Теоретические основы и методы гештальт - терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание

В настоящий момент существуют десятки различных психотерапевтических школ и направлений. Каждая предлагает свой взгляд на природу человека и его проблем, предлагает оригинальны способы их решения. Одним из самых популярных направлений является гештальт-терапия. Родившись и сформировавшись примерно в середине прошлого века, гештальт-подход быстро обрел популярность во всем мире, в т.ч. и России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. История создания гештальттерапии………………………………………… …3
2. Основные положения теории Ф. Перлза.… ……………………………………7
3. Основные понятия теории гештальт-терапии и ее цели ……………………….. 9
4. Гештальт - группы в групповой терапии………………………………………11
5. Техники и методики гештальттерапии.……………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психотерапии.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

     Технологии осуществления гештальт–методики.

     Гештальт–методика стремиться к стимулированию организмических процессов, которые являются естественными для каждого члена группы. Ведь конечной целью группы должно стать достижение каждым ее участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Все технические приемы направлены на обретение состояния полного функционирования и аутентичности. По мере развития способностей, связанных с умением осознавать себя, члены группы становятся способными лучше и полноценнее использовать естественные процессы для взаимодействия с окружением и для отстранения от него. Становятся возможными идентификация "незаконченных ситуаций" и эффективное разрешение связанных с ними проблем.

Основная задача руководителя заключается в том, чтобы все  в группе смогли сосредоточиться  на текущем моменте. Для этого сам руководитель должен придерживаться принципа "здесь и теперь", а также быть аутентичным при взаимодействии с членами группы. При этом не следует забывать, что потребность руководителя в поддержке или восхищении со стороны группы должна быть минимальной. Для этого обычно руководителям напоминают о специальных функциях гештальт–методик. Данные функции были обозначены Капланом. Функция первая: группа может служить средством психологической поддержки участников. В любой психосоциальной методике существует определенное количество ролей, которое определяет структуру группы. Не случайно, что новые члены групп поначалу испытывают чувства одиночества и неуверенности. Это сказывается на их самоуверенности, которая еще недостаточно проявляется в ходе их деятельности в группе, делая этих членов групп уязвимыми. Однако со временем они начинают понимать, что для группы нужны разные статусные позиции. Могут быть необходимы как "трудяги", расширяющие свою способность осознавать себя, так и "зеваки", которые слушают, сочувствуют и в воображении ставят себя на место "трудяг". Функция вторая: группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого ими "здесь и теперь" опыта. Эта функция возможна тогда, когда и руководитель, и остальные участники способствуют приобретению одному из членов группы значимого опыта. Человек, получая поддержку в новых отношениях, начинает ценить свое окружение, тогда как раньше он этим окружением пренебрегал, а это мешало его нормальному функционированию. Функция третья: группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа "здесь и теперь". Групповой процесс оказывается стимулом для человека в ситуации "здесь и теперь". Это нельзя игнорировать ни в коем случае. Функция четвертая: группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий в нее элемент драматизации. Группа удобна тем, что ее каждый член способен принимать участие в работе любого другого и наоборот. Задачей участника группы, выступающего в роли помощника, является то, чтобы его текущее переживание было более насыщенным. Это позволяет членам группы проецировать на исполняемые ими роли свои собственные проблемы, наполнять эти роли своим содержанием и при этом решать подобные проблемы как ему удобно. Функция пятая: группа и происходящие в ней взаимодействия могут быть динамичными и неизменно актуальными процессами. Гештальт–методика демонстрирует две стороны любой психологической ситуации. С одной стороны, она направлена на индивидуальный фон, а с другой стороны, она фокусирована на групповом аспекте получаемого ими опыта, когда групповые проблемы становятся первостепенными.

     Гештальт–методика использует в своем арсенале шесть основных технологий: развитие способности осознания, интеграция полярностей, облегчение доступа к чувствам, работа с фантазиями, развитие чувства ответственности, преодоление сопротивления.

      Технология развитие способности осознания направлена на использование упражнений, которые влияют на протекание процессов во внутренней и внешней зонах. Суть этих упражнений заключается в выработке умения у членов группы концентрировать внимание на текущем моменте, что помогает им соблюдать режим "здесь и теперь". Их (упражнения) можно делать с помощью медитационных или гипнотических приемов.

     Для гештальт–методики очень важно понимать разницу между процессом осознания и содержанием того, что осознается. Поначалу члены группы не желают выносить на общий суд некоторые факты о себе, но при этом они чувствуют, как эта информация подавляет те процессы осознания, которые стимулируются выполняемыми упражнениями. Таким образом, информация оказывается включенной в содержание осознаваемого. При выполнении гештальт–упражнений важно работать именно с процессом осознания. Тогда человек понимает, что в глубине подсознания у него есть мысли, которые не дают ему покоя, и в том, какие ограничения он налагает на собственное самораскрытие. В гештальт–методике руководитель делает все, для того чтобы каждый член группы научился фокусировать внимание на организмических процессах.

    Другим важным моментом гештальт–методики является выработка умения у членов группы, направленного на то, чтобы участники тренинга воспринимали информацию, поступающую из их организма и из внешнего мира, никак ее не интерпретируя, не оценивая и не стараясь сохранить ее в памяти. Это рассматривается как пассивное слежение за свободным течением мыслей. Главное, чтобы ни одной из этих мыслей не ставилось препятствий и не уделялось особого внимания. Параллельно подобный процесс должен приводить и к воздержанию от суждений по поводу собственных ощущений.

Одной из технологий, способствующей выработке подобного умения, является прием интеграции полярностей. Каждое взаимодействие между людьми имеет  два аспекта. Первый аспект выражает способность четко разграничивать окружение и свое "Я". Второй аспект способствует формированию умения выделять разные стороны своего "Я". Обычно свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. Бывает они сосуществуют вполне мирно. А бывает, что между ними идет борьба. С точки зрения гештальт–психологии, все, что воспринимается нами как борьба с другими, имеет параллельное дублирование в виде аналогичного конфликта, который идет внутри нас самих.    Показать эффективность такой интерпретации осознания любого противостояния помогает прием "двух стульев" во время пребывания на "горячем стуле". Этот прием побуждает участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Подобное помогает осознать личностью обе стороны внутреннего конфликта, включая ту, которая обычно отрицается или не осознается по причине ее травмирующего характера. Осознание полярностей своего "Я" облегчает их интеграцию. Наиболее часто встречающиеся полярности: близость – отчужденность, рациональность – эмоциональность, эгоцентризм –cамоотверженность.

     Гештальт–методика особое внимание уделяет проблеме неврозов. Неврозы – это нервно–психические расстройства, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешимое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно–тягостных переживаний неудачи, неудовлетворенности потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. д. Наиболее часто встречаемыми примерами неврозов являются неврозы, в основе которых лежит конфликт между "нападающим" и "защищающимся". Доминирующий "нападающий" интроецирует родительские желания и ожидания. Родители неосознанно навязывают индивидууму свое понимание долга. А вечно виноватый "защищающийся" неизменно сопротивляется принуждению со стороны "нападающего", оправдываясь тем, что "он просто из кожи вон лезет, и все равно ничего не получается". Когда член группы находится под преобладающим влиянием внутреннего "нападающего", он может жаловаться на постоянное стремление добиваться совершенства во всем без разбора. Когда же в человеке доминирует "защищающийся", создается впечатление, что он ничего не может довести до конца.

     В гештальт–методике существует прием "два стула". Он используется по типу "горячего стула", но помимо одного стула в круге есть и еще один стул, на котором, как предполагается, находится "alter ego" члена группы. Находясь на одном из стульев, этот член группы будет говорить за себя и рассказывать "alter ego" о своих планах, мнениях и потребностях. Пересев на другой стул, он будет вести себя так, как отреагировало бы на эти признания его "alter ego". По мере того как две крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко дифференцируются, препятствующие действиям смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются. В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций. Эта методика может принести ощутимую пользу в тех случаях, когда кто–либо из членов группы испытывает потребность либо в обратной связи, либо в отработке способов поведения, которые уместны при выражении чувств или установлении отношений.

      Еще одной важной технологией гештальт–методики является технология концентрации внимания на чувствах. Для членов группы очень значимо проанализировать собственные чувства. Естественно, что ни у кого нет желания почувствовать свою глубоко спрятанную внутреннюю боль. Но, отрицая эту боль, мы связываем себя незаконченным действием. Так, человека, который пребывает в вечном страхе, что он потеряет работу, несмотря на все мыслимые доказательства невозможности потери работы, может постоянно тревожить ощущение незаконченного действия (не будет таких фактов, которые бы этот человек мог принять в качестве гарантий). Этот страх явно обусловлен какими–то событиями в прошлом. В этом случае требуется формирование и завершение гештальта для того, чтобы пациент вышел из–под власти прошлого и стал более адекватно вести себя в настоящем.

     Для завершения гештальта старые чувства должны найти свое полное выражение. Существует два фактора для реализации этого. Первый фактор заключается в том, что энергия, которая тратится на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей. Второй фактор проявляется при открытом выражении чувств, когда обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта (тогда становится возможным интегрировать различные аспекты личности). Одной из методик для развития способности к проявлению чувств является "разыгрывание ролей", позволяющее открыто выражать чувства. Не только осознание приводит к действиям, но и целенаправленные действия способствуют осознанию. Поэтому не случайно, что методика "разыгрывания ролей" помогает членам группы выявлять проекции в своем "Я".

      "Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона, если начать утрировать их невербальные выражения. Участница, которая, сидя на "горячем стуле", спокойно рассказывает о своем неудачном браке, может даже не осознавать, что при этом она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен заметить этот жест и переключить внимание участницы с ее невыразительного повествования на активные физические действия. Перлз считал, что полностью стремления личности подавить невозможно и одним из способов их выражения являются невербальные формы поведения, или "язык тела". Усиливая удары кулаком по бедру, участница может испытать относящиеся к браку чувства, которые она отказывается признавать: злость, вину или обиду. Или же участница обнаружит, скажем, что конфликт, возникший во время замужества, напоминает конфликт с отцом, причиной которого явилось решение дочери выйти замуж вопреки воле отца. Руководитель может даже попросить участницу сыграть роль своего кулака и попробовать словами выразить смысл каждого удара. Если при этом спонтанно возникнет диалог между кулаком и бедром, это следует только поощрить. Таким образом, можно дать выход подавляемым чувствам и раскрыть суть того внутреннего конфликта, который символически выражается в ударах кулака по бедру".

      Язык тела – это один из наиболее вероятных способов выражения состояния эмоционального настроя. Правда, как отмечает Ф. Перлз, не единственный. Так, к примеру, о скрытых эмоциях также можно судить по интонации и т. д.

Очень интересной и познавательной технологией в гештальт–методике является анализ сновидений и фантазий. Эта методика имеет большую историю применения. Следует сказать, что она не всегда оправдывала свое использование, но после создания теории сновидений З. Фрейда, эта методика получила свое широкое распространение, в том числе и в гештальт–психологии.

     Ф. Перлз полагал, что сны – это самый спонтанный продукт человеческого существования. Они совершенно свободны от влияния рассудка личности. Теоретически образы сновидений – это, в сущности, фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. Поэтому они несут уникальную информацию. Работа со сновидениями и фантазиями в гештальт–методике включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Перенос фантазии (или сновидения) на реальную почву становится возможным, когда участник описывает ее в настоящем времени. Описание в прошедшем времени ("Мне снился сон, в котором я, спасаясь от погони, бежал по долине, зажатой между двумя высокими заснеженными горными хребтами".) актуализирует сон, имеет рассудочный характер и подразумевает необходимость интерпретации. Описывая сон в настоящем времени ("Я бегу по долине. Меня кто–то преследует, и мне страшно. Справа и слева от меня высятся огромные заснеженные горные пики, и свернуть мне некуда, двигаться можно только вперед".), человек вновь как бы погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы.

      Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. В приведенном выше примере фрагменты личности участника скрыты в фигурах преследуемого и неведомого преследователя, а также в дороге, по которой они движутся, в горных пиках и даже в снежных шапках на их вершинах. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица ("Я гора. Я огромен и полон сознания своей значительности. Я непоколебим. Вы все ничтожны передо мной".), тропой ("Я веду верным путем. И с вами ничего не случится, пока вы будете следовать за мной".) или неизвестным преследователем ("Вы не знаете, кто я, но я собираюсь напасть на вас".). Когда "автор" сновидения по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Он может испытать чувства превосходства и уверенности или страха и беззащитности, враждебности или уязвимости. Руководитель группы может попросить участника сосредоточиться на том виденном им во сне объекте, который представляется ему особенно важным, или переключать внимание с объекта на объект, каждый раз отмечая чувства, которые при этом возникают.

      Еще одной значимой технологией гештальт–методики является технология принятие ответственности. Преодоление невротического кризиса связано с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. При интроекции собственные чувства и убеждения не дифференцируются от чужих. При проекции собственные импульсы воспринимаются как свойственные другим. При слиянии не удается отделить "Я" от "Мы", а при ретрофлексии отдельные аспекты личности объективируются и отчуждаются. С помощью гештальт–методики возможно изменить эти искаженные формы восприятия личностью себя и других, воздействуя на коммуникативное поведение и структуру речи членов группы.

Информация о работе Теоретические основы и методы гештальт - терапии