Требования к современному специалисту с высшим образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:54, реферат

Описание

Понятие квалификации отражает качественную сторону подготовки специалистов. Через это понятие процесс подготовки конкретно связывается с психологией и педагогикой. Изучение его является для психологии высшей школы исходным началом анализа общественных, профессиональных и других требований к личности и деятельности специалиста.

Работа состоит из  1 файл

требования к современному специалисту с высшим образованием.docx

— 26.90 Кб (Скачать документ)

Требования к современному специалисту с высшим образованием

Общее и специальное образование  для взрослых выполняет не только культурную и техническую функцию, но и является одним из важнейших  факторов, обеспечивающих высокую жизнеспособность и жизнестойкость человека. Развитие интеллекта и личности, способности  к обучению, постоянному самообразованию  является огромной силой, сохраняющей  творческий потенциал и повышающей социальную ценность человека.  

Методологию правильного  подхода к вопросу о целях  и задачах формирования личности создали К. Маркс, Ф. Энгельс и  В. И. Ленин. Исходя из реальной действительности, уровня развития производства, классики марксизма-ленинизма определили цель формирования личности как подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического  общества во всей полноте человеческих проявлений. 
Идеал всесторонне развитой личности, согласно К. Марксу, должен найти свое воплощение в каждом члене нового общества. «Общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности».

Применительно к новым  условиям вопрос о цели формирования личности развил В. И. Ленин. Он подчеркивал  исторический характер цели, задач  и содержания воспитания. В. И. Ленин конкретизирует идею всестороннего развития человека в условиях социалистического общества сообразно с задачами его строительства на отдельных этапах, показывает место и роль таких факторов всестороннего развития личности, как ее умственное воспитание, политехническое образование в условиях соединения обучения с трудом и нравственное воспитание. 
          В разработке проблемы целей воспитания большую роль сыграли работы Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, в которых в различных формах выражена мысль о том, что воспитателю нужно ясно представлять себе идеал человека коммунистического общества, знать, какие черты воли и характера прививать ему, какой должна быть система отношений каждого воспитанника к обществу, окружающим людям, к труду и себе. Н. К. Крупская писала: «Социалистическая школа мыслима только в определенных социальных условиях, ибо социалистической делает ее не то, что во главе ее стоят социалисты, а то, что цели ее соответствуют потребностям социалистического общества». А. С. Макаренко прямо отвечал на вопрос, откуда вытекает цель воспитательной работы: «Конечно, она вытекает из наших общественных нужд, из стремления советского народа, из целей и задач нашей революции».

Научные исследования последних  лет, проведенные советскими учеными  в области общей психологии и  педагогики, а также философии, научного коммунизма, этики, социальной психологии, эстетики, конкретизируют и развивают  понимание задач формирования личности в связи с научно-техническим  прогрессом. Академик П. Л. Капица подчеркивает, что в современных условиях важно привить молодежи интерес к решению социальных проблем, воспитывать у нее духовные качества, необходимые для овладения научными достижениями, восприятия произведений искусства. Поскольку воспитание и развитие духовных качеств человека в значительной мере определяется образованием, то это и есть та новая задача, которая выдвинута научно-технической революцией перед школой и высшими учебными заведениями. 
Научно-техническая революция проявляется и в том, что одни профессии исчезают, другие меняют свое содержание, и, кроме того, возникает много новых специальностей. 
Встает вопрос о квалификации специалиста с высшим образованием. Понятие квалификации отражает качественную сторону подготовки специалистов. Через это понятие процесс подготовки конкретно связывается с психологией и педагогикой. Изучение его является для психологии высшей школы исходным началом анализа общественных, профессиональных и других требований к личности и деятельности специалиста.

Квалификация определяется местом специалиста в общественном производстве, сложностью и характером труда, с которым он успешно справляется. Квалификация — это совокупность личных возможностей и способностей специалиста выполнять свои обязанности. Эта совокупность выражается главным  образом в профессионально важных знаниях, умениях, навыках, психических  процессах и качествах личности. 
Из сказанного вытекает необходимость взаимодействия ряда наук в решении вопроса о квалификации специалиста, в изучении современных требований к его личности и деятельности.

Здесь помимо психологии высшей школы должны внести свой вклад физиология и биология (при изучении особенностей высшей нервной деятельности студента, специалиста, их адаптации, физических качеств, нагрузок и т. д.), психология личности (изучающая направленность личности, ее способности, темперамент  и характер), возрастная психология (изучающая особенности психики  студентов, обусловленные возрастом), политическая экономия (позволяющая  видеть в человеке носителя рабочей  силы и производственных отношений), этика (раскрывающая нормы поведения специалиста, его моральные качества), социальная психология (изучающая особенности студенческого и кафедрального коллектива и др.), эргономика (изучающая рациональное оборудование рабочего места и т. д.).

Например, этика должна помочь высшей школе учесть новые явления  и процессы во взаимоотношениях и  общежитии людей, эргономика — раскрыть наиболее благоприятные условия  деятельности специалиста, психология труда — изучить факторы и  закономерности психической деятельности специалиста во время практической работы, охарактеризовать его индивидуально-психологические  особенности, профессионально-важные качества, которые нужно сформировать в вузе. Это должно быть сделано  на основе профессиографического раскрытия психологического своеобразия разных видов работы специалистов, выявления требований, которые отдельные специальности предъявляют к их личности.

Разработка профессиограмм будет способствовать формированию у педагогических коллективов вузов более четких и единых, чем в настоящее время, представлений о том, что должен дать тот или иной вуз «на выходе», и приведет к более научно продуманному составлению планов подготовки специалистов того или иного профиля — научно аргументированному отбору дисциплин, включаемых в учебный план, обоснованному определению их объема и последовательности чтения, к установлению оптимального соотношения между различными формами работы со студентами в учебном процессе.

Важно при этом выявлять типичные трудности, с которыми сталкиваются выпускники вузов, и порождающие  их причины. Необходимо вести целеустремленные и систематические психологические  исследования работы лучших специалистов. Это позволит определить, какие общеобразовательные, методологические и специальные  знания, практические умения и навыки им необходимы для успешной деятельности. Психология должна выяснить, какие  познавательные, организационные, идейно-политические и воспитательные задачи чаще всего  приходится решать специалистам с высшим образованием, что лежит в основе их успешных действий, к чему надо готовить студентов.

Думается, что для конкретизации  целей формирования личности специалиста  необходимо составлять психограммы профессий, так как различные специалисты предъявляют своеобразные требования к практической деятельности и личности выпускника вуза: каждая профессия и специальность предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств. Чтобы люди одной специальности успешно справлялись со своими разнообразными задачами, им необходимы не только некоторые общие, но и специфические черты и качества. Определить эти качества — значит наметить конкретные цели формирования личности студента. Примером общих качеств, необходимых любому советскому специалисту, являются: коммунистическая убежденность, дисциплинированность, мужество, выдержка, самообладание, уверенность в своих силах, решительность, организованность, настойчивость, инициативность, разнообразные способности: умственные, физические, организаторские, технические, педагогические; творческое мышление, глубина, гибкость, критичность, самостоятельность и дисциплинированность ума и т. д.

На некоторые важные общие  качества, необходимые современному специалисту с высшим образованием, указал В. П. Елютин: «Современное общественное производство требует от специалиста  умения творчески мыслить, самостоятельно ставить принципиально новые  задачи, быть мобильным, динамичным, способным  адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям труда».

Сегодняшние студенты —  это потенциальные организаторы производства. Многим из них придется решать вопросы о том, как организовать соревнование, морально и материально  заинтересовать своих подчиненных  и распределить премии, как развернуть изобретательство и рационализаторство. Все это не менее важно, чем  производственная деятельность.

Выявление специфических  черт и качеств, нужных специалисту, существенно зависит от психологического анализа требований к представителям отдельных специальностей. Такой  анализ дает материал как о проявлении общих качеств в данной работе, так и раскрывает особые (для данной специальности) требования к личности и деятельности выпускника вуза. Известно, что в различных профессиях психические  процессы и функции, особенности  личности специалиста проявляются  неодинаково, имеют разное значение. Выделение психологических особенностей, которые отличают одну специальность  от другой, позволяет конкретно определить частные цели воспитания и обучения студентов вуза, наметить конкретные пути формирования у них в процессе учебы необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных психических особенностей.

Каждая профессия синтезирует  ряд деятельностей. Именно поэтому  крайне необходимо определить содержание психологического профиля выпускников  отдельных вузов. Например, всем выпускникам  должно быть присуще чувство ответственности, нужна мобильная память, творческое мышление, внимательность. Но в различных  специальностях перечисленные качества своеобразно и по-разному влияют на результаты труда. Не зная этого, нельзя добиться глубокой целеустремленности в педагогическом процессе.

Психологическая характеристика профессии изменяется в зависимости  от изменений условий и задач  труда. Ее составление должно предшествовать всяким изменениям в учебных планах и программах. Следует подчеркнуть, что анализ будущей деятельности выпускников вузов является необходимой  предпосылкой правильного решения  вопроса о задачах воспитания и обучения. Этот анализ может быть выполнен рядом наук, но основную роль играет психология. Результатом такого анализа должны быть профессиограмма той или иной профессии и соответствующие требования к специалисту, к его знаниям, умениям, навыкам, убеждениям, моральным и волевым качествам, мышлению, воображению и т. д.

Адекватность личности специалиста  этим требованиям получает выражение  в форме определенных свойств  и черт, находящихся в динамическом соотношении с соответствующими социальными и производственными  потребностями. Необходимость такого подхода к конкретизации содержания цели формирования личности специалиста с высшим образованием связана с ускорением всех социально-экономических процессов в нашем обществе, с возрастающей ролью научного предвидения во всех сферах общественного развития, особенно в области трудовой деятельности. 
Такого предвидения психология высшей школы может добиться только в том случае, если будет правильно решать вопрос о профиле подготовки определенного специалиста. В ходе исследования сложилась следующая схема профиля выпускника вуза как будущего специалиста:

1. Общая характеристика  специализации (социально-политическое  и практическое значение, ее место  в общественно-трудовой деятельности; связь с другими специализациями;  варианты возможных должностей  внутри специализации, типичные  места работы).

2. Основные черты будущей работы (характерные черты внешних условий и средств деятельности; рабочая зона, основные операции и приемы работы; новые формы работы по данной специальности; эргономические и гигиенические условия, основные трудности и неудобства; влияние работы на психику и основные требования к психосенсорной сфере и психомоторике; интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности деятельности; характерные черты групп, коллектива).

3. Черты направленности  специалиста (идейно-политическая  и профессиональная направленность  специалиста, его отношение, интерес  и любовь к профессии; характерные  черты мировоззрения и личностных  установок; система целей и  мотивов, способствующих выполнению  служебных обязанностей; структура  и содержание духовных, интеллектуальных, нравственных и эстетических  потребностей, направление развития  интересов, склонностей, идеалов).

4. Общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие (совокупность знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для работы; внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения и мышления; интеллектуальные способности).

5. Специальные качества  и способности (черты характера,  необходимые в работе; способности  к деятельности по специальности;  специализированно развитые качества  познавательных психических процессов,  быстрота переработки информации  и т. д.).

Углубленный психологический  анализ отдельных специальностей даст возможность наметить структуру  и особенности необходимых качеств, определить их содержание. Составление профессиограмм не решает полностью вопрос о конкретизации целей формирования личности студента, но это дает известный ориентир в вопросах: с какой целью, какой учебно-воспитательный материал и в каком количестве надо отобрать и положить в основу подготовки студентов определенного вуза. 
Таким образом, конкретное определение каждым вузом целей и задач формирования личности специалиста основывается на марксистско-ленинском подходе к социальным функциям воспитания и образования, использования психологии высшей школы, данных других наук о профессиональной деятельности.

 


Информация о работе Требования к современному специалисту с высшим образованием