Учет темперамента и характера в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – уметь учитывать темперамент и характер в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте и характере ; раскрыть особенности детского хореографического коллектива; сделать анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей; рассмотреть принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива и проблему лидерства в хореографическом коллективе; раскрыть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА 5
Понятие темперамента и типов темпераментов 5
Понятие характера. 9

ГЛАВА 2.

УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. 26
. Понятие коллектива. Особенности детского хореографического коллектива. 26
. Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей 28
. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива. 32
. Проблема лидерства в хореографическом коллективе. 34
. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ» 
 

                                             Курсовая работа

по дисциплине «Психология»

на тему:

    «Учет темперамента и характера в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе» 
     

                                                                               Выполнил студент 2 курса

                                                                      Очного отделения

                                                                     Группы 2 ХТ 

                                                                     Протопопова Т.П. 

                                                                     Проверил: Захарова Е.А. 
 
 

                                                            

                                                 Ижевск 2011

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА             5                                                                                                      

      1. Понятие темперамента и типов темпераментов                       5                                                             
      2. Понятие характера.                                                                      9           

ГЛАВА 2.

УЧЕТ  ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.               26

    1. . Понятие коллектива. Особенности детского хореографического коллектива.                                                                                            26
    2. . Анализ возрастных и индивидуальных особенностей  детей       28
    3. .   Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива.                     32
    4. . Проблема лидерства в хореографическом коллективе.                  34
    5. . Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.                             36                                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     44                                                                                       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    48                                                               

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     49

  
 

ВВЕДЕНИЕ

      Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

      Несмотря  на то, что предпринимались неоднократные  и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

      Большую роль в формировании коллектива играет не только темперамент каждого члена коллектива, но и  характер, воля, мотивация поведения.

  Цель курсовой работы – уметь учитывать  темперамент и характер в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе.

 Для  реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

 рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте и характере ; раскрыть особенности детского хореографического коллектива; сделать анализ возрастных и индивидуальных особенностей  детей; рассмотреть принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива и проблему лидерства в хореографическом коллективе; раскрыть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.

ГЛАВА 1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА                                                                        

      1. Понятие темперамента и типов темпераментов.

     Темперамент (от лат. temperamentum — соразмерность; умеренность) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.[8, c.491]

Понятие темперамент возникло на основе учения древнегреческого  ученого и врача Гиппократа (VI в. до н. э.). Он описал основные типы темперамента, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением жидкостей в организме: крови, лимфы, желчи. Первую классификацию предложил Гален, и она относительно малоизвестном виде дошла до наших дней. Последний из известных ее описаний, которые используется в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Основу  для разработки действительно научной  теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах  нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось  детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. [10]

К свойствам  темперамента можно отнести те отличительные  индивидуальные признаки человека, которые  определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

А. В. Аверин в своей монографии «Психология личности» выделил следующие свойства темперамента:

1.Общая  психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцания до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема.

2. Моторный  или двигательный компонент. Тесно связан с предыдущим. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с двигательным и речедвигательным аппаратами. Этот компонент очень нагляден, он проявляет себя в движениях, речи индивида, в частности, амплитуде его движений, темпе речи, силе, резвости движений и других моторных показателях. На их основании мы чаще всего и составляем свое первое впечатление о темпераменте человека.

3.Эмоциональность – следующее основное свойство темперамента, представляет собой своеобразный симптомокомплекс свойств и качеств, характеризующий особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов, чувств и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.

4.Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует. Она в значительной мере связана с чувствительностью как сенсорной, так и эмоциональной. Поэтому у одних людей « всю кожу с сердца сдирает», а другие – «толстокожие» очень слабо реагируют на окружающее.

5. Импульсивность характеризует быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их.

6. Эмоциональная  лабильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек загорается и с какой быстротой он угасает.

7. Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию – интроверсию, которые связывают с силой – слабостью нервных процессов.

   8. Реактивность. Под нею понимают уровень интенсивности реакций индивида в ответ на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем выше реактивность. Индивиды с низкой реактивностью реагируют на раздражители согласно закону силы: возрастание силы раздражителя приводит к соответствующему росту интенсивности реакции. Поведение высокореактивных индивидов не подчиняется закону силы: даже при слабом раздражителе их реакция может быть значительно выше требуемой. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностью индивида. Высокореактивные индивиды обычно характеризуются пониженной активностью, их деятельность мало интенсивна. Низкореактивным индивидам свойственна высокая активность.[1, 89с] .

Свойства  темперамента — индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости эмоций, экспрессивность и энергичность движений, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства могут быть связаны с другими психологическими условиями — настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Вместе с тем свойства темперамента — это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы.[11, 688 с., 397с.]

Из ряда возможных сочетаний этих свойств  Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной  деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента Гиппократа: сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.[ 10]

Сангвиника  можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко  переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д'Артаньяна из «Трех мушкетеров» А. Дюма.

Информация о работе Учет темперамента и характера в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе