Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 05:07, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выделить основные подходы к пониманию стресса.
2. Дать понятия стресса и его виды.
Указать основные причины, признаки и стадии стресса.
Выявить отрицательное и положительное влияние стресса на организм человека.
Изучить стрессовые ситуации студентов.
Систематизировать рекомендации “Как противостоять стрессу?”.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стресс и его особенности
Понятие стресса, его виды и стадии…………………………………..6
1.2. Признаки и причины стресса………………………………………….12
Заболевания, вызванные стрессом……………………………………14
Способы борьбы со стрессом…………………………………………16
1.5. Психологические особенности студенческого возраста…………….18
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов
2.1. Предмет, цели, задачи исследования…………………………………24
2.2. Результаты исследования……………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………30
Общая характеристика студенчества как социально-психологической категории показывает, что для него характерно приобретение конкретных представлений, связанных с будущим и определяемых профессиональной деятельностью; требованиями, предъявляемыми профессией; профессиональным и личностным самоопределением.
Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, изменение личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности и принятием новых социальных ролей (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворящина, И.А.Зимняя, Ж.Пиаже, Э.Эрикcон, И.С.Кон и др.) [20].
Если рассматривать студенчество, учитывая возрастные характеристики, то оно, без сомнения, должно быть, отнесено к юности как определенному этапу развития человека между детством и взрослостью. В этом смысле проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были размыты, нечетки, а сами представления о психологических, внутренних критериях развития в юношеском возрасте были неоднозначны и непоследовательны (Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег и др.) [20].
Рассматривая эпоху юности в исторической перспективе, следует отметить, что юность оценивалась однозначно всеми исследователями как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости, хотя в разных исторических обществах оно было ограничено различными возрастными рамками. Само взросление больше связывалось с социализацией, вхождением в мир взрослых и исполнением ролей взрослого.
Постановка проблемы
студенчества как особой социально-психологической,
психофизиологической категории является
научным приоритетом
Исследования в рамках этой школы велись с начала 1960-х годов в направлениях интеллектуального, личностного, социального развития человека в студенческом возрасте. Интеллектуальное развитие в данном возрастном периоде составляет центральную линию развития и связано с учением как основной деятельностью студента, при этом характер ее организации способствует возникновению психических новообразований интеллектуального уровня: чувствительность к проблемам, умение структурировать проблемную ситуацию, продуктивность мышления как умение самостоятельно ставить и формулировать проблемы. Данные многолетних исследований Б.Г.Ананьева и его сотрудников свидетельствовали о том, что студенческий возраст - пора сложного структурирования интеллекта. По мнению М.Д.Дворяшиной [18], период студенчества является периодом становления целостной личности, когда происходит консолидация психических сил человека.
Именно в студенческом возрасте была обнаружена наибольшая переключаемость в образовании сложных психомоторных навыков, наибольшая скорость оперативной памяти и решения вербально-логических задач. Структура интеллекта в студенческом возрасте была исследована в единстве составляющих его компонентов: внимания, памяти, мышления, а также их 29 показателей. По результатам исследований Е.И.Степановой и Л.Н.Грановской [20], были установлены сложные связи между памятью, мышлением и вниманием - основными блоками внутри целостной структуры интеллекта. Становление этой целостности - многолетний и противоречивый процесс, в котором определяющую роль играют образование (объем усвоенных знаний и общий уровень информации) и учение.
Исследования
школы Б.Г.Ананьева показали, что
структурные изменения
Сама учебная деятельность студента в плане осознанности, произвольности, активности, самостоятельности предъявляет ряд требований к психической и интеллектуальной организации человека студенческого возраста. Учебная деятельность студента должна включать в себя проблемно-исследовательский метод среди других форм и методов обучения. Учебная задача, выступая в качестве основного компонента учебной деятельности, позволяет представить всю учебную деятельность в виде системы задач разной степени сложности, данных в учебных проблемных ситуациях и решаемых посредством определенных учебных действий. Учебная задача является, таким образом, средством организации учебной деятельности.
Характерной особенностью студенческого возраста также является потребность в достижениях. Если она не находит своего удовлетворения в основных для студентов видах деятельности, то смещается на другие сферы жизни (спорт, бизнес и т.п.). Человек должен найти для себя область успешного самоутверждения. В противном случае возможны невротизация, уход в болезнь, криминальные структуры. Особенность юношеского возраста - это открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальности, неповторимости, становление самосознания и формирование «образа Я». Самооценка осуществляется молодыми людьми путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я». Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать неуверенность в себе, сопровождаться агрессивностью, развязностью, комплексом неполноценности.
Таким образом, проведенное исследование возрастных и социально-психологических характеристик студенчества позволило не только систематизировать основные новообразования данного возраста, (связанные с принятием роли студента и умениями осуществлять основные действия и способы учебной деятельности; становлением целостности интеллекта в ходе ее переструктурирования; обретением личностного и профессионального самоопределения; усвоением ролей "взрослого"; жизненным "обустройством", началом семейной жизни; формированием социально-ответственного поведения для полноценного участия в общественной деятельности; построением системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения), но и выделить основные психические новообразования в интеллектуальной сфере. В качестве последних выступили изменения в интеллектуальной деятельности студента, связанные с умениями видеть и ставить проблемы, самостоятельно их формулировать, находить пути и средства решения проблемных задач. Выделенные интеллектуальные новообразования были рассмотрены в их взаимообусловленности с процессом обучения и его организацией.
Главное в студенческом возрасте - это профессиональная направленность на подготовку к выбранной профессии, которая очень индивидуальна и вариативна. Именно в этот период - перехода от юности к зрелости - идет становление личности человека. Как считает Н.А.Зимняя [20], студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Студенческий возраст - пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала.
В завершении хотелось
бы сказать, что стресс – это состояние
сильного эмоционального расстройства,
перевозбуждения и
В данной работе мы подробно изучили студенческий возраст как отдельную социально – психологическую категорию и выяснили, что в этом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, изменение личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности и принятием новых социальных ролей. А следовательно, существует и множество неблагоприятных факторов, способных вызвать стрессовую реакцию. Таким образом, мы пришли к выводу, что актуально и целесообразно изучать стресс в студенческой среде.
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня выраженности стресса у студентов.
2.1. Предмет, цели, задачи исследования
В ходе нашей работы было проведено исследование, предметом которого стал стресс в студенческой среде. Изучив различный материал по этому вопросу, мы пришли к выводу, что в психологии наблюдается дефицит научного знания по данной проблеме.
Целью нашего исследования явилось выявление уровня выраженности стресса у студентов; а также разработка практических рекомендаций “Как противостоять стрессу?”. Объектом исследования были выбраны студенты 1, 2, 3, 4 курсов восточного факультета УГПИ, в возрасте 17 – 20 лет. Общее количество испытуемых составило 44 человека, из них 30 девушек и 14 юношей. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
2. Дать понятия стресса и его виды.
3. Указать основные причины, признаки и стадии стресса.
За основу нашего исследования мы взяли тестовую методику по Годфруа, в которой помещены стрессовые ситуации различных уровней. Испытуемым необходимо было оценить по данным заранее баллам события, пережитые ими в течение 12 последних месяцев.
2.2. Результаты исследования
Таким образом, изучив специфики реакций студентов на определённые стрессовые ситуации, мы пришли к выводу, что средний уровень выраженности стресса у студентов восточного факультета УГПИ (864 единицы) превышает уровень стресса американских студентов (767 единиц), на которых были произведены предшествующие исследования по данной методике.
Кроме того, мы выяснили, что на разных курсах этот уровень различен. К примеру, на первом курсе уровень выраженности стресса составляет 982 единицы, что выше среднего балла, который равен 864 единицам. При этом у первокурсников преобладают стрессовые ситуации на уровне личных установок. Если же рассматривать отдельно девушек и юношей, то выясняется, что молодые люди (юноши) на первом курсе восточного факультета более подвержены стрессам со стороны учёбы, а девушки – со стороны личных установок.
Далее рассмотрим второй курс восточного факультета. Здесь уже уровень стресса оказался ниже среднего (653 единицы). При этом для женской половины более характерны стрессовые ситуации на уровне учёбы, а для мужской – на уровне аффективных связей.
Перейдём к
третьему курсу. Проанализировав результаты
проведённого нами исследования, мы пришли
к выводу, что уровень выраженности
стресса третьекурсников
И, наконец, четвёртый курс, уровень стресса которого составляет 699 единиц. Выяснилось, что у студентов четвёртого курса восточного факультета преобладают стрессовые ситуации на уровне аффективных связей. Проанализировав результаты девушек и юношей отдельно, оказалось, что девушки более подвержены стрессам со стороны аффективных связей, а юноши – со стороны учёбы.
Итак, в ходе нашей работы мы пришли к следующим выводам:
Во – первых, мы выяснили, что средний уровень выраженности стресса у студентов восточного факультета УГПИ, который составляет 864 единицы, превышает средний уровень стресса американских студентов, который равен 767 единицам. Во – вторых, мы пришли к выводу, что девушки восточного факультета, у которых уровень стресса составляет 914 единиц, более подвержены стрессам со стороны аффективных связей, а юноши (757 единиц) – со стороны учёбы. Кроме того, мы проследили динамику подверженности стрессам, которая имеет следующий вид: на первом курсе (уровень стресса 982 единицы) студенты наиболее подвержены стрессам на уровне личных установок; на втором (уровень стресса 653 единицы) – на уровне учёбы; на третьем курсе для студентов наиболее характерны стрессовые ситуации со стороны личных установок, при этом уровень стресса составляет 1218 единиц; что касается студентов 4 курса, то у них наиболее преобладают стрессовые ситуации на уровне аффективных связей (уровень стресса 699 единиц).
Заключение
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.
Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучению способов борьбы со стрессами.
В работе даны несколько определений понятия “стресс”. Стресс представляет собой состояние чрезмерной психической напряжённости и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера [2].
В результате теоретического
анализа мы обнаружили, что наиболее
широко употребляемым
Также мы выяснили, что в психологии существуют две базовые концепции на определение понятия стресс. Первая утверждает, что стресс - это определенная ситуация, объективная среда, внешние факторы. Согласно второй - стресс есть внутреннее состояние, которое переживает человек.
Однако на наш взгляд, истина, скорее всего, находится где-то посередине. Стресс - и сложная ситуация, и переживания человека.
Кроме того, мы рассмотрели основные виды стресса и выяснили, как стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям среды.
Информация о работе Уровень выраженности стресса у студентов