Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа
В настоящий момент существуют десятки различных психотерапевтических школ и направлений. Каждая предлагает свой взгляд на природу человека и его проблем, предлагает оригинальны способы их решения. Одним из самых популярных направлений является гештальт-терапия. Родившись и сформировавшись примерно в середине прошлого века, гештальт-подход быстро обрел популярность во всем мире, в т.ч. и России.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. История создания гештальттерапии………………………………………… …3
2. Основные положения теории Ф. Перлза.… ……………………………………7
3. Основные понятия теории гештальт-терапии и ее цели ……………………….. 9
4. Гештальт - группы в групповой терапии………………………………………11
5. Техники и методики гештальттерапии.……………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………….33
Особенно важный прием, используемый в гештальт–методике – это прямое обращение каждого участника к другому, а не обсуждение его в третьем лице. Запрещаются сплетни, советы, умствования, рассуждения на психологические темы, нарушение границ чужого "Я". Руководитель группы должен внимательно относиться к тому, как участники пользуются местоимениями и глаголами. Например, участник может заявить: "Ужасно, когда взрослые люди бьют своих детей". Руководитель тут же предложит уточнить, о каких именно людях идет речь, или заменить слово "люди" на личное местоимение "Я". Тогда это заявление может прозвучать так: "Ужасно, что я бью своих детей", и ответственность за действия и чувства будет принята. Руководителю следует быть внимательным и к случаям употребления участниками местоимений "Мы" или "Вы", когда они на самом деле имеют в виду себя. Точность в употреблении местоимений помогает заменить неопределенность, составляющую сущность слияния и нарушенное функционирование при интроекции и проекции на адекватный контакт с окружением.
Гештальт–методика предполагает внимательное наблюдение за использованием участниками таких конструкций, как "мне нельзя", "мне необходимо", "мне следует". Изменив эти конструкции на "я не буду", "я хочу" и "я решил", члены группы берут на себя ответственность за свои мысли, действия и чувства. И тогда действие оказывается результатом собственного волевого усилия. Члены группы устанавливают контроль над своими мыслями и поведением. Руководитель побуждает участников к замене союза "но" на "и". Когда два предложения соединяются посредством "но", первое отменяется или обусловливается вторым. Фраза "Я хочу заняться этим делом, но я боюсь" подразумевает продолжение "так что лучше я не буду начинать". Фраза "Я хочу заняться этим делом и боюсь" имеет совсем другой смысл. "Но" мешает говорящему принять ответственность за самого себя. Точно так же в группе не поощряются вопросы. Участникам рекомендуется менять вопросительные предложения на утвердительные, для того чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других людей, разыгрывая беспомощность.
Важным моментом для принятия ответственности является демонстрация того, как сами люди позволяют другим принимать за нас решения, сами себя тормозят или приглушают свои собственные ощущения. Основной причиной ухода от ответственности, связанной с перекладыванием человеком ответственности за себя на другого, является его уверенность в том, что его чувства вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Человеку, который считает, что любимая девушка "сделала" его несчастным, можно предложить в воображении сказать ей: "Я сам позволил тебе сделать меня несчастным". Это поможет ему принять ответственность за перекладывание ответственности и передачу контроля над собственными чувствами в чужие руки. Со временем этот участник сможет со всей определенностью говорить: "Я огорчаюсь, когда ты делаешь то–то и то–то" и таким образом точнее определять меру своей и чужой ответственности.
Когда человек избегает принимать ответственность за себя и перекладывает ее на окружение, это, чаще всего означает, что в его личности имеется какой–то изъян. Человек проецирует на окружение то, что не может мобилизовать в самом себе. Задача руководителя – научить членов группы принимать ответственность за собственные чувства.
И, наконец, последняя технология, которая имеет место в гештальт–методике. Это методика называется методикой преодоление сопротивления. Сопротивление – общеупотребимое понятие для большинства школ психотерапии. В гештальт–методике же сопротивление участника проявляется в его отказе выполнять предлагаемые руководителем упражнения. Это значит, что клиент не желает принимать помощь. Сопротивление демонстрирует, какими способами участник мешает сам себе, своему свободному функционированию. Такая особенность поведения используется для расширения самоосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что–либо сделать или пережить. Иными словами, сопротивление – это обстоятельство, которое можно использовать, чтобы расширить самоосознание, а не преграда, которую надо сокрушить. Оно проявляется в том, как люди одергивают сами себя. Поэтому целью гештальт–терапии является трансформация сопротивления в осознание своего "Я".
Сопротивление может приводить к тому, что будет ослаблять остроту сенсорного восприятия. Люди могут не слышать того, что им говорят, не видеть того, что они делают, и не воспринимать того, что они ощущают. По мере осознания подобных форм сопротивления члены группы приобретают способность брать на себя ответственность за свое нежелание что–либо видеть или слышать. Подавление переживаемых чувств, особенно болезненных, может отразиться на характере дыхания.
Гештальт–методика не ориентируется на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Клиенты должны признать наличие у себя сопротивления и понять, что на самом деле есть то, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует участников к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с риском пережить заблокированные чувства. Бывает и так, что одного лишь признания существования сопротивления оказывается достаточно для его преодоления.
Таким образом, гештальт–методика Фрица Перлза вобрала в себя его опыт психоанализа, на который наложились влияния философии экзистенциализма, телесная психотерапия, посвященная физиологическим механизмам реакций сопротивления. В настоящее время эта методика ориентируется на активность своих руководителей, а последние помогают развитию самостоятельности и ответственности у людей, принимающих участие в гештальт–группах.
Поскольку главной целью гештальттерапии является повышение контакта в данный момент, одним из основных, применяемых упражнений является «сейчас я осознаю», (метод концентрации) т.е. необходимость заставить клиента просто рассказать о том, что он осознает в данный момент, чтобы выработать у него внимание, центрированное на настоящем. Это часто показывает насколько трудно оставаться сосредоточенным на данном моменте, поскольку клиент обычно старается отклониться от темы и перейти к рассуждениям или самоанализу.
Поскольку невротик не умеет жить и переживать себя в настоящем, ему будет нелегко придерживаться требований техники «здесь и теперь». Он будет прерывать свое участие в настоящем воспоминаниями прошлого, будет настаивать, чтобы говорить о них так, как будто они действительно находятся в прошлом. Ему легче предаваться ассоциациям, нежели концентрироваться на переживании себя.
С точки зрения гештальт-терапии, за требованием концентрации вовсе не стоит мелочная придирчивость. Чтобы пациент мог приближаться к полному участию а настоящем, предпринять первый шаг к продуктивной жизни, он должен научиться направлять свою энергию, а это и есть концентрация. Он сможет переходить от того, что считает необходимым в один момент, у тому, что считает необходимым в следующий, если он действительно способен пережить каждое «теперь» и каждую потребность. Концентрируясь на каждом симптоме, на каждой области сознавания, пациент многое узнает о себе и своих комплексах.
Сходным, с указанным выше, является упражнение «пребывание». Суть его заключается в том, что клиент получает указание задержаться на каких-то мыслях или чувстве. Сохранение внимания на чувстве может привести к появлению некоторого незавершенного гештальта или вопроса, на котором клиент хочет сосредоточиться. Можно сказать, что оба эти упражнения непосредственным образом тренируют внимание, центрированное на настоящем.
Есть также клиенты, которые совершенно не умеют слушать. Они прямо-таки забрасывают терапевта словами. Они перебивают его. Или они притворяются внимательными, но при этом очевидно, что все, что терапевт говорит, входит в одно ухо и тут же выходит через другое. Такие пациенты могут буквально не слышать терапевта. Гештальт-терапия предлагает таким пациентам переходить от говорения к слушанию себя и обратно (метод «челночного движения»). Первоначально, после каждого сказанного ими предложения, терапевт задает вопрос: « Сознаете ли вы это предложение?» Обычно они помнят, что сказали какие-то слова, но часто замечают, что не сознавали их, когда говорили. Часто это связано с нечувствительностью рта, тогда клиенту предлагается прочувствовать в процессе говорения свои язык и губы. Если такие клиенты научаться в процессе собственной речи слушать и чувствовать, - это важный шаг. Теперь они смогут слушать и других, а также обнаруживать путь к невербальному общению и невербальному существованию. Таким образом, челночное движение развивает сознание, давая пациенту более ясное ощущение взаимосвязей в его поведении.
Другие техники призваны расширить поле переживания клиента. Гештальт - это холистический подход, и считается, что невербальное выражение зачастую более точно передает переживания клиента, чем его слова. Его могут попросить преувеличить жест или тон голоса, чтобы повысить действительное переживание того, что он говорит. Например, если клиент говорит тихим голосом: «Я сержусь», его можно попросить сказать эти слова громче. Если во время рассказа о своих депрессивных чувствах клиент играет со своим обручальным кольцом, гештальттерапевт может попросить его сосредоточиться на этом жесте и вести разговор с точки зрения своего переживания этого жеста: «Сейчас я двигаю кольцо по пальцу. Мой брак вызывает у меня множество противоречивых чувств».
Есть и другие методы, которые, поощряя самовыражение, также способствуют как большему сознаванию, так и возрастанию опираться на себя. Один из таких методов, психодраматический метод Морено, где пациенту предлагается переходить от одной роли к другой, например, от задерганного ребенка к ругающей его матери. Таким образом, клиент может понять, что ругающее его Супер-эго - это его воображаемая мать (его интроекция), что в действительности он ругает сам себя. Терапевтическая ценность метода состоит в том, что это дает возможность разнять клинч, - постоянную схватку между собакой сверху и собакой снизу, - не посредством приспособления, а посредством интеграции.
Ролевая игра довольно часто используется в гештальттерапии. Одним из эффективных упражнений ролевой игры является техника «пустого стула» или «двух стульев». Оно используется, чтобы помочь клиентам разрешить внутренние конфликты и разобраться в своих чувствах относительно конфликтов с окружающими. Клиент сидит лицом к пустому стулу. Если проблемой является внутренний конфликт между различными аспектами «Я», его просят представить, что одна из конфликтующих сторон сидит напротив него. Клиент разыгрывает роль «второй» стороны, а затем пересаживается на второй стул и разыгрывает противоположную роль. Во время диалога проявляются чувства уязвимости, которые являются сутью конфликта. Как только клиент сумеет «завладеть» своими чувствами, он сможет оперировать ими и сможет свободно сделать выбор.
Гринберг исследовал процесс принятия решения с использованием техники «двух стульев». Он обнаружил, что критикующая сторона начинает с того, что выражается терминами «следует» и «нужно» в ответ на слова другой стороны « хочу» и «не хочу» (последнюю Гринберг назвал «переживающей стороной»). В конце концов, с помощью ролевой игры критикующая сторона начинает смягчаться и перестает быть резким критиком. Когда это происходит переживающая сторона перестает оборонятся. Когда они обе начинают понимать, что находятся на одной «стороне», достигается некое слияние.
Та же техника может использоваться, чтобы помочь человеку решить «незавершенный вопрос» с межличностным конфликтом.
Другой важный терапевтический метод состоит в подходе через проявленные прерывания, например, к областям замешательства клиента. Замешательство - плохая поддержка для контакта и проблема клиента часто проявляется в сферах его замешательства. Переживание замешательства крайне неприятно, и здесь, как и в случаях тревоги, стыда, отвращения, мы сталкиваемся с сильным желанием аннигилировать это переживание - посредством избегания разговоров, или иными способами. Поэтому очень важно, если клиенту удается сознавать свое замешательство и оставаться с ним. Данный метод состоит в работе с клиентом по визуализации образов, которые часто для клиентов, как бы окутаны дымкой тумана или вообще чернотой ( человек имеет некоторые области, куда он запрещает себе смотреть). Клиенту предлагают в фантазии рассеять туман и пристальнее вглядеться в образы, открыть театральный занавес и увидеть, что за ним и т. д. Набравшись мужества отправиться в свои темные углы, можно вернуться оттуда более здоровым. Если изменится прерывающее поведение клиента в кабинете, изменения неизбежно распространяться на весь его жизненный стиль, его характер, его образ жизни.
Существуют и другие
гештальт-методы. Важным моментом является
то, что для многих гештальт-терапевтов
техники являются вторичными по отношению
к поддержанию полного
Заключение.
Основная идея гештальт-терапии состоит в том, что человек - это целое, состоящее из множества взаимосвязанных процессов. Кроме того, идея целостности означает понимание человека, как части более широкого поля, включающего также среду. Если гештальт не завершен, мы остаемся с незавершенной ситуацией.
Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается.
Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент.
Информация о работе Теоретические основы и методы гештальт - терапии