Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:07, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выделить основные подходы к пониманию стресса.
2. Дать понятия стресса и его виды.
Указать основные причины, признаки и стадии стресса.
Выявить отрицательное и положительное влияние стресса на организм человека.
Изучить стрессовые ситуации студентов.
Систематизировать рекомендации “Как противостоять стрессу?”.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стресс и его особенности
Понятие стресса, его виды и стадии…………………………………..6
1.2. Признаки и причины стресса………………………………………….12
Заболевания, вызванные стрессом……………………………………14
Способы борьбы со стрессом…………………………………………16
1.5. Психологические особенности студенческого возраста…………….18
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов
2.1. Предмет, цели, задачи исследования…………………………………24
2.2. Результаты исследования……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………30
Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. Факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), очень разнообразны и многочисленны.
Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству.
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
В данной работе мы подробно изучили студенческий возраст как отдельную социально – психологическую категорию и выяснили, что в этом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, изменение личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности и принятием новых социальных ролей. А следовательно, существует и множество неблагоприятных факторов, способных вызвать стрессовую реакцию. Таким образом, мы пришли к выводу, что актуально и целесообразно изучать стресс в студенческой среде.
В ходе нашей работы было проведено исследование, в результате которого мы пришли к следующим выводам:
Во – первых, мы выяснили, что средний уровень выраженности стресса у студентов восточного факультета УГПИ, который составляет 864 единицы, превышает средний уровень стресса американских студентов, который равен 767 единицам. Во – вторых, мы пришли к выводу, что девушки восточного факультета, у которых уровень стресса составляет 914 единиц, более подвержены стрессам со стороны аффективных связей, а юноши (757 единиц) – со стороны учёбы. Кроме того, мы проследили динамику подверженности стрессам, которая имеет следующий вид: на первом курсе (уровень стресса 982 единицы) студенты наиболее подвержены стрессам на уровне личных установок; на втором (уровень стресса 653 единицы) – на уровне учёбы; на третьем курсе для студентов наиболее характерны стрессовые ситуации со стороны личных установок, при этом уровень стресса составляет 1218 единиц; что касается студентов 4 курса, то у них наиболее преобладают стрессовые ситуации на уровне аффективных связей (уровень стресса 699 единиц).
В заключении хотелось бы сказать, по словам Ганса Селье [11], стресс - это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем. И если уж жизнь без стресса невозможна, стоит, я думаю, научиться отличать неудачу от катастрофы, чаще отдыхать, заниматься спортом, не забывать хвалить самих себя за достижения и побольше думать о хорошем.
8. Немов Р.С. Общие основы психологии/ Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 3 – е изд. - Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 688 с.
9. Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – 3 – е издание, перераб. и допол. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
10. Психология. Словарь/ Под
общ. ред. А.В. Петровского, М.
12. Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 352 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология: Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 447 с.
Информация о работе Уровень выраженности стресса у студентов