Творчество и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и природу творчества.
2. изучить виды творчества и их особенности.
3. рассмотреть творческий процесс и его содержание.
4. рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь.
5. Изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие творчества
1.1 Понятие и природа творчества
1.2 Виды творчества и их особенности
1.3 Творческий процесс и его содержание
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

творческая личность 1.docx

— 63.52 Кб (Скачать документ)

Специалист по эволюционной психологии Дж. Миллер, развивая постулаты  концепции неконтролируемого полового отбора, пришел к выводу о том, что  здесь кроется основа всех уникальных качеств человеческой психики. Он утверждает, что подъем креативности и наступление  пика продуктивности (соответственно 20-30 лет и 30-35 лет) совпадает с периодами  максимальной половой активности. Согласно эволюционной теории, максимальное распространение  своих генов в популяции —  одна из важнейших задач биологической  особи. Соперничество и ухаживание в этот период наиболее интенсивны, что и требует от мужчины высокой  поисковой активности, воплощающейся  в креативности. Высокие когнитивные  способности женщины, также демонстрируемые  в аналогичные возрастные периоды, имеют, как считается, несколько  иную природу и связаны с необходимостью диагностики мужского интеллекта и  разоблачению «мужской лжи». [9, c.118]

Обобщая вышесказанное, отметим, что применительно к творческой деятельности можно сказать, что  основным фактором, побуждающим генерирование  творческих догадок, гипотез, является сила потребности (мотивация), а факторами, определяющими содержание гипотез, – качество этой потребности и  вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний. Не контролируемая сознанием интуиция всегда работает на потребность, доминирующую в иерархии потребностей данной личности. Зависимость интуиции от главенствующей потребности (биологической, социальной, познавательной и т.д.), всегда необходимо учитывать. Без выраженной потребности познания (потребности часами думать об одном и том же) трудно рассчитывать на продуктивную творческую деятельность. Если решение научной проблемы для личности является лишь средством для достижения, например, социально престижных целей, его интуиция будет создавать гипотезы и идеи, связанные с удовлетворением соответствующей потребности. Вероятность получения принципиально нового научного открытия в этом случае сравнительно не велика.

Как мы видим, ясное, удовлетворительное определение творчества и его  природы отсутствует, однако хотелось бы подчеркнуть, что творчество есть ни что иное, как создание чего-то нового в не зависимости от того, является ли оно исключительно новой  страницей в истории или же переработанным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды творчества  и их особенности

Творчество издавна делят  на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с  производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев  художественного творчества и оценок художественного таланта.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие  впечатления», умение их держать в  памяти и осмыслять.

Важным психологическим  фактором художественного творчества является память. У художника она  не зеркальна, избирательна и носит  творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое  позволяет воспроизводить цепь представлений  и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные  процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей  – своих соотечественников и  пришел к выводу, что у писателей  эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над  рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались  «интуитивными личностями» (89%), тогда  как в контрольной группе, где  были представлены люди, профессионально  далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). [15] На значение интуиции в  творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции  абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.

В ХХ в. подсознательное в  творческом процессе привлекло к  себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций  на передний план бессознательное сексуальное  начало. Художник, по мнению фрейдистов, - личность, сублимирующая свою сексуальную  энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника  социально непримиримых начал и  устранение тем самым реальных жизненных  конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные  желания – побудительные стимулы  фантазии.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное  и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный  навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и  делает поэта-художника».

И хотя доля творческого  процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно  она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу  и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает  «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового  пятна.

Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и  сделать выводы, способствующие дальнейшему  творческому росту.

Особенно плодотворен  творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое  состояние ясности мысли, интенсивности  её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения  в суть жизненных проблем, могучего «выброса», накопленного в подсознании  жизненного и художественного опыта  и непосредственного включения  его в творчество.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним  творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь – Пегас. В  состоянии вдохновения достигается  оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе [10, c.88].

У разных людей состояние  вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что  продуктивность творческого воображения  зависит главным образом от волевых  усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда  за каторжный труд. [5]

Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще  реже основные принципы и совсем редко  – взгляд людей на мир.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень  предрасположенности человека к  художественному творчеству: способность  – одарённость – талантливость  – гениальность.

По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести  способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественная одарённость  предполагает остроту внимания к  жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Деятельностью в том или  ином виде искусства, в тот или  иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый  создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. [6]

Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие  значимость на все времена.

Научное творчество, в отличие  от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему  науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально  нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая  социальная функция науки. Процесс  творческой деятельности можно разбить  на этап нахождения принципа решения  и этап применения решения.

Причем считается, что  наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого  этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям  «применение решения». [7, c. 52]

Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и  воображения, способности к обучаемости  и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные способности и другие аналитико-синтетические мыслительные способности, а так же упорство, уверенность  в себе, жажду знаний, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску.

Так же, научному творчеству присуще особое, игривое отношение  к действительности, к себе, способность  к диалектическому отрицанию, ироническое  преодоление устоявшихся норм, правил, скептицизм.

Творец должен выйти за пределы существующего наличного  бытия как созданного природой, так  и людьми.

В литературе описываются  смелые проекты ученых, изобретателей  и инженеров, которые творчески  рвут с устоявшимися канонами и представлениями, выходя за пределы бытующих сегодня  представлений. Проблему энергетики предполагается решить путем поставки газа из Арктики, газификации каменного угля на основе широкого использования атомной  энергии, постройкой плавучих АЭС и  т.д. Не меньшей оригинальностью  отличаются проекты, направленные на увеличение все более истекающих сырьевых ресурсов: добыча руды со дна глубоководных  океанских долин, утилизация отходов, применение синтетической бумаги... Редкой новизной обладают идеи в области  градостроительства, транспорта, медицины. Содержание этих проектов опирается  не только на строгий учет возможностей развития техники и технологии, но и на воображение, порой мечту, фантазию инженеров, которые руководствуются  гуманной идеей о том, что «нет оснований слепо верить тем, кто  рисует наше будущее в мрачных  тонах, кто постоянно твердит  нам, что приближается конец света» [10, с. 94].

Новатор должен обладать смелостью, чтобы подняться над привычным, отстоять необходимость изменения, доказать его целесообразность, быть готовым вступить за него в борьбу. Новое неизбежно встречает сопротивление  отжившего. Чем более новое качественно  отлично от устоявшегося, тем более  ожесточенный отпор оно встречает. Без преодоления этого сопротивления, без борьбы невозможен подход к новому, качественный скачок. Далеко не всякая личность обладает качествами, которые  позволили бы ей не только творить  новое, но и отстоять результаты этого  творения. Поэтому приходится согласиться  с мнением: «Что не всякий способен на творчество. В этом нет ничего удивительного». [7, c.91]

Как художественное, так  и научное творчество является чем-то новым: будь то произведение искусства, как «Девятый вал» Айвазовского, или  же создание механизма, например, парового двигателя. Только если в художественном мы видим воображение, свободный  полет мысли, не контролируемый сознанием, то в научном мы наблюдаем интеллектуальные действия, которые в последствие  должны получить одобрение общества.  

 

 

 

 

 

 

1.3 Творческий  процесс и его содержание

Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и  навыков, необходимых для четкого  изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка  задач).

2. Сосредоточение усилий  и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение  на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая  догадка скромных масштабов, то  есть логический разрыв, скачок  в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из  посылок)

5. Проверка и доработка  замысла, его воплощение.

Представленные этапы  можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить  или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и  простота. [15, с. 51]

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее  детально, описывал «изнутри» процесс  совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения.

Гельмгольц писал о  том, как рождаются у него научные  идеи:

Эти счастливые наития нередко  вторгаются в голову так тихо, что  не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах  они приходили: появляется мысль  в голове, а откуда она — не знаешь сам.

Но в других случаях  мысль осеняет нас внезапно, без  усилия, как вдохновение.

Наиболее известно сегодня  описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал  англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил  четыре стадии творческого мышления: [7, с. 29]

Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация — временное  отвлечение от задачи.

Озарение — появление  интуитивного решения.

Проверка — испытание  и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому  докладу А. Пуанкаре 1908 года.

Анри Пуанкаре в своём  докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс  совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого  процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Информация о работе Творчество и личность