Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:07, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выделить основные подходы к пониманию стресса.
2. Дать понятия стресса и его виды.
Указать основные причины, признаки и стадии стресса.
Выявить отрицательное и положительное влияние стресса на организм человека.
Изучить стрессовые ситуации студентов.
Систематизировать рекомендации “Как противостоять стрессу?”.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стресс и его особенности
Понятие стресса, его виды и стадии…………………………………..6
1.2. Признаки и причины стресса………………………………………….12
Заболевания, вызванные стрессом……………………………………14
Способы борьбы со стрессом…………………………………………16
1.5. Психологические особенности студенческого возраста…………….18
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов
2.1. Предмет, цели, задачи исследования…………………………………24
2.2. Результаты исследования……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………30
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уссурийский государственный педагогический институт
Факультет восточных языков
Уровень выраженности стресса у студентов
Курсовая работа по психологии
Выполнил: студентка
восточного факультета
Проверил: Калиниченко О.В.
г. Уссурийск, 2006
Глава 1. Стресс и его особенности
1.2. Признаки
и причины стресса…………………………………
1.5. Психологические
особенности студенческого
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов
2.1. Предмет, цели,
задачи исследования……………………………
2.2. Результаты
исследования…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………30
Приложение……………………………………………………
Тема настоящего реферата – “Уровень выраженности стресса у студентов”.
Проблема стресса является одной из самых актуальных проблем нынешних дней.
Современному человеку живётся гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объёма информации даёт ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог.
Частые конфликты (на работе и дома) и большие внутренние напряжения могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.
Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды [4].
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления [3].
Стресс… Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.
Распространенная прежде фраза “все болезни от нервов” трансформировалась – “все болезни от стрессов”. И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30 - 50% посещающих поликлиники – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния[15].
Принято считать, что студенческие годы самое беззаботное время в жизни человека. Большинство из тех, у кого сегодня есть студенческий билет, не согласятся с этой банальной и, увы, несправедливой доктриной. Стрессовых ситуаций в жизни современного студента хоть отбавляй, есть, отчего волноваться, а то и впадать в депрессию или в истерику [16].
В каких же стрессовых ситуациях чаще всего оказывается студенческая молодежь?
Прежде всего, на экзамене. Все студенты переживают стресс первой сессии, когда еще нет опыта оценки собственных знаний, и ты даже не можешь понять, готов ли к экзамену. Результат - внутренняя напряженность, тревожность. Позже студенты, как правило, знают заранее, что получат по той или иной дисциплине. И не ошибаются в прогнозах. Кроме того, общаясь, студент взаимодействует с широким кругом людей - однокурсники, преподаватели. Стрессовые ситуации как побочный момент общения особенно часто возникают в общежитиях. Психологические сложности испытывают первокурсники, приехавшие учиться в город из поселков и деревень. Из тесного круга родных и знакомых они попадают на большие улицы и широкие площади, где все чужие, ничего друг о друге не знают, и знать не хотят. Здесь ты сам по себе, сам за себя отвечаешь. К этому надо привыкнуть. У таких ребят возникает к тому же стрессовое ощущение времени. В деревне “студенческие” стрессы не освобождают от прочих, общечеловеческих. Например, от неразделенной любви.
В ходе нашей работы было проведено исследование, предметом которого стал стресс в студенческой среде. Изучив различный материал по этому вопросу, мы пришли к выводу, что в психологии наблюдается дефицит научного знания по данной проблеме.
Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
2. Дать понятия стресса и его виды.
За основу нашего исследования мы взяли тестовую методику по Годфруа, в которой помещены стрессовые ситуации различных уровней.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются общие теоретические подходы к пониманию понятия стресса, а также описываются психологические особенности студенческого возраста. Вторая глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования уровня выраженности стресса у студентов. В заключении подводятся итоги теоретического анализа и проведённого экспериментального исследования. Приложение содержит сводную таблицу результатов исследования. Список литературы включает 20 источников.
Термин "стресс" стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и емкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.
Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагополучных факторов (стрессоров)". В свою очередь психологический словарь [10] рассматривает стресс как “обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое".
Понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое возмущение в окружающей среде. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., очень быстро вышло за границы узко биологической трактовки и стало широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. В последующем под стрессом стали понимать состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях [6].
Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная канадским физиологом Г.Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии.
В 1936 году он опубликовал в журнале «Nature» знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В ней приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, то есть о состоянии неспецифического напряжения в организме, вызванном любым внешним повреждающим агентом, или агрессором, как назвал его Г. Селье [4]. Стресс в первоначальном значении понимался им как общий адаптационный синдром, то есть совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма, обусловленное влиянием любого вредоносного агента (физического, химического, биологического, психического) [11]. Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов, в результате чего изменяется режим работы многих важнейших органов и систем. В борьбе с болезнетворными агентами организм напрягается, мобилизует все силы и ищет те или иные пути для приспособления к опасности [11]. В этом, по мнению Г. Селье, и состоит основное биологическое значение стресса, который получил название общего адаптационного синдрома.
Рассмотренное выше положения Г. Селье господствовали в науке много лет, однако, позднее появились данные о том, что его точка зрения преувеличена. Например, американский физиолог М. Мейсон показал, что некоторые вредные физические условия (голод, жара, физическая нагрузка) не вызывают общего адаптационного синдрома, а если он и возникает, то необязательно проявляются все характерные его симптомы [16].
Отечественные ученые справедливо отмечают и другие слабые стороны концепции Г. Селье и его школы. Они усматривают основную ошибку Г. Селье в том, что к механизмам не специфического приспособления он относил лишь физиологические изменения в организме, игнорируя роль психических процессов. В действительности процесс приспособления организма имеет более сложную природу, в которой ведущая и решающая роль принадлежит нервной системе. В настоящее время многие исследователи предполагают, что в основном физиологическая ответная реакция человека определяется непосредственно не присутствием стрессора, а его психологическим воздействием на личность [11].
Первым попытался
разграничить физиологическое и
психологическое понимание
С точки зрения Р.С. Немова [8], стресс представляет собой состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
В свою очередь, Л.Д. Столяренко пишет, что стресс – это “…состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку” [13, стр. 125].
В зависимости от вида стрессора
(фактора, вызывающего состояние
стресса) и характера его влияния
выделяют различные виды стресса, в
наиболее общей классификации –
физиологический и
Состояние стресса может быть острым или принимать хронический характер. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса. В наше время стресс принял характер эпидемии.
В зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным. В концепции Селье различают позитивный эустресс (eustress) и негативный дистресс (distress).
Информация о работе Уровень выраженности стресса у студентов