Вербальные методы коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 14:15, доклад

Описание

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.

Работа состоит из  1 файл

ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.docx

— 91.99 Кб (Скачать документ)

этим  воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни  этот  воздух,  ни

вас”. Это лишь немногие примеры тех  сообщений,  которые  могут  передаваться

выражением  лица  в  процессе   взаимодействия   консультанта   и   клиента.

Отслеживание  консультантом   подобного   рода   мимических   реакций,   как

собственных,  так  и  клиента,  рефлексия  скрытых  в  них  смыслов,   могут

существенно обогатить процесс терапевтической  коммуникации. 

Визуальный  контакт

      Глаза - это, как известно, зеркало  души,  поэтому  визуальный  контакт

можно  выделить  в  качестве  отдельного   специфического   умения.   Прямой

визуальный  контакт - это еще  один  способ  сказать:  “Я  с  тобой,  я  хочу

услышать  то, что ты хочешь сказать”. Как писал  Станиславский.  К.С.  “взгляд

- это  прямое, непосредственное общение  в чистом виде,  из  души  -  в  душу”

(цит. по Лабунской. В.А. 1999). Однако оптимальный вариант на  мой взгляд,

состоит в том, чтобы  поддерживать  визуальный  контакт,  но  вместе  с  тем

периодически  позволять себе отвлекаться и  смотреть  на  другие  объекты,  не

задерживаясь  надолго на них. То  есть,  визуальный  контакт  не  нарушается,

если  время от времени вы отводите взгляд. Но  если  слишком  часто  отводить

взгляд, клиент может воспринять это  как  нерасположение  к  нему,  а  также

свидетельствовать о вашем дискомфорте, вызванном  уровнем  близости  в  ваших

отношениях или личными проблемами,  связанными  с интимностью.  Существует

разница между открытым  прямым  взглядом  и  его  крайностью  -  пристальным

взглядом. Пристальный взгляд  производит  впечатление  активного  участия  в

контакте,  на  самом же  деле  зачастую  он  свидетельствует   о   “мёртвом

контакте”. Пристальный взгляд, как будто человек хочет что-то  разглядеть  в

глазах  собеседника,   может   свидетельствовать   также   о   специфической

потребности в  отзеркаливании,  характерной для клиента с нарциссическим

типом личности.

      Визуальный контакт - это также  средство  взаимной  регуляции   процесса

беседы. Всем нам из опыта повседневного  общения  известно,  что  визуальный

контакт  легко  поддерживается  при   обсуждении   приятной   темы,   однако

собеседники обычно  избегают  его,  когда  речь  заходит  о  запутанных  или

неприятных  вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд  в

сторону, это обычно значит, что он ещё  не закончил говорить.  По  завершении

высказывания  говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику,  как

бы предлагая тому вступить в разговор.

      Некоторым людям трудно вступать  в прямой визуальный контакт,  и поэтому

они избегают его, некоторые боятся выражения  какой-то  идеи  или  эмоции  и

обсуждения  определённых тем и  отводят  глаза,  как  только  “на  горизонте”

появляется  что-то подобное. Если у консультанта есть проблемы  с  визуальным

контактом, если он избегает его, переводит взгляд с объекта на  объект,  или

не сводит глаз с клиента это озадачивает клиента и вызывает напряженность.

      Следя за тем, как складывается  контакт между вами и клиентом, помните,

что визуальный контакт - это процесс взаимодействия двух личностей. Если  те

или иные проблемы с визуальным контактом  возникают не со  всеми,  а  лишь  с

каким-либо одним  клиентом,  то  тогда  имеет  смысл  рассматривать  их  как

потенциальный источник информации о  клиенте.  Так,  например,  если  клиент

избегает  прямого взгляда, отводит  глаза  и  изредка  бросает  на  психолога

взгляд  исподлобья, то причиной  этого  может  быть,  например,  пережитый  в

детстве опыт унижения, когда значимый для него человек ругал его и при этом

требовал, чтобы он смотрел ему в глаза. 

Кивки головой

      Кивки головой - очень хороший  способ  показать  клиенту,  что   вы  его

слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в  том,  насколько

терапевтичным оказывается простое кивание головой,  в сочетании с  хорошим

визуальным  контактом и реакциями типа  “Угу”  и  “Я  понимаю”.  Пожалуй,  не

превзойдённым мастером в этом “простом” деле был Карл Роджерс. К сожалению,

на собственным опыте убеждаешься в том, насколько это сложно. Кивки головой

являются  для клиента непосредственным подтверждением того, что  вы  следуете

за ним, шаг за шагом понимая сказанное.  Это  простейшее  умение,  если  его

последовательно использовать, начинает  выполнять  функцию  обратной  связи.

Отсутствие  кивков сообщает клиенту о недостатке  понимания  и  необходимости

прояснения, а их появление - о том, что  смысл,  который  пытается  выразить

клиент, ухвачен. В заключение хочется заметить, что кивки головой как  ничто

другое требуют меры, так как при их  чрезмерном  использовании они скорее

раздражают  и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

      Тон, темп и громкость голоса

      Голос   является   важным   средством   выражения   целого   диапазона

субъективных  чувств и смыслов. Тон  и  темп  речи  может  многое  сказать  о

эмоциональном состоянии человека. Как правило,  скорость  речи  возрастает,

когда говорящий взволнован, возбуждён  или обеспокоен. Быстро  также  говорит

тот, кто  пытается  убедить  своего  собеседника.  Медленная  же  речь  часто

свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии  или усталости.

      То, насколько  громко  произносятся  отдельные  слова,  может   служить

индикатором силы чувств. Та или иная  фраза,  в  зависимости  от  интонации,

может приобретать различный смысл. Так  можно говорить  уверенным  и  ноющим,

принимающим и извиняющимся, ликующим  и  пренебрежительным  тоном.  Зачастую

люди  реагируют именно на интонацию, а  не слова. Реакция клиента на  то,  что

говорит консультант, во многом связана с  тем, каким  тоном  с  ним  говорят.

Поэтому  консультанту  нужно   постоянно   стремиться   расширять   диапазон

интонационной  выразительности  и  точно,  без  двойных  посланий,  выражать

главное послание. Тон голоса должен  быть  не  просто  доброжелательным,  он

должен  соответствовать тому, что говорится. С  клиентом  не  стоит  говорить

слишком   громко.   Приглушенный   голос   в   большей   мере   способствуют

возникновению у собеседника ощущения доверительности.

      Одним из проявлений голоса  является смех. Смех может звучать  мягко и с

металлическими  нотками, искренне и деланно. В  некоторых  ситуациях  смех  -

это лучший способ снять напряжённость или  избежать погружения в  болезненные

чувства. Смех и  юмор  в  целом  имеют  большой  положительный  потенциал  в

консультативной практике, и его наличие в  умеренных  дозах  -  это  признак

хорошей  атмосферы,   однако   слишком   частые   весёлые   сессии   требуют

исследования.  Кроме  того,  не  стоит  забывать,  что   такие   слова   как

“высмеивать”  и “насмехаться” отражают негативный аспект смеха. Очень  важно,

чтобы клиент не воспринимал ваши шутки  как высмеивание его качеств,  поэтому

нужно крайне  осторожно  использовать  шутки,  в  которых  мишенью  является

клиент. 

Паузы и молчание

      Умение выдерживать паузу является  одним из важнейших  профессиональных

навыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант  предоставляет  возможность

говорить  клиенту,  стимулирует  диалог.  Наличие  пауз  создаёт  в   беседе

ощущение  неторопливости, продуманности  происходящего,  поэтому  не  следует

слишком спешить задавать вопросы или  комментировать то, что говорит  клиент.

Пауза  даёт  возможность  добавить  что-то  к  уже  сказанному,   поправить,

уточнить  сообщение. Пауза подчёркивает  значительность  того,  что  сказано,

необходимость осмыслить и  понять  это.  Молчание  консультанта  акцентирует

предоставленную клиенту возможность говорить и, поэтому,  когда  консультант

заговорит в свою очередь, есть основания ожидать, что его будут  внимательно

слушать.

      Время паузы воспринимается в  беседе по-особому. Минутная  пауза   может

восприниматься  как вечность. Следует помнить, что  чрезмерная пауза  вызывает

тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая  длительность  паузы  зависит  от

стадии  консультирования  и  состояния  клиента.  Фактически,   консультанту

следует выдерживать некоторую паузу  практически  после  любого  высказывания

клиента, кроме тех интеракций, которые  содержат непосредственный вопрос.  На

первой  встрече вряд ли стоит затягивать паузу более  чем  на  20  секунд.  В

последующем  нормальная  пауза обычно  не  превышает 30-40  секунд.  А   в

длительном  курсе  психологического  консультирования  пауза может длиться

минуты.

      Многим  начинающим  консультантам   молчание   представляется   чем-то

угрожающим,   фокусирующим   на   них   всё   внимание,   демонстрируя    их

профессиональную  слабость.  Именно  так  начинающие  консультанты  описывают

периоды молчания. В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь  -

лишь  бы прервать молчание. Обычно в  таких  случаях  консультант  задаёт  не

Информация о работе Вербальные методы коммуникации