Творчество и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и природу творчества.
2. изучить виды творчества и их особенности.
3. рассмотреть творческий процесс и его содержание.
4. рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь.
5. Изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие творчества
1.1 Понятие и природа творчества
1.2 Виды творчества и их особенности
1.3 Творческий процесс и его содержание
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

творческая личность 1.docx

— 63.52 Кб (Скачать документ)

1. В начале ставится  задача и в течение некоторого  времени делаются попытки решить  её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может  существовать никакой функции, аналогичной  той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час  или два, исследуя большое число  комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более  или менее продолжительный период, в течение которого когда человек  не думает о так и не решённой  пока задаче, отвлекается от неё.  В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа  над задачей.

3. И, наконец, наступает  момент, когда внезапно, без непосредственно  предшествовавших этому размышлений  о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого  отношения, в сознании возникает  ключ к решению. [8, с 67]

«Однажды вечером, вопреки  своей привычке, я выпил черного  кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы  образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным  сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает  здесь не только момент появления  в сознании решения, но и будто  чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно  предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его  исключительность: «Я никогда не испытывал  этого чудесного чувства и  я никогда не слышал, чтобы его  испытывал кто– нибудь, кроме него (Пуанкаре)».

4. После этого, когда  ключевая для решения идея  уже известна, происходит завершение  решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил  существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько  часов. Я хотел представить эти  функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они  существуют, и мне без труда  удалось построить эти ряды, которые  я назвал тета– автоморфными».

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического  творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц – элементов знания и 2) последующий  отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что  комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже  готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он (изобретатель) затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в  бессознательном комбинировании и  как происходит комбинирование; как  действует «фильтр» и что это  за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская  их в сознание.

Труд наполняет сферу  сознания содержанием, которое затем  будет перерабатываться бессознательной  сферой.

Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как  та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок». Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной  сферы в сознание готового вывода.

Что же касается изобретений, то П. К. Энгельмейер полагал, что  работа изобретателя практически так  же состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

Желание и интуиция, происхождение  замысла. Эта стадия начинается с  появления интуитивного проблеска  идеи и заканчивается уяснением  её изобретателем.

Возникает вероятный принцип  изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.

Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка  полного развёрнутого представления  об изобретении. Производство опытов —  мысленных и действительных.

Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует  творчества.

«Покуда от изобретения имеется  только идея (I акт), изобретения ещё  нет: вместе со схемой (II акт) изобретение  даётся как представление, а III акт  даёт ему реальное существование. В  первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем  — осуществляется. В конце первого  акта — это гипотеза, в конце  второго — представление; в конце  третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт  даёт замысел, второй — план, третий — поступок».

Так же и в художественном творчестве. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет  комбинационно– творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

И хотя доля творческого  процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно  она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу  и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает  «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового  пятна.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное  и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный  навык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Творчество и личность

2.1 Формирование  и развитие личности

Вопрос формирования и  развития личности слишком велик  и неоднозначен и рассматривается  приверженцами разных концепций  с разных сторон. Так, например, биогенетическая  ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая  ориентация – разрабатывает представления  о развитии «социального индивида»  или «личности» в понимании Б.Г. Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно  формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические  свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Личность есть системное  качество. С этой точки зрения исследование личности – это не исследование отдельно индивидных свойств, психических  процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции  в системе общественных связей –  это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает  вопросы, что и как влияет на этот результат.

В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки  развития личности; социально –  исторический образ жизни как  источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления  жизни личности в системе общественных отношений. [4]

Индивид – то, в чем  данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.

Вообще говоря – «Индивидом рождаются, а личностью становятся»

Биологические особенности  человека состоят именно в том, что  у него нет унаследованных инстинктивных  форм деятельности и поведения. Этому  подтверждение – очень малый  относительно взрослого вес головного  мозга новорожденного, его беспомощность  и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как «элемента» в развивающейся  системе общества к сохранению, обеспечивая  широкую адаптивность человеческой популяции.

Изучение индивидных предпосылок  развития личности заключается в  том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят  свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а  также как они преобразуются.

Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент  и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства  характеризуют преимущественно  формально-динамические особенности  поведения личности, энергетический  аспект протекания психических  процессов.

2. Определяют диапазон  возможностей выбора той или  иной деятельности (например, экстраверсия–интроверсия  располагает к определенному  выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства  приобретают особое значение, если  они становятся осознаваемыми,  то есть приобретают символ, означивание  (калека не может знать об  ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут). [9, с. 61]

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются  сознательной саморегуляции и могут  стать не только предпосылкой, но и  результатом развития личности.

Использование индивидных свойств  как знаков лежит в основе происхождения  индивидуальных стилей и открывает  большие возможности компенсации  и коррекции.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые  он играет в обществе. Известно, что  каждый человек может выступать  сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты  характера, манеры поведения, формы  реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения её положения в  мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает  личность в качестве устойчивой целостности  психических процессов, свойств  и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. [9, с. 88]

Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Понятие  личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется  её сущность как совокупность всех общественных отношений. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые  человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

Слово «личность» употребляется  только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим  «личность новорожденного», понимая  его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального  окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное  выражение, а реальный факт. Но выражение  «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью  не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально-исторического  и онтогенетического развития человека.

А.Н.Леонтьев подчёркивал  невозможность поставить знак равенства  между понятиями «личность» и  «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое  индивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне  социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. На формирование личности оказывают  влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания  самостоятельности, инициативы, творчества. [9, с. 88]

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран  биологии, осуществляемая динамикой  нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социального «Я»  – это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает  «правилам жизни» другую.

Человек более универсален, его биологическая организация  позволяет в сравнении с иными  биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних  условий. Человеческий детеныш рождается  на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более  сложном мире – в социально  – сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю  свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша  над головой, а социальное место  в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс  обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация–  это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

Итак, процесс развития собственно личности может продолжаться как  угодно долго. Наука не установила никаких  количественных границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения. Человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становится личностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Творческая  личность и ее жизненный путь

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность  не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать  вывод о существовании особого  типа личности – «Человека творческого».

Специфика творческой личности в эмоциональном плане изучается  давно и на данный момент существуют две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень  здоровья, талант – это болезнь.

Традиционно последнюю точку  зрения связывают с именем Чезаре Ломброзо. Правда сам Ломброзо никогда  не утверждал, что существует прямая зависимость между гениальностью  и безумием, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая  деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у  великих мыслителей... Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду». [2, с. 97]

Информация о работе Творчество и личность