Учет темперамента и характера в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – уметь учитывать темперамент и характер в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте и характере ; раскрыть особенности детского хореографического коллектива; сделать анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей; рассмотреть принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива и проблему лидерства в хореографическом коллективе; раскрыть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА 5
Понятие темперамента и типов темпераментов 5
Понятие характера. 9

ГЛАВА 2.

УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. 26
. Понятие коллектива. Особенности детского хореографического коллектива. 26
. Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей 28
. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива. 32
. Проблема лидерства в хореографическом коллективе. 34
. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Для этого возраста занятия могут  проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более  сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

15-17 лет (9-11 классы) - в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода. 

    1.   Принцип индивидуального  подхода, как ядро  воспитательного  процесса участников хореографического коллектива

Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной  педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается  в необходимости постоянно учитывать  индивидуальные качества и особенности личности, характер и темперамент каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.

Индивидуальные  качества, способности играют огромную роль, особенно в организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников хореографического  коллектива определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики.

Индивидуальный  подход в хореографии — основа успешной работы коллектива.

Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и, отчасти, концертной практики хореографического коллектива.

Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность. [ 5 ]

В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики организации работы хореографического коллектива, когда приходится одновременно обучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий..

При составлении групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, в первую очередь физиологические, психические, возрастные. Хореографический коллектив объединяет детей самой различной подготовки, разных по социальному составу, а главное, разных по одаренности. Некоторые имеют недостатки в движениях, не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстро усваивать учебный материал.

Для развития хореографических навыков у менее одаренных участнитников необходимо использовать различные дополнительные приемы — предоставлять длительное время небольшие партии; заниматься индивидуально по особому плану; не форсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т. п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства - для достижения поставленных целей. Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление участника как исполнителя. [ 4 ]

Период этот сложный с точки зрения психологического настроя участников на занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении 1- 1,5 ч. репетиции отрабатывать один и тот же прием, движение, комбинации. Поэтому желательно чаще разнообразить задания, которые ставятся перед участниками. Помимо постановки рук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения движения, в занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средств его выражения.

Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными  участниками, необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых  занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими  ошибки. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам можно давать разучивать самостоятельно движения. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческое лицо.

Реализация  данной задачи основывается на диагностике  творческих способностей участников, точном определении уровня их художественно-исполнительских  и художественно-психологических  данных. Речь идет о выявлении индивидуальности участника, прежде всего с точки зрения его творческих возможностей, его типа характера и темперамента. На этом строится, из этого исходит организация педагогического процесса в хореографическом коллективе. [ 9 ]

    1. Проблема лидерства в хореографическом коллективе.

Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе, в том числе и а хореографическом коллективе, тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.

Но, с  позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, вследствие чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона.

Педагог или руководитель данного коллектива прибегает к таким методам, как  возвышение успехов других и унижение достижений конкретного лидера.

Появление лидера также может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.

Данная  ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко  реагировать на появление формальных и потенциальных лидеров, что часто приводит в еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Руководитель должен находиться на нейтральной позиции, но это не значит что все пустить на самотек.

Лишь  применение современных методик, диагностики, знание характера и темперамента участников хореографического коллектива позволит руководителю- хореографу найти наиболее приемлемые способы разрешения конфликтной ситуации, или не позволит появлению в коллективе резко выросших лидеров, что спасет коллектив от распада. 

    1. Методы  воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие  на повышение активности детей

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического  самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.

Методы  можно разделить на словесные, практические, наглядные [ 12, 38 c].

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.

В целях повышения эффективности  воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

Каждый  педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.

Информация о работе Учет темперамента и характера в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе