Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 14:15, доклад
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.
Всем нам из собственного
жизни простое присутствие другого человеческого существа может быть
чрезвычайно благотворным. Люди часто обращаются за психологической помощью
именно в такие критические периоды, стремясь обрести в лице свидетеля их
личной драмы того, кто обеспечит им поддержку и понимание.
Каждый из нас в той или иной степени чувствителен к проявлениям
внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость к
невербальным проявлениям отношения к нам другого человека отражает базисную
человеческую потребность в межличностных отношениях. Чувствительность к
невербальным проявлениям предъявляет консультантам требование уделять
особое внимание способам “бытия с” клиентом, которые показывают их
способность к установлению контакта. Ведь невербальное поведение и те
сообщения, которые консультант передаёт посредством него, могут влиять на
клиента как позитивным, так и негативным образом. Невербальные проявления
могут способствовать доверию, открытости клиента и исследованию важнейших
измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и даже
сопротивлению усилиям консультанта.
В данном реферате я хотела бы рассмотреть компоненты качества
присутствия, которое можно определить как степень невербального выражения
вовлечённости консультанта в контакт с клиентом в ситуации здесь и теперь.
Демонстрация качества присутствия консультантом служит основой
установления контакта с клиентом в течение первой встречи и поддержания
контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования.
Качество присутствия включает в себя как физическое, так и
психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность здесь крайне
желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия - это
процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе
произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия
позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению
степени психологического присутствия и аутентичности.
Теперь давайте перейдём к рассмотрению отдельных элементов
невербального
общения и тех сообщений, которые
они могут передавать.
Позиция и дистанция
Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не
единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу.
Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и
клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. “Я расположен
к вам, я с вами прямо сейчас” - вот то послание, которое консультант
стремится передать клиенту. Такая позиция свидетельствует о готовности
консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости в беседу и приглашает
клиента к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность консультанта
к прямой встрече воспринимается клиентом как угроза. Эта проблема может
быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить дистанции между
консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым углом и изменяя
дистанцию, можно регулировать степень открытости и участия в контакте.
Изначальное расположение кресел под определённым углом и на определённой
дистанции задаёт последующие возможности регуляции контактной границы
обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2
метра под небольшим углом.
В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в
кресле. Наклон консультанта вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне
интересен ты и то, что ты хочешь сказать”. А отклонение назад часто
сообщает - “Я не совсем с тобой” или “Мне скучно”. Наклон вперёд может
переживаться клиентом, погруженным в болезненные чувства, как поддержка со
стороны консультанта, и, наоборот, отклонение назад - как отстранение и
нежелание иметь дело с его чувствами. Слишком быстрый, внезапный наклон
сокращает дистанцию между консультантом и клиентом, что может нарушить
контакт и восприниматься как вызов. Так, например, консультант может
сказать: “Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы узнать, в чём
вы видите причины всех этих трудностей?”, при этом, как бы нависая над
клиентом, резко наклониться вперед. Такое невербальное поведение может
придать нежелательный смысл вполне уместному вопросу консультанта. И
наоборот, если консультант резко отклонится назад после данной фразы,
клиент может воспринять это как нежелание слушать его жалобы и
пренебрежение к объяснениям их причин.
Хороший консультант с
другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для
клиента, и использует реакции клиента в качестве обратной связи
относительно
оптимальной физической дистанции
и психологической близости.
Открытая поза
Серьёзно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытую и
закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и
его восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными
маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о
меньшей вовлечённости в беседу.
Консультанту полезно
моя поза передает клиенту мою открытость и доступность?” Идеальным
вариантом здесь можно считать ситуацию, когда принятие открытой позы
является для консультанта естественным, аутентичным поведением. Типичным же
является выбор между открытой, но при этом в той или иной степени
неудобной, неестественной позой и комфортной, закрытой позой. В такой
ситуации нужно как минимум отслеживать перипетии смен открытых и закрытых
поз и использовать результаты наблюдения как информацию об особенностях
вашего взаимодействия с клиентом. Это возможно, если периодически
задаваться вопросом: “Что именно в поведении, реакциях клиента вызывает у
меня желание сменить позу?” В ситуации же выбора, например, когда
консультант непреклонно сохраняет открытую позу, но при этом всё его
внимание сосредотачивается на злости на себя и клиента, пожалуй, лучше
занять закрытую, но естественную позу и сконцентрироваться на природе
взаимодействия и скрытых в вашей позе посланиях.
Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидит в ней
весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное
впечатление, когда она будет не напряженной и естественной. Невербальная
естественность включает в себя свободное и спокойное использование вашего
тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает
положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и
дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использование жестов
свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и порой
напоминает
танец.
Выражение лица
Выражение лица является
особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника
свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства
регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является
для клиента непосредственной информацией не только об испытываемых
консультантом
чувствах, но и о его способности сохранять
над ними контроль.
Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой экспрессии и тех
сообщений, которые они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением
мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является
хорошим позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие,
однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении...
Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и
беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает
готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает
превосходство” (Евсикова. Н.И. 1999)
Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если
консультант изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить клиенту,
что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут
свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном
настрое. Страх, восторг, или удивление могут заставить слушателя открыть
рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с
напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: “Я дышу