Уровень выраженности стресса у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:07, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выделить основные подходы к пониманию стресса.
2. Дать понятия стресса и его виды.
Указать основные причины, признаки и стадии стресса.
Выявить отрицательное и положительное влияние стресса на организм человека.
Изучить стрессовые ситуации студентов.
Систематизировать рекомендации “Как противостоять стрессу?”.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стресс и его особенности
Понятие стресса, его виды и стадии…………………………………..6
1.2. Признаки и причины стресса………………………………………….12
Заболевания, вызванные стрессом……………………………………14
Способы борьбы со стрессом…………………………………………16
1.5. Психологические особенности студенческого возраста…………….18
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов
2.1. Предмет, цели, задачи исследования…………………………………24
2.2. Результаты исследования……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курс. по псих.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Эустресс мобилизирует возможности  организма человека, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям (инфекциям, кровопотере и др.), может приводить к облегчению течения и даже полному исчезновению многих заболеваний (язва, аллергия, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца и др.).

Если опасность, угроза, обида, обилие информации или, наоборот, полное её отсутствие оказывают отрицательное, демобилизующее влияние на человека и его деятельность полностью дезорганизуется, он подвергается влиянию дистресса [9].

Московский психолог М.И. Станкин [12] выделяет следующие фазы стресса: тревога, бегство и истощение.

 

 

 

В фазе тревоги  резко увеличивается приток адреналина в кровь, учащается сердцебиение, увеличивается количество сахара в  крови, разогреваются мышцы, мобилизуются резервные силы организма и значительно  повышается работоспособность человека. Организм подготавливается к эффективной деятельности. Это имеет место, например, когда стресс вызван опасной ситуацией, холодовым воздействием, воздержанием от пищи. В этих случаях стресс “будит” скрытые силы организма, “призывая к оружию”, увеличивая силу, скорость, гибкость движений, которые после ликвидации напряжения, вызванного перегрузками нервной системы, возвращаются к первоначальным величинам [12].

Фаза борьбы или бегства (иногда замирания, оцепенения) врождённая. Однако у человека эти формы реакции в ходе эволюции заторможены, и организм часто не может эффективно использовать выделившуюся в результате стресса энергию. Это приводит к переутомлению, износу организма, стойкой патологии. При этом страдает скелетно-мышечная система. Мышцы напрягаются, и кровоснабжение их возрастает. Сокращаются мышцы спины с целью подготовить тело к быстрому рывку с места. Если при этом не происходит действия, а ситуация продолжает оставаться стрессорной, то в крови повышается содержание продуктов обмена веществ, и индивид испытывает боль, чаще всего в пояснице.

И, наконец, третья стадия – истощение. Перенесённое возбуждение, мобилизация и активизация на короткий срок всех сил организма, большой  расход жизненной энергии требуют  последующего восстановления. При остром или часто повторяющемся стрессе организм некоторое время не может восстановить необходимую для нормальной жизнедеятельности энергию и может развиться хронический стресс, вызывающий целую палитру заболеваний.

 

 

Таким образом, мы выяснили, что в психологии существуют две базовые концепции на определение понятия стресс. Первая утверждает, что стресс - это определенная ситуация, объективная среда, внешние факторы, которые могут изменить поведение человека, а его личностная реакция является следствием воздействия данных обстоятельств. Согласно второй - стресс есть внутреннее состояние, которое переживает человек и которое может трансформироваться и переходить в хронические формы.

Однако на наш взгляд, истина, скорее всего, находится где-то посередине. Стресс - и сложная ситуация, и переживания человека.

Кроме того, мы рассмотрели  основные виды стресса и выяснили, как стресс связан с постепенным  истощением резервов организма, который  старается приспособиться к новым  условиям среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Признаки  и причины стресса

 

 

Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские  признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное  напряжение.

Физиологические признаки: учащенное  дыхание, частый пульс,    покраснение или побледнение кожи лица,  увеличение адреналина в крови, потение.

Психологические признаки: изменение  динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции  памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения.

Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.

Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница.

С точки зрения Л.Д. Столяренко [13], проявлениями стресса являются дезорганизация деятельности, а также  нарушение нормального хода поведения и физического здоровья.

Столкнувшись с экстремальной  ситуацией (или восприняв ее такой), человек испытывает резкий рост эмоционального напряжения. Он боится, что не справится  с этой ситуацией, что последняя  нанесет ему ущерб. В результате у человека появляется состояние тревоги. Эмоциональное возбуждение растет и начинает мешать выполнению той деятельности, которой человек занят. Деятельность дезорганизуется: появляются ошибки, увеличивается время выполнения отдельных действий, нарушается процесс планирования и оценки деятельности. Всё это вызывает отрицательные эмоции, добавляет беспокойства, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку. Как следствие, растет состояние напряжение, приводящее к еще большим ошибкам  и дефектам деятельности. Получается замкнутый круг “втягивания” человека в стресс [6].

Причины стрессов разнообразны и, во многом, индивидуальны. Каждый человек имеет от природы  какие-либо духовные или психологические  потребности. Иначе говоря, каждый человек желает каким-либо образом самореализоваться. Если самореализоваться не получается, то человек испытывает в лучшем случае раздражение и беспокойство, а в худшем ему не хочется жить.

Среди других причин можно выделить: моральное или  физическое одиночество, усталость умственная и физическая, быстрый ритм жизни и его резкая смена, большое количество информации, различные житейские неудачи. Конечно, особняком стоит потеря чего-либо значимого, особенно близких людей [3].

В наши дни много  говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды и ухудшением шумового фона, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника.

Итак, в данной главе мы подробно рассмотрели возможные проявления стрессовой реакции, а также причины её возникновения. Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), могут быть разнообразными. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д.

 

 

 

1.3. Заболевания,  вызванные стрессом

 

 

В настоящее  время наблюдается рост числа  заболеваний, вызванных стрессом. Это  объясняется социальными катаклизмами в стране. Появившейся безработицей, постоянными задержками с выплатой зарплаты, неуверенностью в завтрашнем дне, разгулом преступности, постоянными локальными войнами, участившимися конфликтами с детьми и их родителями. Следствием стресса могут стать неврозы, сердечно – сосудистая недостаточность, язвенная болезнь, сахарный диабет, экзема и др. болезни [12].

Частота неврозов за последние 60 лет возросла более  чем в 20 раз. Это является следствием, с одной стороны, ускорения темпа  жизни, с другой, - возросшей ответственностью за результаты работы, за любое принятое решение. Положение усугубляется сложностью современной техники, с которой ежедневно контактируют домашняя хозяйка, рабочий, инженер, исследователь[16].

Невроз имеет  три основные формы: неврастению, истерию  и невроз навязчивых состояний. Неврастения у представителей педагогической профессии встречается наиболее часто. Она сопровождается повышенной раздражительностью, утомляемостью, подавленным настроением, физическим истощением.

Как это ни парадоксально, но стресс может вызвать и избыток  положительных эмоций. Медикам известен “Синдром Стендаля” [12]. Знакомясь во Флоренции с произведениями художников эпохи Возрождения,  Стендаль потерял сознание. Несоизмеримый по возможностям человека объём положительных эмоций может вызвать шоковое состояние. По имени первого человека, случившееся с которым было изучено медиками, болезнь получила соответствующее название.

Стресс воздействует и  на щитовидную железу, которая поддерживает иммунитет тела. Вот почему подверженный стрессорным реакциям человек часто болеет. Очевидно, стресс не всегда приводит к заболеванию, но субъективно он, как правило, сопровождается болью в затылке, шее, животе, спине, глазных яблоках, тяжестью в желудке, а при очень сильных эмоциях тошнотой, рвотой, обильным потоотделением, одышкой, чувством усталости, дрожью в коленях [16].

В последние десятилетия  специалистами получены многочисленные доказательства того, что нарушения  в работе иммунной системы при  длительном стрессе ведут к онкологическим заболеваниям, аллергиям, понижают сопротивляемость организма к различным инфекциям. То есть подверженность многим болезням - от рака до легких простуд - плата за перенапряжение при стрессе.

Таким образом, мы пришли к  выводу, что стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, а здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. В связи с этим в последние десятилетия значительно возрос интерес современной науки к проблеме адаптации человека к критическим факторам среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Способы борьбы со  стрессом

 

 

Специалисты делят  методы борьбы со стрессом на “экологические”  и “неэкологические” [12]. “Неэкологические”  методы (употребление алкоголя, наркотиков, курение, переедание) могут помочь снять  напряжение, но могут обернуться новыми проблемами – болезнями, лишним весом или выработкой зависимости.

Психотерапевты убеждены, что можно использовать стресс во благо, нужно лишь научиться управлять  его энергией. По мнению некоторых  специалистов, если человек психологически устойчив и привык правильно оценивать критические ситуации, то для него любой кризис – это своеобразный допинг, который позволит проанализировать свои слабые стороны и найти возможности для движения вперед.

Теперь поподробнее поговорим  об “экологических” методах борьбы со стрессом.

1. Мощным антистрессовым  “оружием” являются регулярные  физические упражнения. Ходьба (25-30 километров в неделю) может уменьшить  риск катастрофических последствий  стресса почти на 40 процентов.

2. Аэробика, массаж, упражнения на растягивание также снижают проявления стресса.

3. Кроме мышечной  разрядки, предотвращению сердечно - сосудистых нарушений при стрессе  способствуют положительные эмоции. Недаром говорят, смех - лучшее  лекарство. Так что смейтесь  чаще, смейтесь больше. Не забывайте и об общении с друзьями, которое тоже значительно приподнимает настроение.

4. Такие простые  бытовые способы расслабиться, как  горячая ванна или душ и  травяные чаи вполне могут  привести вас в норму за  довольно короткий промежуток  времени.

5. Стоит так  же отметить и психотерапию. Это  лечение информацией (в том  числе убеждением), которая может  быть адресована к одному больному (индивидуальная психотерапия) или  одновременно к целой группе  пациентов (групповая, семейная  психотерапия).

6. Дыхательная гимнастика, по существу, также является одним из видов психотерапии: она дисциплинирует эмоционально - волевую сферу, внимание.

  1. Пользу приносит и аутогенная тренировка - метод самовнушения. Он был предложен немецким психотерапевтом Шульцем. Первоначально путем самовнушения достигается состояние мышечного расслабления. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма с целью изменить их состояние.
  2. Не стоит игнорировать и медитацию, позволяющую достичь внутреннего умиротворения, отстраненности от мира и обуздания страстей.

В преодолении  стрессового состояния важно  соблюдать режим: в одно и то же время вставать, есть, работать, ложиться спать.

Подводя итог, следует  сказать, что в наше непростое, агрессивное  время люди просто обязаны уметь прогнозировать стрессовую ситуацию, избегать её и противодействовать ей, если она все же имела место быть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Психологические  особенности студенческого возраста

 

 

Вузовское образование, как известно, является завершающим этапом процесса общего образования и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. От качества организации образовательного процесса на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, его готовность решать нестандартные проблемы в производственных и коммуникативных ситуациях.

В отечественной  психологии традиционно подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в развитии психики (вне отрицания  роли наследственности) как его необходимых условий (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, ПЛ.Гальперин и мн.др.) [18].

Процесс психического развития рассматривается большинством исследователей как динамичный процесс  качественных и количественных изменений, в ходе которого возникают новые психические образования. В последнее время находит распространение концепция "неограниченного развития" (Б.Г.Ананьев, И.С.Кон, А.В.Толстых и др.), согласно которой развитие представляет собой поступательное движение, не прекращающееся до момента прекращения самой жизни [20]. Это позволяет предположить, что, если психическое развитие продолжается в течение всей жизни и его показателями являются психические 
новообразования, специфичные для каждого возрастного периода, то студенческому возрасту как социально-психологической возрастной категории, характеризующейся интенсивным развитием всей структуры личности, интеллектуальной системы в том числе, также присущи определенные психические новообразования.

Информация о работе Уровень выраженности стресса у студентов