Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и природу творчества.
2. изучить виды творчества и их особенности.
3. рассмотреть творческий процесс и его содержание.
4. рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь.
5. Изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.
Введение
Глава 1. Понятие творчества
1.1 Понятие и природа творчества
1.2 Виды творчества и их особенности
1.3 Творческий процесс и его содержание
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей
Заключение
Список использованной литературы
Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. ХХ век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.
Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д. Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.
Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений – это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др. [14]
Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10 %). Единственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым?
Если исходить из вышеизложенной
трактовки творчества как процесса,
то гений – это человек, творящий
на основе бессознательной активности,
который способен переживать самый
широкий диапазон состояний ввиду
того, что бессознательный творческий
субъект выходит из-под
Как это ни удивительно, именно
такое, согласующееся с современными
представлениями о природе
Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. То же относится и к детям с IQ выше 180 баллов.
Сама творческая активность,
связанная с изменением состояния
сознания, психическим перенапряжением
и истощением, вызывает нарушения
психической регуляции и
Креативы, по сравнению с некреативами, являются более отстраненными или сдержанными, они более интеллектуальны и способны к абстрактному мышлению, склонны к лидерству, более серьезны, являются более практичными или свободно трактующими правила, более социально смелы, более чувствительны, обладают очень богатым воображением, они либеральны и открыты опыту и самодостаточны.
В более поздних исследованиях Гетцельна выявились различия между деятелями искусства и учеными.
Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусства. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.
Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает изобразительное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео– и фотодизайн. Второй фактор включает музыку, литературу и дизайн одежды. [6]
Следовательно, существует
четкое разделение личностных проявлений
творческого поведения в
Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях.
Главное же в том, что ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.
Вторым, важным в такой же степени, что и эмоциональная составляющая, отличием творческой личности является система мотивации.
Современная наука утверждает
– мотивация, потребность, заинтересованность,
страсть, порыв, стремление очень важны
в творчестве, изобретательстве, в
открытии, в добывании не известной
ранее информации. Но одного этого
мало. Нужны еще знания, умение, мастерство,
безукоризненный
Различные потребности отвечают
разным диапазонам удаленности целей.
Биологические потребности не могут
быть отложены на сколько-нибудь продолжительное
время. Удовлетворение социальных потребностей
связано со сроком человеческой жизни.
Достижение идеальных целей может
быть отнесено и к отдаленному
будущему. «Я всю жизнь работал
над тем, – говорил Э.К. Циолковский,
– что не давало мне ни хлеба,
ни силы, потому что был уверен, что
в будущем мои работы принесут
людям горы хлеба и бездну могущества».
Шкала удаленности целей
Для того, чтобы потребность
трансформировалась в действие необходимо
ее вооружить соответствующими способами
и средствами. Отсутствие у субъекта
такой потребности при
Деятельность человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с истинным призванием и талантом. Но даже в том случае, если деятельность лишена новизны и творчества, высокий уровень профессионализма, точность и совершенство исполнения придают выполнению, казалось бы, рутинных операций особую привлекательность за счет удовлетворения потребности в вооруженности и тех положительных эмоций, которые возникают на ее основе.
Рост вооруженности субъекта
обеспечивается различными путями. Во-первых,
– это его обучение, практическое
(а не умозрительное) овладение опытом,
накопленным предшествующими
Итак, потребности и производные
от них трансформации – мотивы,
интересы, убеждения, стремления, желания,
ценностные ориентации – представляют
основу и движущую силу человеческого
поведения, его побуждения и цель.
Их следует рассматривать как
ядро личности, как самую существенную
ее характеристику. В том случае,
когда высокий интеллект
2.3 Диагностика
и развитие творческих
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.
1. Творческие способности относятся к типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Следовательно, условия креативной
среды создают возможности
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
Огромное количество периодически
возникающих нестандартных
Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:
А. Методы, направленные на организацию креативной среды. К этой группе относятся:
1. Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:
2. спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);
3. экспертиза идей (отбор 1– 2 наиболее удачных).
Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.
Б. Методы оптимизации накопления
и структурирования знаний о проблеме.
К данной группе относятся различные
структурные схемы сбора и
анализа предварительной
Для активизации творческой активности применяются и следующие упражнения.
Упражнение «Определение понятий».
В этом задании использован
такой принцип структурно-
Алгоритм выполнения упражнения:
а) записать понятие и перечислить в столбик по ассоциации существительные, которые отражают суть понятия;
б) выбрать из них 2–3 самых точных в качестве ключевых, сформулировать определение, сделав акцент на указании существенных признаков понятия;
в) синтезировать определение из нескольких формулировок.
Упражнение «Беглые ассоциации»
При выполнении задания необходимо создать как можно больше ассоциаций по сходству к словам–стимулам, отвечая на вопрос: «На кого или на что это может быть похоже». Время ответов не ограничено.
Анализ ответов производится по следующим критериям:
1. Беглость – общее количество ассоциаций в единицу времени.
2. Категориальная гибкость – количество использованных категорий из 40 возможных (приведение к 40).
3. Оригинальность – редкость, необычность ассоциации, оцениваемая по 4– балльной системе (0 – стереотипная ассоциация, 1 – оригинальная прямая ассоциация, 2 – оригинальная ассоциация с детализацией, 3 – оригинальная косвенная ассоциация).
4. Конструктивная активность – разнообразие используемых признаков по каждому слову.
Упражнение «Поиск общих признаков»
Характеристики и аналогии |
Объекты | |
МОСТ |
СКРИПКА | |
Основная функция |
Сооружение для соединения берегов |
Музыкальный инструмент |
Общее |
Мост соединяет берега, как скрипка – людей. Смычок ходит по струнам, как люди и машины по мосту. Мост и скрипка требуют тщательного изготовления и служат долго | |
Признаки |
Железный, деревянный, имеет колебания, разводной, подвесной, выдерживает большие нагрузки |
Деревянная, имеет акустику, красивая, покрашена |
Подсистемы |
Опоры, тросы, перила, настил |
Корпус, струны, гриф, лак |
Общее |
Строительный материал – дерево и железо. Натяжение тросов и струн. В обоих словах – буква “с” | |
Другие функции |
Архитектура, эстетика, ориентир |
Эстетика, ценность, раритет. |
Общее |
Архитектура – это застывшая музыка. Сырье для метафор: наводить мосты, быть первой скрипкой и пр. | |
Надсистема |
Строительное сооружение |
Музыкальный инструмент |
Общее |
Мост и скрипка – произведения искусства. Венеция славится и мостами, и скрипками |