Учет темперамента и характера в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – уметь учитывать темперамент и характер в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте и характере ; раскрыть особенности детского хореографического коллектива; сделать анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей; рассмотреть принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива и проблему лидерства в хореографическом коллективе; раскрыть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА 5
Понятие темперамента и типов темпераментов 5
Понятие характера. 9

ГЛАВА 2.

УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. 26
. Понятие коллектива. Особенности детского хореографического коллектива. 26
. Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей 28
. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников хореографического коллектива. 32
. Проблема лидерства в хореографическом коллективе. 34
. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Без четко  сформулированного индивидуального  подхода к каждому отдельному участнику хореографического коллектива невозможна и плодотворная педагогическая и воспитательная деятельность всего коллектива; руководитель коллектива обязан знать индивидуальные особенности каждого участника, и исходя из них строить как свою педагогическую деятельность, так и творческую атмосферу всего коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин  А.В.  «Психология личности» Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999.
  1. Возрастная  и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия- 2000г.
  2. Кречмер Э. Строение тела и характера. Психология индивидуальных различий. — М, 1982.
  3. Куликова С.Т. Культура и личность. М.: 2002
  4. Кусков М.Н. Культурное воображение, как перелом…- М.: 2001
  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Психология индивидуальных различий: Тексты. — М, 1982.
  6. Матюшина А.М. Развитие творческой активности школьников– М.: Педагогика, 1991
  1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь.
  1. Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура.
  2. Небылицын В.Д. Темперамент. www.psychology.ru
  3. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Пуляева Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2001
  5. Рубинштейн С. Основы общей психологии. www.gumer.info
  6. Сухомлинский А.В. Избранные педагогические сочинения: В З т. М.1981. т.3.
  7. Фромм Э. Характер и социальный прогресс. Психология личности: Тексты. — М., 1982.
  8. Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990
  9.   Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.

Приложение.

Тест  «Методика изучения темперамента»

«Тесты  для отбора персонала» Л.Г.Серова, 2004, Ростов- на-Дону, с 36-41

Из четырех предложенных вариантов под каждым номером утверждений выберите наиболее вам свойственно:

         1.1.неусидчивый, суетливый;

         1.2.веселый и жизнерадостный;

          1.3.спокойный и хладнокровный;

          1.4.стеснительный и застенчивый.

   2.

          2.1.невыдержанный и вспыльчивый;

          2.2.энергичный и деловитый;

          2.3.последовательный и обстоятельный;

          2.4.расстеряный в новой обстановке. 

  3.

          3.1.нетерпеливый;

          3.2.не доводите начатое дело  до конца;

          3.3.осторожный и рассудительный;

          3.4.затрудняетесьтановить контакт  с новыми людьми.

4.

          4.1.резки и прямолинейны в отношениях  с людьми;

          4.2.склоны переоценивать себя;

          4.3.умеете ждать;

          4.4.не верите в свои силы.

5.

          5.1.решительны и инициативны;

          5.2.способны быстро схватывать  новое;

          5.3.молчаливы и не любите попусту  болтать;

          5.4.легко переносите одиночество.

6.

          6.1.упрямы;

          6.2.неустойчивы в интересах и склонностях;

          6.3.обладаете спокойной, ровной  речью, с паузами;

          6.4.чувствуете подавленность и  растерянность при неудачах.

7.

         7.1.находчивы в споре;

         7.2.легко переживаете неудачи  и неприятности;

         7.3.сдержанный и терпеливый;

         7.4.склонный уходить в себя.

8.

         8.1.склонны к риску;

         8.2.легко приспосабливаются к  различным обстоятельствам;

         8.3.доводит начатое дело до  конца;

         8.4.быстро утомляется. 

9.

        9.1.работает рывками;

        9.2.с увлечением берутся за  любое новое дело;

        9.3.не растрачивают попусту силы;

        9.4.обладаете слабой тихой речью,  иногда снижающей.

10.

       10.1.незлобны на память;

       10.2.быстро остываете, если что-то  перестает вас интересовать;

       10.3.строго придерживаетесь выбранного  вами распорядка дня, системы  в работе;

       10.4.невольно приспосабливаетесь  к характеру собеседника.

11.

       11.1.обладаете быстрой, страстной речью, со сбивчивыми интонациями;

       11.2.быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;

       11.3.легко сдерживаете порыв;

       11.4.впечатлительны до слезливости.

12.

       12.1.неуравновешанны и склонны  к горячности;

       12.2.тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

       12.3. мало восприимчивы к одобрению  или порицанию;

       12.4.предъявляете высокие требования  к себе и окружающим.

13.

       13.1.бываете агрессивной забиякой;

       13.2. общительны и отзывчивы, не  чувствуете скованности;

       13.3.незлобны, проявляете  снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

       13.4.склонны к подозрительности, мнительности.

14.

       14.1.нетерпеливы к недостатка;

       14.2.выносливы и работоспособны;

       14.3.постоянны в своих интересах;

       14.4.болезненно чувствительны, легко  ранимы.

15.

       15.1.обладаете выразительной мимикой;

       15.2.обладаете громкой, быстрой,  отчетливой речью, сопровождающейся  живыми жестами и выразительной  мимики;

       15.3.медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

       15.4.черезвычайно обидчивы.

16.

       16.1.способны быстро действовать  и решать;

       16.2.сохраняете самообладание в  неожиданно сложной обстановке;

       16.3.ровны в отношениях со всеми;

       16.4.скрыт и необщительны.

17.

      17.1.неустанно стремитесь к новому;

      17.2.обладаете всегда бодрым настроением;

      17.3.любите аккуратность во всем;

      17.4.мало активны и робки.

18.

       18.1.обладаете резкими порывистыми  движениями;

       18.2.быстро засыпайте и пробуждайтесь;

       18.3.с трудом приспосабливаетесь  к новой обстановке;

       18.4.безропотны и покорны.

19.

        19.1.несобраны, проявляете неспешность  в решениях;

       19.2.настойчивы в достижении поставленной цели;

        19.3.интересны, малоподвижны;

       19.4.стремитесь вызвать сочувствие  и помощь других.

20.

       20.1.склонны к резким сменам  настроения;

       20.2.склонны иногда скользить по  поверхности, отвлекаться;

       20.3.обладаете выдержкой;

       20.4.черезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

  Обработка результатов

  Подсчитайте,  сколько вы раз выбрали вариант  1, сколько2, сколько 3 и 4. Умножьте  каждую из 4 сумм на 5.

  Таким образом,  вы получите  процентное содержание  ответов.

  Чтобы проверить себя, подсчитайте, в сумме должно получиться 100%.

   Четыре  варианта ответов соответствует  четырем типам темперамента:

1-холерический;

2-сагвинический;

3- меланхоличный.

  Если процентное  содержание какого-либо темперамента составляет 40% - этот тип доминирует.

  30-35% - этот  тип темперамента ярко выражен;

  20-29% - качество  достаточно выражено, и его надо  учитывать;

  20% - слабо  выражено;

  10% - не в  счет.

  Характерные черты  представителей 4 типов   темперамента.

  Холерик - безудержный, неуравновешенный тип. Эмоции бурные, вспышками. Резкая смена настроения. Речь сбивчивая, нервная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремиться к новому.

  Сангвиники - живой, уравновешенный. Выдержан, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается. Инициативен, но в решениях часто не собран.

  Флегматик -  уравновешенный, малоподвижный пит. Эмоции слабо выражены, устойчивы. Осторожен,  рассудителен. Малоподвижен, инертен. Осторожен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включаются в работу, медленно переключаются с одного дела на другое.

    Меланхолик -  неуравновешенный, малоподвижный тип. Все эмоции внутри, как правило, это его переживания. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Движения рук стеснительные. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях, в новой обстановке и деятельности не теряется. Отлично справляется в ситуации монотонности и длительно однообразной деятельности.

  Среди руководителей  чаще встречаются сангвиники  – это наиболее подходящий  тип темперамента для линейного  руководства (начальников цехов,  участков, прорабов, мастеров). Для этих  так же категорий руководителей  наименее подходят меланхолики – их встречается меньше всего. Хотя каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально, с учетом других особенностей личности.

Информация о работе Учет темперамента и характера в процессе обучения и воспитания в хореографическом коллективе