не должны проявлять свои чувства на людях.

     И, наконец, понятие "проекция" – представляет собой противоположность интроекции. При интроекции человек направляет в себя аспекты своего окружения, а при проекции человек переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. Примером действия механизмов проекции, как полагает К. Рудестам, могут быть постоянные жалобы на всеобщую холодность и черствость. В таком случае человек, вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденности к самому себе, воспринимает его так, как будто оно направлено на него из внешнего мира.

      Иными словами, человек со склонностью к интроекции делает так, как, с его точки зрения, хотелось бы другим, чтобы он поступал; человек же со склонностью к проекции делает с другими так, как, по его мнению, другие поступают с ним; при патологическом слиянии человек вообще не знает, кто по отношению к кому как поступает; а ретрофлексирующий по отношению к себе поступает так, как хотел бы поступать с другими.

      Четвертым понятием в гештальт–методике является понятие "зрелость". Это понятие выражает оптимальное состояние личности. Ради достижения зрелости, человек должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. Для гештальт–методики важна прежде всего эмоциональная зрелость. Существует такая специфика, что незрелая личность старается манипулировать окружающими для удовлетворения своих потребностей, не беря на себя ответственность за свои проблемы. Взросление происходит тогда, когда человек мобилизует собственный потенциал, преодолевая страх и чувство безнадежности. Такое встречается, если поддержка со стороны не приходит, а свои силы кажутся недостаточными. Поэтому ситуация представляется тупиковой, если человек не может получить помощь со стороны и не может рассчитывать на собственные силы. В подобном случае зрелый человек способен пойти на риск. Если же человек не рискует, то он вынужден прибегнуть к притворству, чтобы управлять другими: можно прикинуться беспомощным, чтобы сохранить свою зависимость, или демонстрировать глупость, чтобы получать интеллектуальную поддержку.

      По Ф. Перлзу, человек, чтобы стать зрелым и выработать самоответственность, должен как бы вывести из себя все неврозы, слой за слоем, словно кожуру с луковицы. Ф. Перлз выводит 5 слоев личности. Первый слой – клише. Клише – это уровень, где человек действует стереотипно и неаутентично. Второй слой – искусственный. Он в поведении выражает лицемерие, межличностные отношения, поверхностность отношений, скрывая истинные чувства притворством. Именно на искусственном уровне человек манипулирует другими с целью получения поддержки, которая, по его мнению, ему требуется. Третий уровень – это тупиковый уровень. Он означает, что поддержки из вне уже нет, а своего потенциала еще недостаточно. Человек, как правило, избегает этого уровня по аналогии с избежанием любой боли. Тупиковой уровень выражает безысходность, чувство растерянности, напрасности любых усилий. Четвертый уровень – имплозивный слой, или слой смерти. Оказываясь на этом уровне, человек соприкасается со своим истинным "Я", с тем, что находилось под различными защитами. После контакта с имплозивным слоем вполне вероятен "внешний взрыв" – эксплозивный (в переводе с англ. explosion – взрыв) переход к аутентичности. Гештальт–методика ориентирована на то, чтобы человек пережил ситуацию тупика. Такая искусственно создаваемая критическая ситуация помогает человеку принимать рискованные решения в атмосфере безопасности. Критичность ситуации состоит в "видимой" безысходности, а безопасность – в отсутствии настоящей угрозы. Отказываясь идти на поводу у членов группы, человек побуждается к использованию собственных ресурсов. Также участник группы должен понимать, что он в любой момент волен прервать упражнение, либо вовсе отказаться от его выполнения. Это еще один момент, создающий атмосферу безопасности.

Информация о работе Теоретические основы и методы гештальт - терапии