Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и природу творчества.
2. изучить виды творчества и их особенности.
3. рассмотреть творческий процесс и его содержание.
4. рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь.
5. Изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.
Введение
Глава 1. Понятие творчества
1.1 Понятие и природа творчества
1.2 Виды творчества и их особенности
1.3 Творческий процесс и его содержание
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей
Заключение
Список использованной литературы
Специалист по эволюционной
психологии Дж. Миллер, развивая постулаты
концепции неконтролируемого
Обобщая вышесказанное, отметим,
что применительно к творческой
деятельности можно сказать, что
основным фактором, побуждающим генерирование
творческих догадок, гипотез, является
сила потребности (мотивация), а факторами,
определяющими содержание гипотез,
– качество этой потребности и
вооруженность творящего
Как мы видим, ясное, удовлетворительное определение творчества и его природы отсутствует, однако хотелось бы подчеркнуть, что творчество есть ни что иное, как создание чего-то нового в не зависимости от того, является ли оно исключительно новой страницей в истории или же переработанным материалом.
1.2 Виды творчества и их особенности
Творчество издавна делят на художественное и научное.
Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта.
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.
Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). [15] На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.
Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.
В ХХ в. подсознательное в
творческом процессе привлекло к
себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической
школы. Художник как творческая личность
был превращен психоаналитиками
в объект самонаблюдения и наблюдения
критики. Психоанализ абсолютизирует
роль бессознательного в творческом
процессе, выдвигая в отличие от
других идеалистических концепций
на передний план бессознательное сексуальное
начало. Художник, по мнению фрейдистов,
- личность, сублимирующая свою сексуальную
энергию в область творчества,
которое превращается в тип невроза.
Фрейд полагал, что в акте творчества
происходит вытеснение из сознания художника
социально непримиримых начал и
устранение тем самым реальных жизненных
конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные
желания – побудительные
Таким образом, в творческом
процессе взаимодействуют
И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна.
Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.
Особенно плодотворен
творческий процесс, когда художник
находится в состоянии
Вдохновение рождает необыкновенную
творческую энергию, она почти синоним
творчества. Не случайно образом поэзии
и вдохновения с древнейших времен
является крылатый конь – Пегас. В
состоянии вдохновения
У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд. [5]
Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко – взгляд людей на мир.
Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.
По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.
Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Деятельностью в том или
ином виде искусства, в тот или
иной период жизни занимаются многие
с большим или меньшим успехом.
Человек художественно
Талант порождает
Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.
Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения». [7, c. 52]
Научное творчество невозможно
без высокого уровня развития общего
и профессионального
Так же, научному творчеству присуще особое, игривое отношение к действительности, к себе, способность к диалектическому отрицанию, ироническое преодоление устоявшихся норм, правил, скептицизм.
Творец должен выйти за
пределы существующего
В литературе описываются смелые проекты ученых, изобретателей и инженеров, которые творчески рвут с устоявшимися канонами и представлениями, выходя за пределы бытующих сегодня представлений. Проблему энергетики предполагается решить путем поставки газа из Арктики, газификации каменного угля на основе широкого использования атомной энергии, постройкой плавучих АЭС и т.д. Не меньшей оригинальностью отличаются проекты, направленные на увеличение все более истекающих сырьевых ресурсов: добыча руды со дна глубоководных океанских долин, утилизация отходов, применение синтетической бумаги... Редкой новизной обладают идеи в области градостроительства, транспорта, медицины. Содержание этих проектов опирается не только на строгий учет возможностей развития техники и технологии, но и на воображение, порой мечту, фантазию инженеров, которые руководствуются гуманной идеей о том, что «нет оснований слепо верить тем, кто рисует наше будущее в мрачных тонах, кто постоянно твердит нам, что приближается конец света» [10, с. 94].
Новатор должен обладать смелостью,
чтобы подняться над привычным,
отстоять необходимость изменения,
доказать его целесообразность, быть
готовым вступить за него в борьбу.
Новое неизбежно встречает
Как художественное, так и научное творчество является чем-то новым: будь то произведение искусства, как «Девятый вал» Айвазовского, или же создание механизма, например, парового двигателя. Только если в художественном мы видим воображение, свободный полет мысли, не контролируемый сознанием, то в научном мы наблюдаем интеллектуальные действия, которые в последствие должны получить одобрение общества.
1.3 Творческий процесс и его содержание
Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
1. Накопление знаний и
навыков, необходимых для
2. Сосредоточение усилий
и поиски дополнительной
3. Уход от проблемы, переключение
на другие занятия (период
4. Озарение или инсайт
(гениальная идея и простая
догадка скромных масштабов,
5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.
Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простота. [15, с. 51]
Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц
сходным образом, хотя и менее
детально, описывал «изнутри» процесс
совершения научных открытий. В этих
его самонаблюдениях уже
Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:
Эти счастливые наития нередко
вторгаются в голову так тихо, что
не сразу заметишь их значение, иной
раз только случайность укажет впоследствии,
когда и при каких
Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: [7, с. 29]
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
Анри Пуанкаре в своём
докладе в Психологическом