Уровень выраженности стресса у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:07, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выделить основные подходы к пониманию стресса.
2. Дать понятия стресса и его виды.
Указать основные причины, признаки и стадии стресса.
Выявить отрицательное и положительное влияние стресса на организм человека.
Изучить стрессовые ситуации студентов.
Систематизировать рекомендации “Как противостоять стрессу?”.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стресс и его особенности
Понятие стресса, его виды и стадии…………………………………..6
1.2. Признаки и причины стресса………………………………………….12
Заболевания, вызванные стрессом……………………………………14
Способы борьбы со стрессом…………………………………………16
1.5. Психологические особенности студенческого возраста…………….18
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов
2.1. Предмет, цели, задачи исследования…………………………………24
2.2. Результаты исследования……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курс. по псих.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Уссурийский государственный  педагогический институт

Факультет восточных  языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень выраженности стресса у студентов

Курсовая работа по психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка

восточного факультета

Проверил: Калиниченко  О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Уссурийск, 2006

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Стресс и его особенности

    1. Понятие стресса, его виды и стадии…………………………………..6

    1.2. Признаки  и причины стресса………………………………………….12

    1. Заболевания, вызванные стрессом……………………………………14
    2. Способы борьбы со стрессом…………………………………………16

    1.5. Психологические  особенности студенческого возраста…………….18 

Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов

2.1. Предмет, цели, задачи исследования…………………………………24

2.2. Результаты  исследования……………………………………………...25

Заключение…………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………30

Приложение…………………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Тема настоящего реферата – “Уровень выраженности стресса у студентов”.

Проблема стресса  является одной из самых актуальных проблем нынешних дней.

Современному человеку живётся  гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объёма информации даёт ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог.

Частые конфликты (на работе и дома) и большие внутренние напряжения могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.

Предпосылкой  возникновения и широкого распространения  учения о стрессе можно считать  возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды [4].

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений  психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления [3].

Стресс… Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная  прежде фраза “все болезни от нервов”  трансформировалась – “все болезни  от стрессов”. И не без оснований. По данным Всемирной организации  здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30 - 50% посещающих поликлиники – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния[15].

Принято считать, что студенческие годы самое беззаботное время в жизни человека. Большинство из тех, у кого сегодня есть студенческий билет, не согласятся с этой банальной и, увы, несправедливой доктриной. Стрессовых ситуаций в жизни современного студента хоть отбавляй, есть, отчего волноваться, а то и впадать в депрессию или в истерику [16].

В каких же стрессовых ситуациях чаще всего оказывается  студенческая молодежь?

Прежде всего, на экзамене. Все студенты переживают стресс первой сессии, когда еще нет опыта оценки собственных знаний, и ты даже не можешь понять, готов ли к экзамену. Результат - внутренняя напряженность, тревожность. Позже студенты, как правило, знают заранее, что получат по той или иной дисциплине. И не ошибаются в прогнозах. Кроме того, общаясь, студент взаимодействует с широким кругом людей - однокурсники, преподаватели. Стрессовые ситуации как побочный момент общения особенно часто возникают в общежитиях. Психологические сложности испытывают первокурсники, приехавшие учиться в город из поселков и деревень. Из тесного круга родных и знакомых они попадают на большие улицы и широкие площади, где все чужие, ничего друг о друге не знают, и знать не хотят. Здесь ты сам по себе, сам за себя отвечаешь. К этому надо привыкнуть. У таких ребят возникает к тому же стрессовое ощущение времени. В деревне “студенческие” стрессы не освобождают от прочих, общечеловеческих. Например, от неразделенной любви.

В ходе нашей  работы было проведено исследование, предметом которого стал стресс в  студенческой среде. Изучив различный материал по этому вопросу, мы пришли к выводу, что в психологии наблюдается дефицит научного знания по данной проблеме.

Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также  разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Выделить основные подходы к пониманию стресса.

2.  Дать понятия стресса  и его виды.

  1. Указать основные причины, признаки и стадии стресса.
  2. Выявить отрицательное и положительное влияние стресса на организм человека.
  3. Изучить стрессовые ситуации студентов.
  4. Систематизировать рекомендации “Как противостоять стрессу?”.

За основу нашего исследования мы взяли тестовую методику по Годфруа, в которой помещены стрессовые ситуации различных уровней.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются общие теоретические подходы к пониманию понятия стресса, а также описываются психологические особенности студенческого возраста. Вторая глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования уровня выраженности стресса у студентов. В заключении подводятся итоги теоретического анализа и проведённого экспериментального исследования. Приложение содержит сводную таблицу результатов исследования. Список литературы включает 20 источников.  

 

 

 

 

 

Глава 1. Стресс и его особенности.

1.1. Понятие  стресса, его виды и стадии

 

 

Термин "стресс" стал привычным  в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и емкое слово  мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Слово "стресс" пришло к нам из английского языка  и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагополучных факторов (стрессоров)". В свою очередь психологический словарь [10] рассматривает стресс как “обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое".

Понятие стресса можно  отнести к одной из базовых  научных категорий, которая стала  предметом изучения целого комплекса  дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое возмущение в окружающей среде. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., очень быстро вышло за границы узко биологической трактовки и стало широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. В последующем под стрессом  стали понимать состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях [6].

Существуют различные научные  подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная канадским физиологом Г.Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии.

В 1936 году он опубликовал  в журнале «Nature» знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В ней приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, то есть о состоянии неспецифического напряжения в организме, вызванном любым внешним повреждающим агентом, или агрессором, как назвал его Г. Селье [4]. Стресс в первоначальном значении понимался им как общий адаптационный синдром, то есть совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма, обусловленное влиянием любого вредоносного агента (физического, химического, биологического, психического) [11]. Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов, в результате чего изменяется режим работы многих важнейших органов и систем. В борьбе с болезнетворными агентами организм напрягается, мобилизует все силы и ищет те или иные пути для приспособления к опасности [11]. В этом, по мнению Г. Селье, и состоит основное биологическое значение стресса, который получил название общего адаптационного синдрома.

Рассмотренное выше положения Г. Селье господствовали в науке много лет, однако, позднее  появились данные о том, что его  точка зрения преувеличена. Например, американский физиолог М. Мейсон показал, что некоторые вредные физические условия (голод, жара, физическая нагрузка) не вызывают общего адаптационного синдрома, а если он и возникает, то необязательно проявляются все характерные его симптомы [16].

Отечественные ученые справедливо отмечают и другие слабые стороны концепции Г. Селье  и его школы. Они усматривают  основную ошибку Г. Селье в том, что  к механизмам не специфического приспособления он относил лишь физиологические  изменения в организме, игнорируя роль психических процессов. В действительности процесс приспособления организма имеет более сложную природу, в которой ведущая и решающая роль принадлежит нервной системе. В настоящее время многие исследователи предполагают, что в основном физиологическая ответная реакция человека определяется непосредственно не присутствием стрессора, а его психологическим воздействием на личность [11].

Первым попытался  разграничить физиологическое и  психологическое понимание стресса  видный американский ученый Р. Лазарус, который предложил дифференцировать физиологический и психологический виды стресса. Они, по его мнению, существенно отличаются друг от друга особенностями раздражителей (агрессоров) их вызывающих, механизмом возникновения и характером ответной реакции. По Р. Лазарусу, анализ психического стресса требует учета ряда интеллектуальных и личностных моментов: значимость ситуации для субъекта, отношение личности к ней. Особое внимание Лазарус уделяет процессу оценки угрозы. Угрозу он понимает как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой- то опасной для него ситуацией [16].

С точки зрения Р.С. Немова [8], стресс представляет собой состояние  душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

В свою очередь, Л.Д. Столяренко пишет, что стресс – это “…состояние  чрезмерно сильного и длительного  психологического напряжения, которое  возникает у человека, когда его  нервная система получает эмоциональную перегрузку” [13, стр. 125].

В зависимости от вида стрессора (фактора, вызывающего состояние  стресса) и характера его влияния  выделяют различные виды стресса, в  наиболее общей классификации –  физиологический и психологический  стресс, который, в свою очередь, делится на информационный и эмоциональный [10].

Состояние стресса может  быть острым или принимать хронический  характер. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные  ситуации. В этом случае мы имеем  дело с острым стрессом. Сейчас особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса. В наше время стресс принял характер эпидемии.  

В зависимости  от того, какие результаты и какой  ценой достигнуты человеком в  ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным. В концепции Селье различают позитивный эустресс (eustress) и негативный дистресс (distress).

Информация о работе Уровень выраженности стресса у студентов