Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – уметь учитывать темперамент и характер в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте и характере ; раскрыть особенности детского хореографического коллектива; сделать анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей; рассмотреть принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива и проблему лидерства в хореографическом коллективе; раскрыть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА 5
Понятие темперамента и типов темпераментов 5
Понятие характера. 9
ГЛАВА 2.
УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. 26
. Понятие коллектива. Особенности детского хореографического коллектива. 26
. Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей 28
. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива. 32
. Проблема лидерства в хореографическом коллективе. 34
. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная
классификация относится в
Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э.Фромм и обозначил как социальную типологию характеров1. «Социальный характер, — пишет автор, — содержит ... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы»[6, 290 c]. Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.
Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э.Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:
1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из «благих намерений».
Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Э.Фромм писал: «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции — это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности»[15, 49],[16, 124-125 c].
Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем.
Интересно наблюдение Э.Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.
2. «Разрушитель*. Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия»[15, 155c]. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.
3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим, собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое» [16, 168 c]. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это — тип сознательного или бессознательного приспособленца.
Выведенная
Э.Фроммом типология реальна в
том смысле слова, что действительно
напоминает поведение многих людей
во время социальных событий, происходящих
в нашей стране сейчас или имевших место
в прошлом.
ГЛАВА 2.
УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА И
ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1. Понятие коллектива. Особенности детского хореографического коллектива
Коллектив (от лат.collectivus) – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, и общественных.[11, 532 c]
Хореография – искусство коллективное, способствующее развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности. Любой художественный коллектив всегда стремится создать такую атмосферу, при которой эти качества развивались бы гармонично.
Детский
хореографический коллектив – это особая
среда, предоставляющая самые широчайшие
возможности для развития ребенка: от
изначального пробуждения интереса к
искусству танца до овладения основами
профессионального мастерства. Хореография
как вид искусства обладает скрытыми резервами
для развития и воспитания детей. Это синтетический
вид искусства, основным средством которого
является движение во всем его многообразии.
Высочайшей выразительности оно достигает
при музыкальном оформлении. Музыка –
это опора танца. Движение и музыка, одновременно
влияя на ребенка, формируют его эмоциональную
сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
воздействуют на его двигательный аппарат,
развивают слуховую, зрительную, моторную
(или мышечную) память, учат благородным
манерам. Воспитанник познает многообразие
танца: классического, народного, бального,
современного и др. Хореография воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение
добиваться цели, формирует эмоциональную
культуру общения. Кроме того, она развивает
ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью,
координацией, пространственной ориентацией
помогает детям понять себя, лучше воспринимать
окружающую действительность, свободно
и активно использовать свои знания и
умения не только на занятиях танцем, но
и в повседневной жизни. Танцевальное
искусство обладает огромной силой в воспитании
творческой, всесторонне развитой личности.
Занятия хореографией приобщают ребенка
к миру прекрасного, воспитывают художественный
вкус. Соприкосновение с танцем учит детей
слушать, воспринимать, оценивать и любить
музыку. Хореографические занятия совершенствуют
детей физически, укрепляют их здоровье.
Они способствуют правильному развитию
костно-мышечного аппарата, избавлению
от физических недостатков, максимально
исправляют нарушения осанки, формируют
красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают
напряжение, активизируют внимание, усиливают
эмоциональную реакцию и, в целом, повышают
жизненный тонус учащегося. В танце находит
выражение жизнерадостность и активность
ребенка, развивается его творческая фантазия,
творческие способности: воспитанник
учится сам создавать пластический образ.
Выступления перед зрителями являются
главным воспитательным средством: переживание
успеха приносит ребенку моральное удовлетворение,
создаются условия для реализации творческого
потенциала, воспитываются чувство ответственности,
дружбы, товарищества. Поэтому главная
задача педагога – помочь детям проникнуть
в мир музыки и танца, а не подготовить
их к профессиональной сцене.
Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.
Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.
В
тесной связи с возрастными
Принято считать [ 2 , 38 c. ]:
от рождения до года - младенческий возраст,
от года до 3-х лет - преддошкольный возраст,
от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст,
от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст,
от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый)
от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский)
К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.
К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.
7-11 лет (1-3 класс) - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.
11-14 лет (4-8 класс) - в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.
Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности -оно исходит из желания быть и считаться взрослым.
Эмоциональное
состояние характеризуется